В Старочеркасском музее-заповеднике расскажут о донском фотографе И.В. Болдыреве
Новость в рубрике: Избранное, КультураВ истории отечественной фотографии имя Болдырева незаслуженно забыто. Талантливого художника, фотографа современники не смогли оценить по достоинству, а его изобретения так и остались нереализованными.

Фотокопия И.В. Болдырева «Казачки в праздник. Цимлянская станица». / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
Иван Васильевич Болдырев один из первых научился фотографировать в темноте, фиксировать людей в движении, показывать особую глубину перспективы кадра. Он изобрел короткофокусный объектив, передающий не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. Ему удалось сконструировать точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже».
«Донской Кулибин» работал над созданием «смоловидной пленки-пластинки» для замены тяжелых стеклянных негативов. «Я приготовил такую пленку, которая не боится ни сырости, ни высокой температуры, и, положенная в воду на сутки, она нисколько не изменяется, остается такою же прозрачною и эластичною», – писал фотограф.
В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве И.В. Болдырев экспонировал объектив, образцы пленок и сделанные с их помощью фото. Фотографии намеренно не были отретушированы, чтобы зрители и эксперты могли достоверно убедиться в высоком качестве пленочных негативов, с которых отпечатали снимки.
Результаты оказались шоки-рующими. За фотографии Болдырев получил бронзовую медаль. О пленке услышал лишь добрые отзывы некоторых коллег, а объектив остался незамеченным.
В экспертном Русском техническом обществе гениальные открытия сочли пустыми затеями. Там посчитали, что «смоловидная лента», фотозатвор и революционная оптическая система не имеют будущего.
Недоверие профессионалов к «дилетанствующим» занятиям донского самоучки помешали увидеть большие перспективы болдыревского изобретения. А оно почти на десять лет опередило использование гибкой пленки знаменитой фирмой «Истмен-Кодак».
Сам Иван Васильевич, активно используя собственные инновации, достиг больших успехов в фотосъемке и проявил себя как выдающийся фотохудожник. В 1875 – 1876 годах Болдыревым была сделана коллекция превосходных фотографий, которые вошли в цикл «Виды и типы второго Донского округа» или «Донской альбом».
Эти снимки высоко оценили современники, в том числе Владимир Васильевич Стасов. Выдающийся критик называл их «бытовыми картинами…, точно созданными талантливым художником». Он считал, что фотографические портреты донских казаков так же выразительны, как и жанровые полотна художников – передвижников.
В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранится 75 фотокопий И.В. Болдырева. В книге поступления музейных предметов они записаны как серия фотографий «В станицах Дона». На некоторых есть аннотации и автограф самого автора. Для историков, краеведов, музейщиков эти фотографии являются подлинными документами, повествующими о жизни донского казачества, о его нравах, устоях, обычаях.

Фотокопия И.В. Болдырева «Донской казак 73 лет с женой».
/ ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
Ивана Васильевича интересовало, буквально, все: лица, одежда, жилища, занятия. Его снимки в полной мере отразили весь уклад жизни родного Дона. Это неудивительно, ведь снимки сделаны не просто фотографом, а потомственным казаком, который отлично знал все тонкости быта местного населения, каждую деталь и даже многих людей, изображенных на снимках.
Фото, отснятые в станицах Цимлянской, Кумшацкой, Есауловской, хуторе Гнутове запечатлели будни и праздники донских казаков: поездки на ярмарку, народные гулянья, станичные сходы, проводы казаков на службу, хозяйственные работы.
Панорамные виды донских станиц (фото «Цимлянская станица», «Кумшацкая станица, общий вид», «Улица станицы Кумшацкой») переносят нас на много лет назад, дают возможность прогуляться по старинным улицам конца XIX века, познакомиться с жилой архитектурой того времени.
Перед нами разворачиваются целые жанровые сцены. На одних снимках шумит пестрый базар Цимлянской станицы, в хуторе Гнутовом собираются на смотр казаки, казачки водят праздничный хоровод, многочисленное семейство, расположившись на крылечке куреня, с удовольствием позируют фотографу. На других фото можно увидеть повседневные занятия: работа на винограднике, стрижка овец, выпас скота, полив огорода, ремонт куреня.
Фотографии И.В. Болдырева – это целая галерея представителей донского казачества: атаманы и рядовые казаки, черноглазые красавицы в праздничных «кубиляках» и пожилые женщины в простой одежде, девяностолетний старик и четырехлетний казачонок верхом на коне. Все сцены не постановочные, а тонко подмеченные события из обыденной жизни болдыревских земляков.
Такими являются фото «Проводы казаков на службу», «Казачьи старики с атаманом», «Улица в праздник на виноградных садах», «Станичные работы» и другие.
Фотографии «Дон у станицы Цимлянской», «Перевоз через Дон», «Цимлянские виноградники», «Пастухи» раскрывают неповторимую красоту донской природы, ее бескрайние степные просторы, а также силу, мощь, величественное спокойствие батюшки Дона.

Фотокопия И.В. Болдырева «Смотр казаков атаманом отдела. Сентябрь 1876 года». / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
Работы Ивана Болдырева имеют огромную художественную, историческую и этнографическую ценность. Они являются частью культурного наследия нашей страны. Наиболее полное собрание оригиналов его фотографий хранится в Российской национальной библиотеке и Библиотеке Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Долгие годы творческое наследие И.В. Болдырева было незаслуженно забыто, его имя упоминалось только в связи с изобретениями. В 1983 году ростовский краевед и фотограф Карп Пашиньян в статье «Снимки русского изобретателя» впервые за много лет в журнале «Советское фото» показал широкому кругу читателей «донскую серию» Ивана Болдырева. В 2008 году в Санкт-Петербурге прошла первая и наиболее полная выставка работ донского самородка.
За последние годы болдыревские работы были оцифрованы и появились в интернете в широком доступе. Даже на популярных маркетплейсах Ozon и Wildberries можно найти карманные календари с фотографиями И.В. Болдырева из цикла «Донской альбом».
Е.А. Каклюгина, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!