Аксайчанин Юрий Трущелев о встрече с автором «Пашкиных историй»
Новость в рубрике: Литературная гостинаяВ феврале этого года в библиотеке им. М.А. Шолохова в Аксае побывали гости из Москвы и Ростова-на-Дону, газета «Победа» писала о встрече, в том числе и в номере от 23 февраля 2025 года. Гости передали читателям библиотеки номера журналов «Литературные знакомства» и «Серебряный сверчок», а также книги со своими произведениями. Отзыв на одну из книг предлагаем вашему вниманию.
Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «все мы родом из детства». Все в человеке – и хорошее, и плохое – берет начало оттуда. Мой дедушка Яков говорил, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки спит, а когда вдоль – поздно, это уже перевоспитание». Лавки раньше широкие были, на них спали и дети, и взрослые.
Из книги П.Г. Кренева «Пашкины истории» мы узнаем ключевые моменты биографии автора, а он не только журналист и писатель, но и кандидат юридических наук и генерал-майор в отставке. Павел Григорьевич долгое время состоял на военной и государственной службе на высших должностях, в том числе в Администрации Президента РФ, был полномочным представителем Президента России в Архангельской области.
Сборник «Пашкины истории» состоит из пяти рассказов, четыре – «от первого лица», то есть автор рассказывает о своем детстве сам. В завершающем рассказе «За форелью» героев драматического эпизода зовут Мишка и Костя, формально рассказ выбивается из «Пашкиных историй». Но место действия – деревня Лопшеньга и ее окрестности, хорошо знакомы читателю по предыдущим историям.
Автор с первых строк рассказа «Теплый песок беломорья», который задает тон всей книги, высказывает любопытное суждение, приведу его целиком.
«Мне повезло – я родился у моря. В том, что мне действительно повезло, я совершенно убежден и всегда считал и считаю, что люди, не жившие рядом с морем, сами того не ведая, лишились возможности познать неоглядность и синеву, настоящий размах и силу. Живущие рядом с морем мне кажутся несравненно более добрыми, размеренно спокойными и мудрыми. Эту доброту и мудрость дарит им море».
При всей огромности России, омываемой множеством морей, не получится, чтобы так повезло каждому россиянину. В селе Журавлевка, где я родился, нет даже речки, а до ближайшего пруда около десяти километров. Но эта хвалебная песнь морю не отвратила от дальнейшего чтения, наоборот, раззадорила. Может, еще и потому, что в числе книг, которые мне вслух читала мама, а потом я их сам перечитывал, была «Встречи в тайге» путешественника В.К. Арсеньева. И там, и тут описывался мир незнакомый, но манящий. На Дальний Восток съездить вряд ли доведется, а о Белом море я до сих пор мечтаю. Еще одна схожесть в детских воспоминаниях – льдина. Моря и речки у нас не было, но был лиман – низина, которая осенью заполнялась водой, зимой замерзала, а весной мальчишки устраивали там бои на льдинах. Нас с братом Геной на лед не пускали, а когда старшие ушли, оставив вместо одной большой, несколько маленьких льдин, мы влезли на ближнюю… и тут же оказались в воде. Благо там было не глубоко, а до лежанки на русской печи в доме бабушки Анюши домчались вихрем.
Еще одной заманухой для меня в этой книге была рыбалка, это страсть, которая поднимала нас в два часа ночи, чтобы пешком успеть к утренней зорьке до Засолочного озера на Ольгинской дамбе. В «Пашкиных историях» и рыба не такая, как в моем детстве, что вдвойне интереснее. Рыбалка – это вообще сквозная тема книги, но особенно обстоятельно о ней в рассказах «Мужской поступок» и «За форелью». Причем, самое ценное в рассказах Кренева – это отношение поколений.
Все вокруг меняется с жуткой скоростью: не только особенный поморский говор, рыбацкая снасть и способы ловли, но и интересы, устремления жителей, как говорят нынче – приоритеты. Пашке и его ровесникам хотелось скорее стать взрослыми, чтобы помогать родителям, ловить рыбу не для забавы, а чтобы стать добытчиком, опорой семьи. Вот и идет десятилетний мальчик на озеро за три километра с ночевкой. И отец ему доверяет, предварительно осмотрев, все ли нужное приготовил. Правда, идет с верным другом – собакой, так и самому мальчику спокойнее, да и родителям тоже.
Подумалось во время чтения этой книги: а может, рыбалка, охота и вообще природа – это и есть наши (отцов, матерей, дедушек, бабушек) лучшие союзники в деле отвлечения детей от виртуального мира? Книги – даже самые хорошие, к сожалению, они читают все меньше и меньше. А что сделаешь – вокруг столько виртуальных соблазнов, где особо думать не надо, характер и волю воспитывать тоже.
Два рассказа – «Моряк со «Стремительного» и «Добрые люди, или Как я поступал в Суворовское училище» стоят в этой книге наособицу. Оба с элементами чудесного, по крайней мере, не свойственного размеренному ходу повседневной жизни. Первый – это вообще праздник, сон наяву для любого мальчишки. Но для того, чтобы он воплотился, наш герой проявил недюжинное упорство и отчаянную храбрость, идя на поводу у своей любознательности. Только сначала любознательность подвела его под монастырь – мало того, что забрался на самую верхнюю площадку маяка, но из любопытства – а как же это устроено – открыл стеклянный колпак и ветер загасил свечу, которую оптика проецировала в мощный луч. Жил три дня в страхе, потому что знал: его вычислят обязательно. Так и произошло, но служитель маяка хода делу не дал, ограничившись обещанием, что больше такого не повторится.
Прошло не так много времени, и любознательность привела Пашку к стоящему на рейде военному кораблю. Привела, ладно – полюбовался бы со своего карбаса, да и погреб веслами восвояси. Нет, мальчик начал кричать, стучать – на шум вышел вахтенный, испугавшись, что ему влетит за то, что прозевал незваного гостя, начал прогонять. В итоге подошел офицер и велел спустить для мальчика веревочную лестницу. Ему устроили экскурсию, накормили, а в довершение чудес, подогнали и перешили под рост и размер морскую военную форму. Одели, полюбовались – значков не хватает. И значками одарили, плюс написали ходатайство для заведующей клубом, чтобы пускали Павла – будущего моряка бесплатно на все детские сеансы. Ну чем не чудо!
Правда, потом выяснилось, что поступать он может только в Суворовское училище. Это уже другая история, в которой все держалось на ниточке, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств, доброте и участию, порой, финансовому, без надежды на возврат денег, совершенно незнакомых Павлу людей, завершилось поступлением. Вот что написал автор в конце рассказа:
«Главное, что хотелось бы сделать – снять с себя груз, который меня тяготит – груз невысказанной благодарности. Они обо всем, конечно же, забыли. А я – помню».
Вся эта книга – благодарность автора родителям, землякам из поморской деревни и всей нашей Великой стране. Великой не только масштабами территории, но и традициями, сберегаемыми из поколения в поколение, историей отстаивания этих традиций от посягательств извне и от наших внутренних «перестройщиков».
Юрий ТРУЩЕЛЕВ



























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!