Не гражданский гражданский Воздушный Флот СССР
Новость в рубрике: Ветераны, Защита ОтечестваМы продолжаем рассказ о событиях в авиации, происходившие на Донской земле. Сегодня мы рассказываем о 1940 – 1944 годах, когда во время Великой Отечественной войны транспортная авиация стала серьезной составной частью Вооруженных сил страны, и имела огромное значение для победы над врагом.
Постановление «О работе Гражданского воздушного флота в военное время», с визой Сталина. Постановлением СНК СССР от 23 июня 1941 г. утверждено Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время. В оперативном отношении Гражданский воздушный флот подчинен Наркомату обороны СССР. За начальником Главного управления ГВФ полностью сохраняется техническое и административно-хозяйственное руководство гражданским воздушным флотом.
1940 – в СССР насчитывалось около 4000 гражданских летчиков и до 3000 самолетов, из них 220 – 300 транспортных. Тогда еще в Красной армии отсутствовали свои подразделения военно-транспортной авиации. Предполагалось, что в случае войны все самолеты, личный состав и технический парк ГВФ перейдет на военные рельсы и будет обеспечивать войска всем необходимым. Так и произошло.
1940 – в стране уже насчитывалось уже полторы сотни аэропортов и аэродромов.
1940 октябрь – на базе авиационной армии резерва Верховного Главнокомандующего создается Дальняя Бомбардировочная Авиация Главного командования (ДБА ГК). Как главное транспортное звено Гражданский Воздушный Флот входит в состав ДБА и является исполнителем по доставке военных грузов и военных специалистов по всем фронтам и на территории, захваченной противником.
1940 ноября 05 – принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР, № 2265-977СС, Сов. Секретно (Особая папка) «О Военно-Воздушных Силах Красной Армии», согласно которому в целях повышения специальной подготовки дальнебомбардировочной авиации, соответствия возлагаемым на нее задачам, сформирована 50-я авиационная дивизия Дальнего Действия (ДД), с базировкой аэродром Центральный Ростов-на-Дону и аэродром Хотунок, Новочеркасск.
Приказ об использовании гражданского воздушного флота в военное время № 0047 9 июля 1941 г. 1941 июль 09 – Приказ №007 об использовании ГВФ в военное время, подписал Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР и начальник Генерального Штаба генерал Армии Жуков Г.К. Приказ издан во исполнение Постановления СНК СССР от 23 июня 1941.
1940 ноябрь 06 – принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 2276 «Об организации специальных средних школ Военно-воздушных сил». В Ростове-на-Дону, в системе народного комиссариата просвещения, была создана специальная средняя школа №10 Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов), или Ростовская специальная средняя школа ВВС, с целью подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии.
1940 декабрь – в СССР, тогда еще в Красной армии, отсутствовали свои подразделения военно-транспортной авиации, реорганизация только начиналась. Предполагалось, что в случае войны все самолеты, личный состав и технический парк гражданской авиации перейдет на военные рельсы и будет обеспечивать войска всем необходимым. Наиболее приспособленным для транспортировки войск и грузов был двадцатиместный самолет ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84) В 1940-х это был самый массовый гражданский самолет в стране, далее был переименован в самолет Ли-2, в год выпускалось более 530 подобных воздушных судов.
1941 январь 01 – на начало ВОВ СССР, ВВС и ГВФ, располагал 26392 самолетами, из них около 15000 были боевыми, более 11000 транспортных самолетов, из них около 3000 самолеты это были самолетами Гражданского Воздушного Флота. Германия располагала около 1900 самолетами.
1941 – накопленный серьезный и печальный опыт полетов и действий во время финской войны, как нельзя лучше пригодился с лета 1941 года.
Захаров Константин Иванович, подполковник, летчик-штурман, начальник Ростовского гарнизона ГВФ и начальник аэропорта Ростов на Дону в 1941 году, воевал в составе авиационных частей гражданской авиации, был командиром эскадрильи, в особой авиагруппе Гражданского Воздушного Флота, которая входила в оперативное подчинение 56-й отдельной армии Южного фронта, начальником штаба 8-го (командир Гарниер Н.Н.), 14-го, 26 авиаполков, награжден двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I и II степени.
1941 июнь – с первых дней войны самолеты и летчики всего Гражданского Воздушного Флота переключается на задачи по выполнению военных операций, авиаподразделения доставляли на передовые позиции боеприпасы, медикаменты, консервированную кровь, вывозили раненых, перебрасывали с одного участка фронта на другой офицеров связи, бомбили передний край обороны противника, летали в тыл врага и к партизанам.
