Музей истории Донского казачества хранит богатейшие коллекции – живую связь поколений
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, Культура, Молодежь, ОбразованиеКаждое путешествие в Новочеркасск начинается с особого предвкушения встречи с историей. И так сложилось, что несколько выходных подряд нас манил Новочеркасск. Сначала мы посмотрели самые знаменитые памятники – М.И. Платову и Ермаку, посмотрели Курган Славы – масштабный мемориальный комплекс, символизирующий четыре года Великой Отечественной войны, композиция включает четыре взметнувшихся в небо штыка, Вечный огонь и каменную лестницу с плитами, на которых изображены звезды Героев Советского Союза и перечислены города-герои, то приедем взглянуть на Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор – главный храм донского казачества. А в этот раз мы ехали целенаправленно в Музей истории донского казачества.
Голубое здание с изящной лепниной на входе встретило нас своей монументальностью и благородством. Двухэтажное строение словно хранит в себе тайны веков, а его стены помнят множество исторических событий.
За массивными дверями открывается удивительный мир, где каждый экспонат – это страница из жизни донского казачества. Здесь время словно останавливается, позволяя нам прикоснуться к прошлому.
В залах музея можно увидеть подлинные предметы быта казаков XVIII-XIX веков, уникальные образцы оружия и обмундирования, роскошные полковые знамена, произведения искусства, рассказывающие о жизни и подвигах казаков, а также личные вещи легендарных атаманов.
Пространство музея наполнено особым духом. Красные ковры на полах, белоснежная лепнина на стенах и потолке, подсвечники создают атмосферу торжественности и уважения к истории.
Здесь можно провести несколько часов, погружаясь в историю казачества. Профессиональные экскурсоводы помогут раскрыть тайны прошлого, рассказать удивительные истории о жизни казаков, их обычаях и традициях.
![]() |
![]() |
![]() |
| Экспозиции Музея истории донского казачества. | ||
У нас была замечательный экскурсовод Изабелла Юрьевна Климова. Было ощущение, что я попала на первоклассную лекцию по истории, где информация подавалась настолько легко и доступно, что хотелось слушать часами. Как сказала Изабелла Юрьевна: «Вот вы и узнали 500 лет из истории донских казаков за час». Но этого часа было достаточно.
Итак, окунемся немного в историю. Сначала мы познакомились с археологическими находками (предметы из бронзы, мрамора и камня, древние орудия труда, кухонная утварь, надгробия). Здесь мы увидели огромный керамический пифос. Интересно, что подобные сосуды, благодаря своим практическим качествам, отлично сохраняли свежесть напитков и их вкусовые качества.
Далее мы узнали о символе казачества – олене, который отсылает к скифскому периоду истории. И потом казаки изображали его на своем оружии и знаменах.
Далее мы перешли к впечатляющей экспозиции, посвященной природе Донского края. Она находится в отдельном зале и включает в себя богатую коллекцию чучел животных, обитающих в этих краях. Особое внимание уделено степным обитателям, среди которых можно увидеть волка с выразительным взглядом, словно застывшего в момент наблюдения за степью, сайгаков, разнообразных птиц, а также рыб, обитающих в водоемах региона.
Каждое животное представлено в естественных позах, что создает эффект присутствия в живой природе. Особенно впечатляет детальная проработка каждого экспоната, передающая не только внешний вид, но и характер животных.
Расположение экспозиции продумано таким образом, что посетители могут рассмотреть каждое чучело со всех сторон, погрузиться в атмосферу донской природы и узнать больше о животном мире региона.
Музей истории донского казачества хранит богатейшую коллекцию казачьих знамен, бунчуков и полковых штандартов XVIII – XIX веков. Эта коллекция, сформированная более 150 лет назад, является единственной в своем роде и представляет неоценимый интерес для историков и исследователей.
![]() |
![]() |
![]() |
| Экспозиции Музея истории донского казачества. | ||
Судьба музейных реликвий была непростой. В 1919 году, во время отступления белого донского казачества под натиском Красной армии, экспонаты были экстренно вывезены за рубеж по приказу донского атамана Африкана Богаевского. Долгие годы они хранились в Пражском национальном музее, и только в 1947 году вернулись на родную землю.
Для донских казаков знамя всегда являлось священным символом чести, доблести и воинской славы. В отличие от регулярных войск, донские казачьи полки удостаивались чести получить знамя только за выдающиеся боевые подвиги.
В коллекции музея хранятся знамена, ставшие свидетелями важнейших исторических событий. Гордостью коллекции являются Георгиевские знамена, врученные за подвиги в войнах с Наполеоном. Среди них – знамя 2-го Донского казачьего полка, награжденного за героический подвиг при Шенграбене в 1805 году.
Эта уникальная коллекция – не просто собрание военных реликвий, а живое воплощение истории донского казачества, его воинской славы и традиций, бережно хранимых для будущих поколений.
Также в сокровищнице Новочеркасского музея истории донского казачества хранится уникальное собрание боевых наград и оружия, каждое из которых – свидетель героических страниц истории. Среди этих реликвий особое место занимают наградные клинки, украшенные золотом и серебром, – символы воинской доблести и чести.
В коллекции представлены именные сабли и шашки высшего командного состава, которые были вручены за особые заслуги перед Отечеством. Каждое оружие – это не просто предмет военного обмундирования, а настоящий памятник воинской славы, украшенный гравировками, гербами и вензелями, свидетельствующими о заслугах его владельца.
