Л.Н. Тутова: «В год 80-летия Великой Победы над фашизмом главное – сохранение исторической памяти»
Новость в рубрике: Депутаты, МолодежьВ год 80-летия Победы депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Н. Тутова поделилась своим видением о том, как важно сохранить память о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Парламентарий рассказала о реализуемых инициативах, направленных на увековечивание памяти героев и патриотическое воспитание молодежи.
– Лариса Николаевна, насколько полномасштабны мероприятия, которые планируется провести в год 80-летия Победы над фашизмом в Российской Федерации и, в частности, в Ростовской области?
– В год 80-летия Великой Победы над фашизмом главное – сохранение исторической памяти. Запланировано более 200 мероприятий – проектов и акций. Более 500 тысяч добровольцев помогут в организации всех праздничных мероприятий.
Среди ключевых событий – как уже ставшие традиционными, акции – «Свеча памяти», «Сад памяти», «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», так и новые акции и просветительские проекты. Помимо всероссийских масштабных акций на Дону на муниципальном уровне организована работа по увековечиванию памяти защитников Отечества при реализации акции «Память рядом».
Люди находят конкретные имена и события, которые связывают их город, село, улицу с историей Великой Отечественной войны. И отмечают эту связь – мемориальными табличками или сохраняют в названиях улиц.
Запущена электронная карта «Дон помнит». На ней отмечены все памятные места в городах и районах Ростовской области, которые будут приведены в порядок к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Важно, чтобы в огромном количестве предстоящих акций, проектов и мероприятий каждый смог бы найти что-то значимое лично для себя, чтобы не только помнить о подвигах наших предков, но и ощутить сопричастность к самому празднику.
– Как вы оцениваете роль современных технологий в сохранении и передаче исторической памяти о Великой Отечественной войне молодому поколению?
– Современные технологии играют важную роль в сохранении и передаче исторической памяти о войне молодому поколению, делая процесс увлекательным и запоминающимся. Это и виртуальные экскурсии на исторические места. С помощью технологий дополненной реальности можно организовать такие экскурсии, чтобы ученики в школах могли подробнее узнать о событиях Великой Отечественной войны, с которыми связан определенный мемориал или памятник. Интерактивная книга памяти позволяет посетителям сайтов легко находить информацию о ветеранах и почетных гражданах, структурированную по алфавиту. Пользователи могут выбирать фамилии и получать доступ к архивным данным, таким как биографии и фотографии. А интерактивные карты дают возможность каждому посетителю самому стать исследователем и погрузиться в детали исторических процессов.
Все это помогает молодежи не просто знать о подвиге своих предков, но и чтить его, осознавать свою связь с историей и чувствовать ответственность за будущее страны.
– Как реализуется программа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и сохранению воинских захоронений?
– Большая часть моей работы связана с развитием патриотического воспитания и сохранением исторической памяти как на законодательном уровне, так и в практической плоскости. Состояние памятников отражает наше отношение к памяти, к нашим защитникам Отечества. Эти объекты являются не только историческим и архитектурным достоянием, но и символами национальной гордости и единства.
Совместно с «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» и движением «Волонтеры Победы» создан реестр памятных мест, посвященных погибшим мирным гражданам во время Великой Отечественной войны. Уникальность этого реестра в том, что в нем есть памятные места, посвященные именно мирным жителям, которые стали жертвами геноцида. Ранее такого реестра не существовало. Сейчас в мониторинг вовлечены почти все регионы России. Сформированы рабочие группы, которые анализируют документы, проводят мониторинг, посещают памятные места.
– Как вы оцениваете развитие детских общественных объединений по воспитанию патриотов («Движение первых», «Юнармия»)?
– «Движение Первых» предлагает разнообразные мероприятия, охватывающие широкий спектр интересов: спорт, творчество, волонтерство, путешествия и многое другое. В рамках своей деятельности Движение занимается организацией патриотических мероприятий. Например, к Дню Победы организация запустила акцию «Окна Победы», где предложила россиянам выставить символы Победы в окна своих домов. Также проводятся мероприятия «Хранители истории», «Семейная команда» и другие. Во всех школах действуют программы обучения традиционным ценностям: любви к Родине, уважению к культуре страны и старшему поколению. Каждая учебная неделя начинается с поднятия флага и «Разговоров о важном».
С созданием в 2016 году Всероссийского движения «Юнармия» военно-патриотическое движение юных дончан получило новый вектор развития. В условиях специальной военной операции родилась новая традиция – присваивать юнармейским отрядам имена Героев СВО. За восемь лет количество ростовских юнармейцев увеличилось в сто раз.
Важно отметить, что донские юнармейцы принимают участие во всех патриотических и социально значимых акциях и мероприятиях области, в том числе, в церемониях возложения венков и цветов к мемориалам воинской Славы, в военном параде на Театральной площади 9 мая. Под чутким руководством своих наставников ребята неоднократно становились победителями и призерами региональных и всероссийских мероприятий.
– Планируется ли расширение программы по включению дополнительных исторических материалов о Великой Отечественной войне в учебные программы школ и вузов?
– 2024 год уже принес немало изменений в школьную программу как в структуре учебной программы, так и содержании образовательных курсов.
Прежде всего, меня как историка-предметника не может не радовать тот факт, что с этого учебного года была расширена школьная программа по истории. Это позволило уделить больше времени изучению важных исторических событий и процессов. Например, школьники более подробно изучают периоды Великой Отечественной войны, реформ Петра I и других ключевых событий, которые формировали современную Россию. Кроме того, в рамках новых учебных модулей рассматриваются такие темы, как борьба с фейками и дезинформацией, что поможет учащимся развить критическое мышление и умение анализировать информацию.
Министерство просвещения Российской Федерации и педагогическое сообщество нашей страны прилагают все усилия для сохранения исторической памяти и связи между поколениями. В настоящее время в образовательных программах на изучение Великой Отечественной войны в 10-м классе в три раза увеличено количество уроков – с 6 до 18, причем отдельные занятия посвящены Сталинградской и Курской битвам. Кроме того, реализуются такие проекты, как «Без срока давности», и другие мероприятия, направленные на патриотическое и духовно-нравственное воспитание наших детей и подростков.
– При вашей поддержке в Ростовской области проходи- ли съемки фильма «Стоять насмерть»…
– Сальские земли, где разворачиваются события фильма – это моя малая родина, мой избирательный округ. И все, что с ним связано, мне близко и дорого.
Важно сохранить историю нашей страны, пресекая любые попытки переписать ее. Защитить память о тех, кто уже не может постоять за себя сам, – наших дедах и прадедах, которые самоотверженно сражались за Родину. Победа далась нам дорогой ценой в 27 миллионов жизней. Мы должны всегда помнить об этом и быть достойными подвига тех, благодаря кому живем.
Я благодарна всем, кто оказывал поддержку и помощь в создании кинокартины. Наша общая задача – отдать дань памяти подвигу нашего народа.
Очень хочется, и я буду этому содействовать, чтобы художественно-документальный фильм «Стоять насмерть» попал на пятый Международный фестиваль правильного кино, для участия в котором отберут более 250 картин, в том числе из стран СНГ и БРИКС. Будем поддерживать своих!
Анна СЕМЕНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!