Четыре мысли о печатной прессе
Новость в рубрике: Даты, Донские Вести13 января в России отметили День печати – профессиональный праздник журналистов и всех работников СМИ. В этот день многие СМИ, печатные и не только, пускаются в рассуждения о роли газет в нашем быстром и изменчивом мире. Не будем отступать от традиции…
Мысль первая. Когда рассуждают о будущем бумажных СМИ, обычно вспоминают культовый советский фильм «Москва слезам не верит». Там один из героев, телеоператор Рудик, предсказывает: «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». Как жестоко он ошибался! Голубой экран уже во многом проигрывает Интернету. А театр и кино процветают как никогда. А что же с газетами? Что станет с ними в нашу эпоху развития электронных СМИ? Многие считают, что век классических печатных СМИ постепенно подходит к концу и что через примерно пять-десять лет бумажные издания будут восприниматься так же, как сейчас воспринимаются грампластинки, кассеты и дискеты для компьютера емкостью 1,44 мегабайта. Но мы с этим не можем согласиться. Давайте порассуждаем. Бумага обладает многими преимуществами по сравнению с сайтами в Интернете. Так, газетные новости выигрывают от наличия в штате целого ряда сотрудников, которые работают над выпуском. От момента стучащих по клавиатуре пальцев автора до включения в номер текст прорабатывают несколько профессиональных редакторов. Ответственность за публикацию и требования к газетной статье намного выше. Как говорится в пословице: что написано пером, не вырубишь топором.
А еще газеты во всем мире становятся последним оплотом живого и качественного языка. Ведь даже те онлайн-издания, которые считают себя крутыми СМИ, пестрят множеством опечаток, ошибок, да и просто откровенными глупостями. А все потому, что штат большинства интернет-порталов набирается из молодых и креативных выпускников современных вузов. Для них Святой Афон и святой айфон – одно и то же. Именно поэтому при всем видимом богатстве Интернета реальной информации в нем не так уж много. В основном это одна и та же многократно пережеванная жвачка.
Кстати, в Европе и Америке тиражи печатных изданий потихоньку увеличиваются, а в Азии – просто взлетели. В Японии, где технологии и прогресс впереди планеты всей, люди выписывают сразу по несколько печатных изданий, и явно не для того, чтобы суши заворачивать. Газеты там выходят многомиллионными тиражами. В 2017 году тираж американской газеты «New York Times» увеличился в десять раз, легендарной «The Wall Street Journal» вырос втрое, а «Los Angeles Times» – более чем на 60 процентов.иЗнаете, почему? Читателям надоело постоянное интернетовское вранье. Желание нажать кнопку и напечатать новость первым привело к тому, что 90 процентов виртуальной информации не отображает действительность.
Именно неспешность помогает сегодня газетам восстанавливать свои позиции. Быстрота вредит качеству материала. Новостной сайт может отлично выполнять функцию оповещения. Но без аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов информация выглядит неполноценной. Газета выигрывает не в оперативности, а в качестве. Об этом говорят и цифры Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), по которым 40 процентов всего взрослого населения планеты ежедневно читает именно газеты.
Печатная пресса тем и отличается от Интернета, что обычно проверяет информацию, которую публикует, а не закидывает читателей непроверенными новостями. Слова в Интернете очень мало стоят и ничего не значат. В том числе и потому, что их становится слишком много. Люди все больше склоняются к тому, что Всемирная паутина – это склад непроверенной информации.Там все свалено в кучу. А читатель хочет, чтобы ему отбирали все самое интересное. Ему этим уже заниматься некогда. Интернет безразмерный, а мозг не может вместить в себя такое количество информационного мусора. Все газеты и журналы, которые поддались искушению и быстро ушли в Интернет, растворились среди других таких ресурсов и, к сожалению, больше ничего собой не представляют.
Мысль вторая. Часто можно слышать, что журналистика относится к вымирающим профессиям. Своя логика в этом есть. Работа над новостными лентами, без преувеличения, все больше напоминает механический труд на фабрике, а огромное количество источников информации в интернете вообще размывает границы реальности. Действительно, если когда-то фраза «об этом в газете написали» служила признаком достоверности, сейчас постоянно пишут, фотографируют и одновременно выкладывают свои тексты в Сеть миллионы людей. Цена слова от этого естественным образом снижается: мало ли кто и что написал.
Тем не менее, согласиться с отмиранием журналистики можно едва ли. Как ни крути, это профессия творческая, и в любой статье и даже новостной заметке важны не только достоверность, но и форма подачи материала, язык, словарный запас и общая эрудиция пишущего – все то, без чего невозможно увлечь текстом читателя. Так что хоронить профессию, горевать и посыпать голову пеплом мы пока не будем.