Особую ценность представляют наградные клинки участников русско-японской и Первой мировой войн. На этих благородных металлах застыли имена героев, чьи подвиги навсегда вписаны в историю донского казачества. Каждое золотое или серебряное украшение на оружии – это знак высочайшего признания мужества и отваги казаков. Среди экспонатов можно увидеть георгиевское оружие генерала А.М. Каледина, чья судьба неразрывно связана с историей Донского края.
В залах Новочеркасского музея истории донского казачества оживает удивительная история казачьего костюма. Каждый экспонат – это целая страница в книге времени, повествующая о традициях, быте и культуре народа.
Казачий костюм – удивительное творение, в котором переплелись славянские, тюркские и кавказские мотивы. Особенно ярко это проявилось в женской одежде, где причудливо переплетались черты русского костюма, турецких тканей и татарских украшений.
Мужской гардероб поражал богатством и разнообразием. Праздничные атласные кафтаны с серебряными нашивками соседствовали с бархатными полукафтанами, украшенными золотыми пуговицами. Особую гордость составляли кушаки с серебряной отделкой и сафьяновые сапоги, свидетельствующие о достатке и статусе владельца.
Реформы Екатерины II внесли существенные изменения в облик казачества. Они коснулись не только облика казака. Екатерина II даровала карту и землю, что повлекло изменения уклада жизни казаков.
Экспозиция музея позволяет проследить удивительную трансформацию казачьего костюма. Здесь можно увидеть, как повседневная одежда простых казаков постепенно становилась частью парадного облачения.
Каждый костюм в музее – это молчаливый свидетель эпохи, хранитель культурных традиций и обычаев. Они рассказывают о том, как менялся быт, как влияли исторические события на облик народа, как сохранялись и преумножались традиции в одежде, ставшей неотъемлемой частью культурного наследия Донского края.
В музее представлены и произведения художников. Здесь их великое множество, но лично на меня произвели впечатление две из них.
Первая картина – «Вольница» Николая Васильевича Овечкина. Это грандиозное полотно длиной почти семь метров, написанное специально для музея в 1962 – 1963 годах. Это поистине эпическое произведение, на котором художник мастерски изобразил момент возвращения казаков из дальнего похода. На картине оживает целая история: около семидесяти фигур в полный рост рассказывают о радостях и горестях казачьей жизни.
На линии горизонта – струги, подплывающие к берегу, в центре – встреча атаманов и пленники. Передний план наполнен богатой добычей, которую по традиции делили между участниками похода. Левая часть картины раскрывает мужскую сторону жизни: казаки, наконец, могут позволить себе веселье после долгих месяцев похода, обсуждают судьбу молодой пленницы. Справа – трогательные сцены встречи с семьями, но есть и горечь утраты: две женщины тщетно ищут среди вернувшихся своих родных.
Вторая монументальная работа – «Портрет Наследника Цесаревича, Августейшего атамана всех казачьих войск Александра Николаевича», созданный знаменитым художником Францем Крюгером в 1846 году. Это грандиозное полотно площадью почти десять квадратных метров изображает будущего императора в образе донского атамана.
Портрет был написан в Берлине по заказу императора Николая I специально для Войска Донского. Художник, будучи придворным живописцем Пруссии и любимым портретистом российского императора, создал впечатляющую композицию, где Александр Николаевич предстает в роли августейшего атамана. На коне, в казачьей форме он выглядит величественно и торжественно.
Это произведение искусства имеет особую историческую ценность: оно не только демонстрирует связь императорского дома с казачеством, но и является свидетельством особого статуса донского казачества в структуре Российской империи. Портрет вернулся в экспозицию музея в 2024 году после длительного перерыва и теперь украшает зал войсковой славы, где его могут увидеть все посетители.
Также в музее в отдельном зале хранится ценнейшая коллекция работ выдающегося русского пейзажиста Николая Никаноровича Дубовского, уроженца Новочеркасска. Особое внимание привлекли две его работы. Так, картина «Ураган в степи» – это впечатляющее полотно, в котором художник мастерски передал мощь и величие стихии. На картине запечатлен момент буйства природы, когда степь становится ареной грандиозного природного спектакля. Дубовской виртуозно изобразил игру света и тени, создав поистине эпическую композицию. В этом произведении ярко проявился его талант создавать пейзажи настроения, передающие не только природное явление, но и ее эмоциональное состояние.
Работа «Радуга» – еще одно великолепное творение мастера, где художник воспел красоту природы после грозы. На полотне запечатлен момент появления радуги – символа надежды и обновления. Дубовской с удивительной точностью передал оттенки неба, игру света в каплях дождя и торжественную красоту природного явления. Картина наполнена особой поэтичностью и лиризмом, характерными для творчества художника.
Важно отметить, что в экспозиции представлена лишь часть коллекции работ Дубовского. Значительная часть произведений находится в запасниках. Эти работы особенно ценны, так как они представляют собой творческое наследие художника, родившегося в Новочеркасске и ставшего одним из самых известных пейзажистов своего времени.
Творчество Дубовского отличается особым вниманием к передаче состояния природы, игрой света и тени, что делает его работы уникальными образцами пейзажной живописи конца XIX – начала XX века. Художник был одним из немногих русских пейзажистов, удостоенных международных наград за свои работы.
Наше знакомство с Музеем истории донского казачества оставило в душе неизгладимый след. Каждая экспозиция, каждый экспонат словно оживали перед глазами, рассказывая удивительные истории о мужестве, чести и доблести донского казачества.
И мы точно знаем, что вернемся сюда снова и снова, чтобы вновь погрузиться в атмосферу героического прошлого нашего народа.
Мария ЦЫГАНОВА. / ФОТО автора

































Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!