В этом году завод «Аксайкардандеталь» отмечает 70-летний юбилей
Новость в рубрике: Промышленность, Развитие экономики, ЮбилеиВ последнее воскресенье сентября отмечают свой профессиональный праздник работники машиностроительной отрасли. В этом году этот день выпадает на 28 сентября. В преддверии праздника мы побывали на заводе «Аксайкардандеталь», отмечающий в 2025 году 70 лет со дня основания.
Датой его образования принято считать 17 декабря 1955 года, когда Правительство области решило, что на базе авторемонтного завода нужно организовать специализированное предприятие по производству шарниров карданных передач для сельскохозяйственных машин. Событие произошло 17 декабря 1955 года. Буквально через три месяца с конвейера сошла первая партия шарниров КШ-160.
В течение последующих лет завод полностью реконструирован. В 1962 году введена в эксплуатацию первая автоматическая линия. Потом по проекту «Гипрокомбайнпрома» был построен корпус по производству шарниров КШ-400. В конце 70-х появились автоматические немецкие линии по механической обработке вилок и крестовин шарниров. Новые линии выпускали более двух миллионов деталей в год. В 1985 году завод получил новый виток в развитии. В эксплуатацию был сдан механосборочный корпус по выпуску шарниров КШ-50, КШ-630, КШ-1000. В 90-м начали производить защитные кожухи на карданные валы всех типоразмеров в количестве 500 тысяч штук в год. Продукция завода была востребована в 13 странах мира. На внутреннем рынке поставки велись в 116 заводов и 135 баз системы «Сельхозтехника».
Новая история завода началась в 1992 году. Тогда предприятие преобразовалось в акционерное общество открытого типа «Аксайкардандеталь».
Образовалось четыре самостоятельных цеха. Наряду с карданным производством наладили производство жаток для уборки трав к комбайну «Дон-680» и жатвенных частей «ЖКС 4.1», «ЖКС 5» к зерноуборочному комбайну СК-5 «Нива», а также косилок-плющилок к энергосредству «Дон-800» мощностью пять тысяч штук в год. Продукция поставлялась заводу «Ростсельмаш». Это были трудные времена для всей страны. В то время директор завода Павел Борисови Покровский сделал все возможное и невозможное для того, чтобы «Аксайкардандеталь» держался «на плаву», работал и производил продукцию.
В 2000 году Вячеслав Павлович Покровский пришел на завод в качестве коммерческого директора, а десять лет назад возглавил его. О том, как «Аксайкардандеталь» развивался на протяжении 25 лет, он рассказал в беседе с корреспондентами «Победы».
– Отец всегда говорил мне, что производство нужно не продавать, а прилагать усилия для его развития. Когда я пришел на завод, в стране были, пожалуй, одни из самых благополучных времен. С 2000 по 2010 «Аксайкардандеталь» пережил бурный этап развития. Территория завода составляла 10 га (после оптимизации стала вдвое меньше), здесь трудилось порядка 600 человек. Карданное производство развивалось стремительно. У нас не было конкурентов, поскольку, начиная с 1955 года мы были монополистами в этой отрасли. В то время на заводе был открыт горяче-штамповочный цех, мы стали делать заготовки для себя. Первый кризис начался в 2010 году, но к этому времени мы вышли на плато. Это позволило нам пережить нестабильные времена. Да, были колебания в экономике предприятия, в осенне-зимний период нам приходилось брать кредиты, чтобы заплатить налоги и выплатить заработную плату рабочим. Весной, когда начинался сезон продаж, мы выплачивали долги, – рассказывает руководитель предприятия В.П. Покровский.
Рынок сбыта не стоит на месте, он постоянно меняется. Не стоит на месте и производство, оно подстраивается под новые условия, переориентирует направления работы. За последние два года выпуск жаток на заводе «Аксайкардандеталь» значительно сократился. Основной заказчик «Ростсельмаш» начал производить их самостоятельно, и аксайское машиностроительное предприятие осталось один на один с рынком России и зарубежья.
– Сегодня мы выпускаем 50 жаток в год. Выпуск такого количества нерентабелен, поскольку у нас существует полноценный цех для производства, а также вспомогательные подразделения, которые делают полуфабрикаты и комплектующие. Пока мы не научились продавать жатки на вторичный рынок в большом объеме. Что касается производства карданных валов и шарниров, то за последнее время объемы производства и стоимость продукции не изменились. Хотя до недавнего времени эти показатели росли. Сегодня у нас появился конкурент, который открыл отверточное производство из китайских комплектующих, плюс на рынок зашли компании из Китая, продающие крестовины и шарниры. Карданные валы сельхозпроизводители предпочитают покупать у нас, поскольку это более сложный узел, требующий определенных профессиональных навыков и соответствующего оборудования. По крестовинам и шарнирам в некоторой степени мы рынок потеряли, – рассказывает Вячеслав Павлович.
