Войсковой Воскресенский Собор в Старочеркасске – самый древний каменный храм на донской земле
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, Культура, Молодежь, ОбразованиеДо начала XVIII в. на Дону не было ни одного каменного храма. И только с началом этого столетия в Черкасске было начато строительство каменного собора. Завершено строительство было в 1719 году. С 1719 по 1805 год черкасский Воскресенский собор являлся главным храмом Дона.
История строительства этого храма представляет несомненный интерес. Храм этот девятиглавый воздвигнут в честь Воскресения Христова и называется он Воскресенским Войсковым собором.
В прежние времена этот храм как по архитектурным достоинствам, так и по внутреннему убранству соперничал с лучшими российскими церквями. Священник и историограф Григорий Левицкий назвал его «знамением, к которому теснились донцы, почерпая в нем любовь к отечеству, возбуждаемую сим священным памятником победы, как бы завещанием героев Азова».
Казаки любили свой храм и слагали о нем песни, а донские поэты посвящали ему стихи. Тот же Г. Левицкий в 1848 году написал обширную «Похвальную песнь» собору:
Ты массист, дебел стенами;
Крепок, как гранит стоишь.
Многочисленный главами
Весь Черкасск ты нам красишь.
Ты учитель веры правой,
Низложитель ерисей.
Ты краса родного края,
Анда всех донских церквей.
Любовь казаков к своему храму объяснялась, прежде всего, тем, что собор являлся неотъемлемой частью их славной истории, свидетелем ратных дел. Его строительство связано со следующим знаменательным событием.
В 1637 году казаки штурмом овладели турецким Азовом и «утвердились в нем всем Войском». Турки неоднократно предпринимали попытки вернуть крепость, но безуспешно. В 1641 году турецкий султан снарядил под Азов многотысячную армию. Донцы поклялись умереть или же увенчать себя новой победой. В ходе осады турки разрушили до основания тройные стены, опоясывавшие Азов. Казаки упорно сопротивлялись. Вот тогда-то они и дали обет в случае успеха вместо часовни в г. Черкасске построить церковь во имя Воскресения Христова. Казаки выстояли. Однако длительная и неравная борьба сильно ослабила их, и в течение восьми лет они не могли приступить к строительству церкви.
Осенью 1649 года на Дону вспыхнула эпидемия моровой язвы (чумы). Появление этой страшной болезни казаки приписали гневу божьему за невыполнение данного обета. Тогда они вновь поклялись построить храм по окончании «азовского сидения». 27 декабря 1649 года язва прекратилась. Весной следующего года казаки в Черкасске собрались на круг, где было решено отправить в Москву станицу просить царского дозволения и патриаршего благословения на сооружение в Черкасске церкви с четырьмя пределами, о снабжении ее всем необходимым для отправления богослужений.
29 апреля 1650 года Алексей Михайлович вручил станице ответную грамоту, в которой писал: «И пожаловали вас по вашему челобитью, велели послати к вам нашего жалованья на церковное сто Рублев и книги во весь год и ризы и иные церковные потребы». Церковь была построена, но в 1670 году она сгорела. Казаки вновь обратились к царю с челобитной о ее возобновлении. Царь не только разрешил построить, но для этого выделил деньги. Однако строительство началось не сразу. В апреле 1670 года в Черкасск со своим войском прибыл Степан Разин и запретил строить церкви, в том числе и соборную, «и никакого пения петь не велел и священников с Дону сбил и велел венчаться около вербы». Через два года, после ухода Разина, собор был построен.
В 1687 году пожар уничтожил весь Черкасск, в том числе и соборную церковь. В конце ноября того же года казаки направили в Москву станицу с челобитною, в которой сообщалось, что «… волею божию погорели мы всем Войском без остатка и всем до конца разорилися: церковь божия и колокола, и город, и раскаты, и ваше государское жалованье, снаряд, пушки большие и полковые и свинец – все погорело …».
Со строительством каменного собора тесно связано имя императора Петра I. Проезжая два раза через Черкасск к Азову в мае и августе 1696 года Петр обратил внимание на отсутствие храма у донцов и ускорил дело постройки собора.
Место для постройки собора было выбрано выше от Дона, чтобы до него не достигали разливы, тогда как деревянные соборы были расположены ближе к Дону. Исследования фундамента собора подтвердило правильность предания, утверждавшего, что собор строился на месте болота, поэтому при постройке собора «гатили трясину бутом и дубовыми шпалами».
Царь присылает на Дон в Черкасск план, мастеров, два колокола, связное железо, 100 рублей денег в дополнение к отпущенным прежде суммам. Петр I считал, что с укреплением православия на Дону, казаки будут более управляемы. Однако бурные течения того времени мешали постройке собора. Вспыхнувшее восстание под предводительством Кондратия Булавина на несколько лет остановила начатую постройку собора.
Работа по возведению храма возобновилась лишь в 1709 году, после подавления восстания и расправы с его участниками и после посещения в апреле этого года Черкасска Петром I. «В бытность же свою в Черкасске в 1709 году, когда этот собор уже строился, Петр I лично поощрял народ к прочному и скорейшему окончанию его, причем сам с кн. Долгоруким носил кирпич на соборную постройку и собственными руками положил на алтарном среднем окне несколько камней и залил их известью, что вслед за ним повторили войсковой атаман Петр Рамазанов и другие старшины», – писал Богаевский Л.В. в своей книге «Старочеркасский собор».