1941 июнь – парк самолетов ГВФ к началу ВОВ насчитывал до 3000 машин и 4000 летчиков. Матчасть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны (первый опыт – война с Финляндией), причем резерв хорошо подготовленный и способный к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время.
1941 июнь 23 – Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР вынес специальное постановление «О работе Гражданского воздушного флота в военное время», т.е. о подчинении Гражданского Воздушного Флота, в оперативном отношении, Народному Комиссариату Обороны (НКО) СССР, и формировании из личного состава и самолетов ГВФ особых авиационных групп, которые передавались в оперативное подчинение командующим воздушными армиями фронтов и военно-воздушными силами флотов.
Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР, Сталин. И.В.
1941 июль 09 – вышел Приказ №0047 об использовании ГВФ в военное время, который формально исполнялся до 1992 года.
1941 ноябрь – враг подступил к Ростову-на-Дону. При вывозе раненых с линии фронта героизм проявили Павел Решетов, Мария Максимова и другие летчики Ростовского авиаотряда, базирующегося в Ростовском аэропорту.
1941 ноябрь – назначенному руководителем Ростовского аэропорта К.И. Захарову пришлось организовывать размещение беспрерывно прибывавших раненых воинов, беженцев, затем эвакуировать их в восточные районы страны. В связи с приближением гитлеровцев к Ростову командование приказало Захарову подготовить к взрыву объекты связи и радионавигации, бензосклад, телефонную станцию, перед уходом из аэропорта разрушить инженерные коммуникации. Группу подрывников возглавил сам начальник аэропорта. Как только фашистские танки появились на восточной окраине аэродрома, раздались взрывы.
1941 ноябрь 21–29 – даты первого захвата Ростова-на-Дону войсками вермахта, первая оккупация города. Несмотря на многотысячные потери с обеих сторон, гитлеровцы восемь дней удерживали донскую столицу, и этот период вошел в историю как «кровавая неделя».
1941 декабрь 01 – на базе 17 и 18 транспортных авиационных отрядов (созданных в июле 1934 года, Ростов-на-Дону) Азово-Черноморско-Кавказского УГВФ, сформирована Ростовская транспортная авиаэскадрилья, Северо-Кавказской особой авиагруппы ГВФ (структура ВВС СССР). Авиагруппа расформирована в июле 1947 года в связи с формированием 34-го Транспортного Авиационного Отряда ГВФ (Ростов-на-Дону).
1942 – в соответствии приказом Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), создан, отряд специального назначения ГВФ, командиром которой был назначен Гарниер Николай Николаевич, этот отряд (особая группа) был зачислен в 8-й авиаполк ГВФ, отдельной дивизии Генерального штаба.
1942 апрель 26 – издано Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657 и приказ наркома обороны № 126 о полном подчинении ГВФ командующему ВВС Красной Армии.
1942 август – в период с августа 1942 по апрель 1943, в боях по обороне Кавказа принимали – 10 Гвардейская авиатранспортная дивизия, 23 и 69 отдельные авиаполки ГВФ. За указанный период выполнено полетов – 73 381, налет часов составил – 99 906 часов. Средняя продолжительность одного полета составляла 1 час 21 минута. Перевезено людей – 5087, перевезено грузов – 6914 тонн, в числе грузов перевезено боеприпасов 780 тонн, горючего 370 тонн. В день экипажи ГВФ выполняли по 8–10 полетов.
1942 августа 03 – урожденный станицы Аксайской, Николай Гулаев сбил свой первый самолет. В своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолета противника, став самым эффективным военным летчиком СССР Второй мировой войны.
1942 октябрь – Петр Лебеденко, летчик, писатель, фронтовик, впервые встретился с Шолоховым М.А., в октябре 1942 года на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника.
1943 февраль 14 – освобождение Ростова-на-Дону, наступил день второго и окончательного освобождения Ростова-на-Дону. Всю Ростовскую область полностью освободили 30 августа этого же года.
