Донские казаки – удивительные люди, сочетавшие в себе множество качеств и талантов
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, ИзбранноеЭто и великолепные воины, отличные мореходы, ловкие рыболовы. Для ловли рыбы использовали лодки.
В Старочеркасском музее-заповеднике на основной экспозиции «История донского казачества XVI-начало XX века» представлен очень интересный экспонат, фрагмент лодки-каюка. Каюк был найден сотрудниками Старочеркасского музея во время этнографической экспедиции по Каменскому району Ростовской области, у хутора Старая Станица в 1972 году. Раскопки вели Л.М. Жукова и А.К. Синельников. Каюк датируется концом XVIII века. В фондах музея на хранении находятся фрагменты еще пяти казачьих каюков, датированные периодом с конца XVIII – начало XIX вв.
Как известно, донские казаки, особенно низовые, были заядлыми рыбаками, да и в Дону в те далекие времена водилось огромное количество рыбы. Рыбу выходили ловить на лодках, но лодка, прежде всего, должна была быть тихой и маневренной.
Будара или бударка – самая именитая лодка у казаков. Ее казаки использовали для перевозки грузов на небольшие расстояния. Это длинная, узкая лодка, выдолбленная из одного ствола дерева с наращенными бортами из досок. Размеры будары колеблются от четырех до десяти метров. Будары поднимали груз от 160 до 500 килограммов. Некоторые из будар могли иметь небольшой парус на короткой мачте.
Будары на Дону исчезли давно, наверное, как казаки основательно пересели на коней и необходимость в морских походах отпала.
Каюк, находящийся в Старочеркасском музее-заповеднике, это миниатюра лодки-будары. Лодки- каюки изготавливали из вербы, тополя или дуба. Тополевые и дубовые каюки тяжелее, но долговечнее.
На Дону каюк обычно управлялся одним веслом, двигался бесшумно. С давних времен казаки использовали его для рыбной ловли на тихой воде, в камышах.
Каюки казаки делали каждый сам для себя с помощью топора и различных тесел, которые ковались в станичной кузнице. Каюк – лодка для ловли рыбы, использовавшийся казаками. Вмещал около пяти человек. Сеть сбрасывали в воду с кормы, а в носовой части складывали пойманную рыбу. Плохо приходилось неумелому казаку! Каюк мог перевернуться неожиданно, и выбраться из-под него было очень трудно.
Возможно отсюда идет, всем знакомое, выражение «тебе каюк». «Каюк» – слово тюркского происхождения, переводится как «лодка, челн». Так называли и легкие турецкие суда, и плоскодонные лодки у народов Средней Азии и Восточной Европы, и речные грузовые судна. Но именно их неустойчивость и свойство переворачиваться при неумелом управлении, породило выражение «тебе каюк», то есть без-выходная ситуация и даже смерть. У каюков было еще одно предназначение – на них доставляли по воде на суд преступников.
Размеры каюков сильно различались. На Дону каюк представлял собой небольшую долбленую плоскодонную речную лодку-однодеревку длиной 3,60 метра, шириной 63 сантиметра.
Каюки чаще всего изготавливали из вербы, так как это дерево росло по берегам Дона в большом количестве, а его древесина не рассыхается на берегу и хорошо скользит по воде, что при многочисленных донских водоворотах и перекатах очень важно. Вначале в пойме реки выбирали подходящее дерево (оно должно было иметь толстый ствол), спиливали его, а затем на быках или лошадях волоком тянули туда, где собирались делать лодку.
В первую очередь ствол очищали от коры и сучьев. Затем заготовке начинали придавать форму. При этом верхний слой вербы, находящийся сразу под корой, в месте будущей кормы, пытались максимально сохранить, так как он обладает особым свойством – не пропускать влагу. Это позволяло сохранить древесину в целости и избавляло от необходимости готовить лодку к каждому навигационному сезону.
На Дону нос лодки делали уже выше, а корму ниже и немного шире. Ширина лодки зависела от толщины дерева. Далее в центре ствола делали запилы и специальным скребком выдалбливали лишнюю древесину – делали углубление. Внутри оставляли две перегородки, они служили ребрами жесткости для конструкции каюка. После того, как лодка была готова, ее внутреннюю часть обжигали, чтобы впоследствии древесина не боялась влаги и прослужила хозяину длительное время.
Каюки становились легкими и быстрыми в умелых руках донских казаков. Сами казаки любили говорить, что сидеть на коне и управлять каюком – это у них в крови.
Л.В. Визинская, научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Донские казаки – удивительные люди, сочетавшие в себе множество качеств и талантов"
очень интересная статья, спасибо большое! и в музей надо снова поехать за этой атмосферой истории и стати