Потеряли в одном, приобрели в другом. С приходом новой команды под руководством главного инженера Сергия Владимировича Баздикова завод стал развивать направление механической обработки деталей для сельскохозяйственных машин и прицепов. Среди заказчиков – «Ростсельмаш» и «Бонум», другие предприятия страны. Завод может производить компоненты для других видов производства, оборудование, технологии, профессиональный опыт сотрудников это позволяет.
Сегодня «Аксайкардандеталь» по-прежнему поставляет продукцию от Калининграда до Владивостока, сотрудничает с Белоруссией и Казахстаном.
– У нас есть желание зайти на рынок Средней Азии и Ближнего Востока, стран Африки. Пока изучаем перспективы, ведем переговоры, ищем партнеров, – отмечает генеральный директор предприятия.
За счет успешного развития направления по мехобработке завод обновил парк оборудования, закупил токарные, фрезерные, электроэрозионные станки с ЧПУ южнокорейского и китайского производства.
Станок по лазерному раскрою листового металла немецкого производства «Аксайкардандеталь» купил один из первых в регионе еще в начале 2000-х. Это упростило и удешевило процесс производства жаток. Несколько раз это оборудование уже обновлялось. Чтобы купить первый современный станок по мехобработке, главный инженер поехал в Китай, познакомился с производством, выбрал надежный образец, который до сих пор на службе у предприятия, уже 10 лет.
Некоторые комплектующие, например, профильные трубы, завод закупает в Китае. Просто в нашей стране их не производят. Руководство предприятия готово было их выпускать, однако это оказалось экономически невыгодно, поскольку закупка полуфабрикатов у металлургических заводов в небольшом объеме обходится дорого.
Сегодня на заводе «Аксайкардандеталь» функционируют два основных цеха – карданного производства и жаток, и несколько вспомогательных участков: производства пластмассовых кожухов, горячей штамповки, лазерного раскроя, заготовительное производство. На предприятии трудится 120 человек.
– Мы омолодили коллектив рабочего звена и инженерно-технический состав. За два года заработная плата выросла в два раза. В этом году индексация составит порядка десяти процентов. Сегодня среднемесячный размер заработной платы на заводе 70 000 рублей. Рабочие в цехах получают 90 – 100 тыс. рублей. Я считаю, что это неплохой показатель для области. К тому же на заводе хороший социальный пакет, – рассказывает Вячеслав Павлович Покровский.
К своему 70-летию «Аксайкардандеталь» подошел с хорошими показателями. Объем реализации планируется по-рядка 950 млн рублей. Третью часть этой суммы составляет мехобработка деталей. Помимо обновления оборудования сегодня на заводе активно идет ремонт цехов и поиск новых направлений производства. Ресурсы есть, а значит, будет и развитие.
КОММЕНТАРИЙ
Председатель первичной профсоюзной организации завода «Аксайкардандеталь» Евгений Митрофанович Шушпанов:
– Практически весь коллектив завода состоит в профсоюзе. С директором предприятия Вячеславом Павловичем Покровским мы тесно сотрудничаем и находим отклик на предложения по наполнению социального пакета работников. У завода заключен договор с Ростовской клинической больницей «Южный oкружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». Сотрудники бесплатно проходят ежегодный медицинский осмотр, а также получают скидку на некоторые виды обследования, поскольку предприятие возмещает часть затрат. Для сотрудников завода предусмотрена компенсация за питание. Доставка жителей сельских территорий на работу осуществляется транспортом завода. Тем, кто ездит на автобусе, возмещаются затраты. Руководство предприятия приняло решение возмещать часть затрат на аренду жилья сотрудникам, а также примерно две трети стоимости путевки в детский лагерь. На Новый год мы дарим сладкие подарки детям работников. К Дню машиностроителя руководство завода устраивает для коллектива праздник на берегу Дона. В этом году в честь юбилея завода была организована прогулка на теплоходе по реке Дон.
Ксения ХОРОШИХ



























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!