О боевом пути ветерана Великой Отечественной войны аксайчанина В.В. Черного
Новость в рубрике: ВетераныВасилий Федорович Черный родился 15 февраля 1924 года в селе вторая верхняя Покровка Старобельского района Луганской области, на Украине. Мать звали Феодосия Николаевна, а отца Федор Григорьевич. Оба одногодки 1885 года рождения. Мать была неграмотная, не умела читать, летом работала на сезонных работах. В остальное время занималась домашним хозяйством и детьми. Отец был заведующим птицефермой (оба работали в колхозе). В семье Черных было восемь детей. Василий был седьмым ребенком. К сегодняшнему дню он остался один в живых, двоих убило на войне, один умер своей смертью в 1997 году.
В 1941 году Василий был направлен на учебу в ФЗУ на Голубовские рудники Донбасса при шахте 100. Его зачислили в группу по специальностям каменщик, штукатур, маляр. Учеников быстро научили ремеслу, как класть камень на камень, чтобы ровно было и по горизонтали, и по вертикали. Им нравились эти профессии. Происходило это в самом начале войны. Уже в июле 1941 года их перебросили на другое место работы. Срочно строился аэродром в Славяно-Сербском районе. «Мы очень старались, от рассвета до заката трудились, – рассказывает Василий Федорович. В октябре 1941 года Василий впервые узнал что такое фашистский налет. Самолет дважды облетел вокруг аэродрома и сбросил бомбы на посадочную площадку.
«Такой ужас, мы семнадцатилетние юноши, впервые увидели здесь. Мастер нас собрал, успокоил и отвел в училище, откуда нас и отправили в глубокий тыл, в город Сталинград в ремесленное училище». Там их встретили с распростертыми руками. Директор ремесленного училища при заводе «Баррикады» Твердохлебов одобрил их и сказал: «У нас станете мастерами по металлу, мы вас научим».
И правда, научили быстро. Пришли к ним мастера по токарному делу, показали, что и как нужно делать, и к концу дня ученики первую деталь сделали сами. Работа очень понравилась новым мастеровым. Стружка так и вьется от резца в виде пружины. Научились одну деталь делать и делали ее, недели две, много для фронта нужно было. Работали по 12 часов, в две смены. Восемь месяцев новобранцы трудились, и вдруг опять фашистский самолет к ним с разведкой прилетел, сделал облет и сбросил бомбы над заводом «Баррикады». Попал в проходную, убило вахтера и одного ученика.
18 августа всех собрали в военкомате, выдали сухой паек на три дня и отправили вниз по Волге, в город Астрахань. Василий Федорович был призван в армию в 1942 году, в Сталинграде. Службу проходил в артиллерии. Три месяца обучали новобранцев военному делу, овладению навыков работы с 82-мм минометом, гранатой, а из более сильных ребят сформировали отдельный 664-й дивизион 120-мм минометов. Командовал им капитан Жук. Использовали конную тягу, возили в повозке тяжелые части орудий. Вес, к примеру, по частям составлял: ствол 101 кг, плита – 103 кг, двунога – 82 кг. Было чем тренировать мышцы. Вот и ворочали.
Армия входила в Южную группировку войск. Как только от Сталинграда погнали немца, они не успевали догонять вражескую пехоту по Калмыкии и Сальским степям. Враг часто делал налеты, бомбил, обстреливал с пулеметов. Однажды угодили в повозку связистов, погиб ездовой и лошади. Для мальчишек это было личное горе, ведь на глазах у всех погиб их военный товарищ. По-настоящему стали воевать при освобождении Батайска и Ростова. Огневая позиция была в районе товарной станции, за железнодорожной насыпью.