Работать журналистом интересно, несмотря ни на что. Особенно здорово, что свое хобби можно превратить в постоянный источник дохода. У журналиста есть возможность всегда быть в гуще событий. Ведь благодаря особым привилегиям, журналисты могут пройти даже туда, куда нет входа никаким вип-гостям. Даже если не будет возможности осветить увиденный материал, всегда есть о чем рассказать друзьям знакомым и родным. А главное, благодаря таким «экскурсиям» жизнь точно не будет ординарной. Самовыражение через статьи. Всем людям нужно как-то творчески развиваться. Вот журналисты и находят применение своим способностям. Они формируют свой уникальный стиль и пишут статьи.
Путешествия – это уникальная возможность узнать что-то новое, познакомиться с культурой других стран, а также просто удовлетворить собственное любопытство. Большинство людей ездят в командировки или отпуск раз в год, а вот журналисты могут летать в другие страны по пять раз за месяц.
Знакомства с интересными людьми – еще одна привилегия представителей этой профессии. Звезды кино и шоу-бизнеса, писатели, поэты, режиссеры и художники – все эти люди уникальны и у них есть чему поучиться. А ведь журналисты имеют возможность не только познакомиться с этими людьми поближе, но и задавать им все вопросы, которые их интересуют.
А вообще журналисты как создатели разнообразного контента от политики до науки – это очень перспективная и востребованная профессия с очень высокой степенью конкуренции.
Мысль третья. Если печатные СМИ все более явно склоняются к работе для интернет-аудитории, резонно задаться вопросом – есть ли разница между традиционной «бумажной» и набирающей силу «электронной» журналистикой?
Каких-либо принципиальных видовых отличий, конечно же, нет. Есть жанровые, стилистические и технологические. Главное отличие – хронологическое: скорость оборота информации в Сети выше во много раз. В XIX и ХХ веках самые свежие новости были в вечерних газетах, затем пальму первенства отобрало у них телевидение, сейчас по этому показателю лидирует интернет, включая соцсети. Время, прошедшее между событием и появлением общедоступной информации о нем все чаще измеряется считаными минутами.
Интересно сравнить популярность «бумажных» СМИ в пору расцвета с современными электронными изданиями. В мае 1990 года «Аргументы и факты» были внесены в Книгу рекордов Гиннеса как газета с самым большим в истории человечества тиражом – 33,5 миллиона экземпляров. Сайт самого популярного в нашей стране интернет-СМИ РИА «Новости» в декабре 2016 года посетили 27,8 миллиона человек.
Возвращаясь к теме роботизации, отметим, что полностью автоматический новостной агрегатор «Яндекс-новости» по статистике намного популярнее любого самого наилучшего сетевого издания. Есть над чем задуматься.
Мысль четвертая. При всем этом государство очевидным образом считает СМИ, в том числе газеты, важнейшим активом, способным оказывать влияние на самые разные сферы жизни страны.
О том, какое значение придается средствам массовой информации, можно судить по простому факту. 1 января 2017 года информационное агентство «Россия сегодня», ТАСС, ВГТРК и телецентр «Останкино» были включены в список федеральных предприятий, имеющих в числе прочего существенное значение для обороноспособности страны и безопасности государства. Всего в списке 64 предприятия и половина из них печатные СМИ! Мечта Владимира Маяковского, желавшего, чтоб к штыку приравняли перо, сбывается прямо на глазах.
В ноябре прошлого года первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Шамсаил Юнусович Саралиев выступил против сокращения бюджетного финансирования российских СМИ, предложив в условиях информационной войны против России приравнять журналистов к военным.
«Индустрию СМИ и журналистов надо приравнять, на мой взгляд, к Министерству обороны – этих людей, которые зачастую раньше сражаются, которые постоянно на передовой, которые доносят информацию, на которых нельзя давить, учитывая даже сложную экономическую ситуацию», – сказал депутат от Чечни на заседании комитета, на котором обсуждался проект федерального бюджета на 2017 год.
А вот, что говорит о бумажных СМИ Роспечать. В отраслевом докладе Роспечати за прошлый год говорится так: «Бумажная версия, даже как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой собственно и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране, должна выходить как можно дольше. В идеале – всегда. Так как в этом не только залог успешного продолжения уникальной истории любого газетного или журнального бренда, но и его рыночной востребованности, в том числе рекламной».
Интересны результаты исследования будущего прессы и потребления цифрового медиа-контента в США, Великобритании и других англоязычных странах на период до 2020 года. В итоговом докладе, опубликованном в газете «The Guardian», отмечается, что «доля дохода от цифрового контента на общем рынке газетной, книжной и журнальной индустрий в более чем 50 англоязычных странах мира в 2020 году составит всего 24 процента. Поэтому траты потребителей и рекламодателей, несмотря на разговоры об упадке бумажных СМИ, будут сконцентрированы на печатной прессе».
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!