В 1714 году Петр I издал указ, запрещающий возведение каменных построек по всей России за исключением Петербурга. Указ был отменен в 1728, но как видим, этот запрет не был наложен на строительство каменного храма на Дону.
Такое внимание царского правительства к войсковому собору имело свои веские причины: с одной стороны, превратить его в надежный оплот официального православия на Дону, а с другой – показать туркам и крымским татарам, что с завоеванных рубежей Россия уходить не намерена.
Ознакомившись с материалами исследований по истории создания Черкасского собора конца XIX – начала XX века, приходишь к мысли, что строительство собора было закончено в 1716 году. В начале 1716 года Войсковой атаман Максим Фролов обращается к царю Петру I с просьбой о присылке на Дон благословенной грамоты митрополита Стефана Рязанского и Муромского, являвшихся главами тогдашней русской православной церкви, дающей право освятить и открыть церковь для проведения богослужения.
10 мая того же года на Дону было получено сообщение, что благословенная грамота, а также антиминсы и миро, необходимые для освящения новой церкви, послали из Москвы в Черкасск. Но за три дня до этого в Храме произошло несчастье, задержавшее освящение и потребовавшее присылки нового разрешения на его проведение. Упал с лестницы подмастерье Семен Кондратьев, который, оставшись внутри храма, под самой главой стесывал каменные столпы. Кондратьев сильно разбился о пол и умер через полчаса на улице, куда его вынесли товарищи. Именно с этим несчастьем связывают отсрочку в освящении церкви почти на 3 года.
1 февраля 1719 года Войсковая соборная церковь в стольном казачьем граде была освящена. Вот как описал это событие Григорий Левицкий в книге «Старочеркасск и его достопримечательности»: «А по окончании строительства в 1719 г. февраля 1 дня собор этот окончен и освящен был с трехдневным празднованием целого города и многих окрестных станиц».
Что же представляет собой в архитектурном смысле Войсковой Воскресенский собор? Как пишет дореволюционный исследователь Н. Лаврский: «Издали он производит впечатление деревянного: так живописны его граненые башни, так легко и мягко остроконечные главки врезаются в синеву неба. Воскресенский собор не велик по размеру, но по соотношению с куренями, расположенными рядом, он выглядит монументальным сооружением, хотя и не нарушающим ощущения деревенского уюта. Собор воздвигнут на древней городской площади – Майдане, в нескольких сотнях метров от Дона».
Н. Лаврский в своей книге «Черкасск и его старина» приводит слова В. Суслова об архитектурном облике собора из его книги «Очерки по истории древне-русского зодчества»: «План собора настолько странный, что его нельзя подвести к какому-нибудь типу христианский построек. Была ли его форма результатом каких-либо особых воззрений на формы церковных построек, или она создалась безотчетно в фантазии строителей – решить трудно. Но если отбросить все изгибы и неправильности плана, то нетрудно узнать обыкновенный тип тогдашних великорусских церквей».
После значительно сдержанного внешнего вида интерьер собора поражает своим великолепием.
Во время пожара 1744 года в храме сгорели иконостас и почти вся утварь, поэтому сведений, каким был первоначальный иконостас, не сохранилось. В результате проведенных восстановительных работ интерьер собора стал еще богаче и наряднее.
Внутри собора потрясает красота и мощь иконостаса, созданного в середине XVIII столетия. Иконостас Воскресенского собора насчитывает 147 икон и состоит из шести ярусов. Главная икона храма – образ Воскресения Христова, расположена в местном чине, справа от царских врат. На ней имеется надпись: «Писаны сия святыя иконы в Москве в 1749 году, а писал иконописец Егорий Иванов Грек».
Не меньшую историческую, художественную и духовную ценность, чем иконостас и иконы, представляет живопись под хорами собора середины XVIII века. Кроме иконостаса и хоров, в соборе имеются расписные композиции в алтаре.
Собор был богат золотом, серебром, платиной и драгоценными камнями. По описанию Г. Левицкого, в соборе было «около 800 кг серебра, 8 кг золота, 80 кг жемчуга, 226 алмазов, 96 бриллиантов, 1037 яхонтов, 1087 аметистов, 112 изумрудов».
Перед иконостасом на мощных цепях висят три ажурных бронзовых паникадила. Они выполнены в стиле барокко, центральное из них весит 540 кг.
Иконостас реставрировался три раза. В 1873-1877 годах реставрацию вел мастер Саламатин, в 1914-1916 – московские иконописцы братья Чириковы и в 1971-1980 годах – ростовские реставраторы под руководством М. Е. Соколенко.
После завершения строительства Войскового Воскресенского собора в 1719 году каменные культовые постройки в г. Черкасске возводились практически до конца XVIII столетия. Но Войсковой Воскресенский собор, самый древний каменный храм на донской земле, до сих пор является архитектурной жемчужиной Ростовской области.
И.А. Чеботурова, заместитель директора по развитию Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника



























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!