1943 август 21 – ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Им предусматривалось открыть к 25 августа 1943 г. регулярное движение на авиалиниях Москва – Орел – Курск – Харьков и Москва – Воронеж – Луганск – Донецк. 1-ю авиатранспортную дивизию привлекли к обслуживанию авиалинии из Москвы в Баку, Тбилиси, Краснодар, Ростов и другие крупные центры, а специальную авиатранспортную эскадрилью – к регулярным полетам из Москвы в Куйбышев, Алма-Ату, Харьков и на открывшейся международной трассе Москва – Тегеран – Москва. Всего в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях, на которых работали самолеты Ли-2 и С-47. В СССР по ленд-лизу было поставлено 707 самолетов Douglas C-47 Skytrain. Для обслуживания открывшихся линий Советское правительство выделило ГВФ дополнительно 125 самолетов.
1943 август 22 – документально Гражданский Воздушный Флот (ГВФ) переведен в подчинение командования Авиации Дальнего Действия (АДД), а фактически переподчинение произошло еще в июле 1943 Фактически все приказы и распоряжения на выполнение полетных заданий исходили от штаба командования дальней авиацией СССР.
1943 август 30 – освобождение от фашистов всей территории Ростовской области.
1943 ноябрь 26 – транспортный самолет ГВФ Douglas C-47 Skytrain, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, доставил Сталина утром 26 ноября 1943 года в Тегеран, на знаменитую встречу с Черчиллем и Рузвельтом в ноябре-декабре 1943. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Это был единственный полет Сталина на самолете. Командир воздушного судна (КВС) был личный пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Именно тогда Сталин сказал знаменитую фразу – «полковники чаще водят самолеты, чем генералы». «Около полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Так получилось, что Иосиф Виссарионович Сталин стал первым руководителем СССР, который летал на самолете.
1944 – в этом году был достигнут самый высокий уровень выпуска самолетов за всю историю человечества. За год построено около 240 тысяч самолетов, то есть, 1/9 общего выпуска за весь ХХ век. Бесспорным лидером стали США: они нарастили производство более чем в 10 раз. Что касается структуры, то, естественно, везде резко снизилась доля учебных и транспортных машин из-за увеличения доли боевых самолетов.
1944 – начала свою деятельность Ростовская Областная станция санитарной авиации. Работа санитарной авиации на всех участках фронта и за линией фронта была крайне полезной, т.к. загрузка самолетов была в обе стороны, на линию и за линию фронта – боеприпасы, медикаменты, продукты, документы, и т.п. обратно раненых и офицеров связи.
1944 апрель 7 – все знали, что война заканчивается, но еще никто не знал, когда это произойдет, главное управление ГВФ издало приказ «О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в ГВФ, о разработке плана развития ГВФ в мирное время». Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объема авиаперевозок приходилось на долю «гражданских» рейсов. Началось возрождение гражданской авиации, практически кровеносной системы огромной страны
1944 май – в составе Авиации Дальнего Действия (АДД) было 8 авиакорпусов, 22 дивизии, 66 полков, в нее также входили воздушно-десантные части и основные силы ГВФ. В декабре 1944 АДД переформирована в 18-ю воздушную армию. Все время существования АДД ее возглавлял главный маршал авиации А.Е. Голованов. За годы войны Авиация Дальнего Действия (АДД) выполнила около 215 тыс. самолето-вылетов и сбросила на противника около 2 млн. 266 тыс. бомб. Совершено 27 тыс. самолетовылетов для ведения воздушной разведки, высадки десантов, транспортировки грузов.
1944 май – из пилотов, прибывших с фронта продолжавшейся Великой Отечественной войны, в Ростове-на-Дону, в составе Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ, был сформирован отдельный авиаотряд, базировавшийся в аэропорту Ростов-на-Дону, основная задача которого наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение на Дону, а также восстановить наземных сооружений для обеспечения полетов гражданских самолетов.
1944 май – был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота (№18, предположительно), базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И летчики справились с этой задачей. Уже в 194 году, из Ростова-на-Дону на самолетах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань.
1944 июнь ХХ – начальником Главного Управления ГВФ Астаховым Федором Алексеевичем утверждено положение (документ ДСП) о Северо-Кавказском отдельном авиаотряде спецпримения и местных воздушных линий (пролог Ростовского ОАО)
1944 июль 03 – началась эксплуатация самолетов Ли-2 в Ростове, в Ростовской авиа эскадрильи Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 34-й Ростовский транспортный авиаотряд СКУ ГВФ), из 3-ей отдельной учебной авиационной эскадрильи Азербайджана поступил для эксплуатации ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ Ли-2 в Ростове, бортовой номер СССР-Л4118.