Хорошее укрытие. «Нас можно было поражать только с воздуха. Но мы там ни разу не отстреливались. Хорошо работали наши танки, авиация», – вспоминает Василий Федорович. В феврале 1943 года они уже были под Миусом. Немец занимал выгодные высоты, а они заняли оборону в противотанковом рве, который шел рядом с булыжным шоссе. Врылись в землю. И вот однажды затемно приезжают две наши «Катюши» и против наших позиций готовятся к стрельбе по высотам противника. Командир батареи капитан Мишуров стал уговаривать отъехать дальше, чтобы на них не последовал ответный огонь. Слава Богу, обошлось. Немцы очнулись, когда «Катюши» были уже далеко в тылу. Теперь было видно, как они работали. Вся немецкая высота вспыхивала огнем.
Однажды был отдан приказ открыть беглый огонь по скоплению противника. Солдатики отстрелялись и бегом ринулись кто куда, по рву. Противник их засек и дал ответный огонь. Когда все утихло, они вернулись на свои позиции. Подошли, а миномета и бойца нет. У них там была землянка, ниша, куда они прятались при налете. Все теперь засыпано, а в одной из ниш видны чуть-чуть пальцы руки. Раскопали, а это боец Дорофеев. Он пришел из пополнения, ран не было, но, видно, задохнулся под землей, они то долго не приходили на это место, а вдруг еще выстрелит. Завернули его в палатку, а ночью приехал старшина и забрал его. Погибших хоронили в братской могиле. Ну, а где же миномет? Когда стемнело, пошли его искать. Нашли далеко за булыжной дорогой, лежал в бурьяне. Вот такой силы была взрывная волна. Снаряд попал прямо в миномет. Это уже третий случай в их расчете.
Все горели желанием отомстить фашистам. Долго они держали оборону на Миусе, а затем прорвали оборону противника. Теперь их ждал Днепр. Форсировали его в районе Малой и Большой Лепатихи. Уже чувствовалось превосходство наших войск и приближение великой Победы. «Мысль, высказанная нашим верховным командующим «Наше дело правое, мы победим!», не покидала нас ни на минуту». Они наступали в направлении города Николаева. В селе Мешковка 24 марта 1944 года Василия Федоровича ранило. На этом его боевые действия закончились. Выписан был строевым в конце 1944 года и направлен в 1200-й запасной полк, где окончил курсы младших командиров в звании старшего сержанта.
За отличную боевую и политическую подготовку его оставили в полку для обучения нового состава младших командиров. «День Победы мы встретили в Австрии. Столы не накрывали, музыки не было, нам и так было радостно. Казалось, и земля, и дома, и деревья – все радостью дышало. Мечтали о доме, о родных. Они не меньше нашего хлебнули в войну горя, особенно в оккупированных районах. Особенно в оккупации помога-ли наши партизаны. Мы знали, что они нас ждут, и встреча состоялась. Именно наш учебный полк прошагал пол Европы, от Австрии до своих границ. Каждый населенный пункт проходили строевым маршем с песней. «Знай наших» и «Тихо, муха, не гуди». Любимыми были военные песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», «Сталинград мы в боях отстояли, отстоим мы родной Ленинград». Они очень нас воодушевляли. А в минуты затишья нас не покидала мечта – эх, «как бы дожить бы до свадьбы- женитьбы и обнять любимую свою».
Так и окончил Василий Федорович Великую Отечественную войну старшим сержантом, демобилизовался в 1947 году. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными медалями. Вернулся домой в село. Первым делом женился на Марии, потом уехали на Донбасс. Там сестра работала на шахте лебедчицей. А Василий Федорович устроился в пекарю при шахте тестомесом, где и проработал 17 лет.
Три года они с женой жили по квартирам, но тогда выдавали землю всем защитникам, по 12 соток для застройки. Построили дом. Голодно было, поэтому решили разводить курочек, спустя время подсобирали денег и на корову. Теперь в доме были и яйца, и молоко. Было чем кормить троих деток. После смерти жены Василий Федорович затосковал и вернулся в Аксай в места где сражался за каж- дый клочок земли, где был знаком каждый придорожный булыжник…
Ангелина Шаповалова, Даниил Меликьян, учащиеся Реконструкторской СОШ, 9 класса (по воспоминаниям В.В. Черного и его родных)



























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!