Из одного концлагеря – в другой
Новость в рубрике: ВетераныНемало испытаний выпало на долю В.Н. Кургановой.
Валентина Николаевна Курганова была узницей концентрационного лагеря. Тогда все ее знали по фамилии Кучугурова. Детство начиналось на берегу рукотворного моря в станице Цимлянской Ростовской области.
Мама девочки умерла очень скоро, и во время военных событий ее уже не было в живых. Отец до войны работал агрономом, затем ушел на фронт, попал в плен. Валентине было всего четыре года, когда ее с сестрой Людмилой и мачехой привезли на железнодорожный вокзал г. Ростова-на-Дону, погрузили в вагоны и увезли из родного края в неизвестном направлении.
«Когда страшно, то помнишь многое», – прерывает рассказ Валентина Николаевна. Страх стал неотъемлемым спутником, когда их везли, обстреливали, выбрасывали из вагонов смертельно раненых, убитых, умерших от истощения и холода. Вокруг непрерывно раздавался взрыв снарядов, а картины из окна вагона отображали лишь горевшие хлебные поля. И плач, непрерывный судорожный плач матерей, лишившихся детей, и детей, оставшихся без матерей. Маленькая Валя была ранена в руку, лечить было некому. Рана зажила, но след остался.
Первый лагерь – на Украине, полный мучений и лишений, самый суровый из всех, через которые семье Кучугуровых довелось пройти. Охраняли фабрику смерти бандеровцы. Голод и нищета отпечатались в памяти жуткими слайдами.
«Нам пришлось в лагере по помойкам ходить. Вдруг найдем от камбалы ребрину, хребет. Сперва считали, сколько нас, детей, потом сколько там этих позвонков, и делили, каждому в рот, чтоб что-то было. И соевая макуха спасала, она цвета как ракушечник, и такая, что в рот возьмешь и целый день валяешь этот камушек, вроде что-то во рту есть, но не растает», – рисуя в воздухе форму рыбы, повествует Валентина Николаевна.
После Украины, воссоздает события прошлого Валентина Николаевна, был лагерь в Австрии. Высокие заборы, колючая проволока, рядом находился лагерь для военнопленных.
Валентина Николаевна с горечью комментирует: «Мачеха наш паек ела, а мы – ее баланду».
Через некоторое время – теплая Италия, на территории которой ее семья пробыла дольше всего. Дети были предоставлены сами себе, пока женщины работали в карьере.
«Просились у дядьки травы поесть, один нас пускал, а вот уже другой автомат наставлял», – говорит Валентина Николаевна.
В итальянских лагерях детям разрешалось во время ожесточенных бомбардировок прятаться в бункерах. «Я даже до десяти могу считать по-итальянски, потому что мы считали пролетающие мимо самолеты», – с улыбкой сообщает Валентина Николаевна.
Одним из ярких воспоминаний того времени стало знакомство с итальянской женщиной. Имя и возраст итальянки давно преданы забвению. Женщина часто приходила к маленькой Вале, ласково называла «бамбино» и очень хотела ее забрать. Однажды даже подарила куклу ростом с Валентину и сшила девчушке новое платье. На границе платье сняли и забрали.
Концлагерь был освобожден, и 3 июля 1945 года Валентина Николаевна с семьей прибыла в проверочно-концентрационный лагерь города Грац, в котором женщины работали на лесоповале. Условия содержания были антисанитарные, часто вспыхивали эпидемии.
Валю, ее сестру Люду и мачеху Нину 12 февраля 1946 года отправили на Урал, в Пермский край, Молотовскую область, в совхоз «Стальуголь». Здесь их разыскал отец. Выезжать с Урала им запретили: отец работал в городе Кизел на шахте имени Володарского, был начальником участка шахты. В этом же году Валентина пошла в первый класс. Жизнь проходила в холодных бараках.
«Представляете, к Новому году от школы дарили платья, ботиночки», – произносит Валентина Николаевна.
В 1952 году отец попал под завал шахтных отработок, где находился целых трое суток. На нервной почве – общее заболевание, лежал полгода в больнице. Врачи порекомендовали сменить климат, семье Кучугуровых, наконец, разрешили вернуться в Ростовскую область. Они гостили у родной тети, жены красного командира в городе Новочеркасске.
Оттуда семья переехала на постоянное место жительства в совхоз «Реконструктор» Аксайского района. Валентина Николаевна сообщает о своей самостоятельной жизни: «Я тогда заканчивала 7 класс, чтоб не срываться с места, договорилась и жила на квартире у девочки, которая плохо училась, я ей помогала. Она воспитывалась у деда с бабушкой, и они меня приютили. Я им пол мыла, квитанции разбирала».
В 15 лет Валентина Николаевна поступила в строительный техникум, год отучилась. С 1954 до 1972 года 18 лет работала бухгалтером в совхозе. «А пригодились задачи за четвертый класс», – смеясь замечает Валентина Николаевна.
Сейчас в поселке Реконструктор она проводит свои свободные часы за вышивкой бисером, стеклярусом и пайетками. В ее саду цветут вишневые, абрикосовые и яблоневые деревья, щедрым урожаем которых она угощает гостей.
Влада ЕРЕСЕНКО
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!