1944 августа 12 – самый эффективный военный летчик Второй мировой войны, урожденный станицы Аксайской, Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190».
1944 октябрь – авиационный завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Завод № 87 вошел в состав завода № 168, организованного еще июле 1939 года, все эти производства, в последствии, стали производственной базой предприятия Роствертол.
1944 октябрь 14 – Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.
1944 ноябрь – части ГВФ переведены на штаты, организационно аналогичные частям ВВС, с тех пор структура авиаотрядов ГВФ практически полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил.
1945 – авиастроительная промышленность СССР способна была выпускать около 42000 самолетов в год. Всего за годы войны было выпущено 213 742 самолета, в том числе и транспортных.
1945 – в Ростове-на-Дону образован 227-й авиационный отряд специального применения (АОСП) Северо-Кавказского Управления ГВФ.
1945 мая 8 – еще до подписания акта о капитуляции И. В. Сталин подписал указ Президиума Верховного Совета СССР о провозглашении 9 мая Днем Победы.
1945 май 9 – утро, Центральный аэродром Москва, самолет Ли-2 транспортной авиации ВВС СССР, командир Семенков Алексей, белорус, доставил из Карлхорста акт в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая было объявлено Днем Победы в Великой Отечественной войне.
1945 июль 23 – издан Приказ Начальника Главного Управления ГВФ о реорганизации Северо-Кавказских авиаотрядов ГВФ в Северо-Кавказское управление ГВФ, в состав которого входили 77 и 78-й авиационные (летные) отряды Ростова-на-Дону. Пролог Ростовского Объединенного Авиаотряда с 1963 года.
1946 – в аэропорту Ростов-на-Дону была образована служба управления воздушным движением (УВД), которая в своем развитии через 40 лет стала одним из самых крупных центров УВД в России.
1946 май 09 – выходной день по случаю Дня Победы. С 1948-го по 1964 годы День Победы официально в СССР не отмечался.
1946 июнь 1 – приказом министра ВС СССР № 17 утвержден «Дисциплинарный устав ВС СССР», отменивший ДУ КА–40 и ДУ ВМФ–40.
1946 июль 09 – первым нормативным актом о ГВФ после войны было Постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. №1510 «Об утверждении структуры и положения о Главном управлении гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР».
1946 август 18 – вышел номер газеты «Правда» с поздравлениями Сталина, министра вооруженный сил СССР, генералиссимуса Советского Союза, по случаю Дня авиации.
1946 октябрь – приказом ГУ ГВФ были восстановлены учебные курсы и создан 9-й Авиационный учебно-тренировочный отряд ГВФ (9 УТО) в Ростове-на-Дону, командиром которого был назначен Быба Александр Зиновьевич, он руководил отрядом до 1952 года.
1947 январь 29 – возобновил свою деятельность Киевский институт инженеров ГВФ (расформированный в сентябре 1941 г.)
1947 – начало эксплуатации многоцелевого самолета Ан-2 конструкции О. К. Антонова. Самолет выпускает с 1947 года по настоящее время, вот уже более 75 лет. По этому показателю он занесен в книгу рекордов Гиннеса.
1947 май 09 – выходной день по случаю Дня Победы. Но с 1948-го по 1964 годы День Победы официально в СССР не отмечался.
1947 июнь 01 – самолет Ил-12 конструкции С. В. Ильюшина совершил полет. Это был первый советский специально спроектированный пассажирский самолет, пролог самолета Ил-14.
1947 июль – 1952 сентябрь – на базе Транспортной Авиаэскадрильи, Отдельного авиазвена Ли-2, (1941.12.01) образован 34-й Ростовский Транспортный АвиаОтряд (ТАО) СК УГВФ, с 1952 сентябрь – Ростовский Авиаотряд СК ТУ ГВФ, с 1963 январь Ростовской Объединенный авиаотряд.
1947 декабрь 19 – принято очередное Постановление № 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил).
1948 – завершено восстановление аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону. В восстановлении аэровокзала участвовали военнопленные.
За время войны в СССР было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600 пилотов. Из них 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. Небоевые потери составили 3994 летчика. Это огромные потери.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Ангелина Полякова, учитель английского языка Лицея № 1 Аксай
Ирина Генриховна Брызгалова, историк, доцент, кандидат исторических наук Институт истории и международных отношений Южного Федерального Университета
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА































Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!