«Велено ту таможню учредить…»
Новость в рубрике: Даты, Избранное, КультураТаможенная служба на юге современной России берет начало в 1557 году со взимания таможенных пошлин в Астрахани. Ежегодно 26 января во всем мире отмечается Международный день таможенника – профессиональный праздник всех работников таможенных служб.
В ноябре 1952 года вступила в силу Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества. 26 января 1953 года в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, в 1994 году получившего свое нынешнее название – Всемирная таможенная организация, ВТАО. На ней были представлены главами своих таможенных служб 17 стран Европы.
Спустя 30 лет, в 1983 году, именно этот день был выбран в качестве ежегодного праздника Международного дня таможенника. Идеи таможенного сообщества получили большой отклик.
Что такое таможня? Это государственное учреждение, главной функцией которого является сбор платежей с купцов, провозивших свои товары через границы.
Первые таможни на Нижнем Дону были учреждены в Азове (1698 г.) и Таганроге. Пошлины взимались только с людей, торговавших в городах, то есть в основном это были служилые люди – московские стрельцы. С иностранных купцов пошлину не взимали в качестве поощрения развития торговли. Казаки же были освобождены от уплаты торговой пошлины еще указом царя Михаила Федоровича в 1615 г. С 1698 года с казаков стали взимать пошлину за торговлю в русских городах, но на Дону им по-прежнему разрешалось торговать беспошлинно. В этих крепостях таможни возглавляли таможенные бурмистры, под руководством которых состояли несколько целовальников. Все эти должности были выборные, сроком на один год, люди получали их в результате голосования местных жителей, выбиравших таможенников из своей среды. После выбора таможенники принимали присягу в церкви – целовали крест (отсюда термин – «целовальник», то есть «присяжный»). Обе таможни действовали до 1711 г., когда в результате Прутской военной кампании Россия потерпела сокрушительное поражение от Османской империи. По результатам Прутского договора Россия лишалась выхода к Азовскому морю, Азов опять отходил Турции, крепости таганрогской линии должны быть разрушены и ниже Черкасска Россия не имела права располагать свои войска. В 1712 году немного выше Черкасска был построен Транжамент(небольшая крепость), где и учредили новую таможню. Теперь таможня располагалась вблизи казачьей столицы Черкасска, который являлся центром донской торговли. С этого времени участились конфликты между таможенниками и казаками. Таможенники, нарушая закон, пытались брать пошлину и с казаков. Кроме этого, месторасположение Транжамента было весьма неудачным, его очень сильно заливало при ежегодных наводнениях, вода застаивалась на территории крепости, что способствовало развитию множества болезней и требовало ежегодных трат на восстановление размытых сооружений. В 1730 году на Васильевских буграх была построена крепость Святой Анны, туда и был переведен гарнизон Транжамента и таможня.
В 1744 году были учреждены три заставы, расположенные на пути в Черкасск: на Каменном броду, на Тузловском мосту и на Аксайском броду (на р. Аксай, ниже устья ерика Караич). Планировалось так же поставить таможенную заставу на «войсковом перевозе», у устья реки Аксай, где соединялись ведущие в Черкасск дороги.
В середине XVIII века Черкасск был крупным центром международной торговли. Купцы приезжали не только из России и Украины, но и из Турции, Италии, Франции, с Кавказа. Вся торговля на черкасском рынке была подконтрольна Войсковой канцелярии и пошлина, собиравшаяся на рынке, поступала в Войсковую казну. В 1749 году императрица Елизавета Петровна 18 августа подписывает указ об учреждении таможни в Черкасске. Но для казаков это было очень невыгодно, поэтому наказной атаман Данила Ефремов обратился в правительство с просьбой учредить таможню в другом месте.
Просьба была удовлетворена, и в грамоте от 17 декабря оглашается новое место пограничной таможни – на устье реки Темерник, напротив места, именуемого Богатый колодезь. И здесь же указывается, что, дабы не было провоза беспошлинного товара на Черкасский рынок, утвердить семь таможенных застав вокруг Черкасска, в том числе и Аксайскую, на войсковом перевозе. Штаты таможенных застав были малочисленные и укомплектовывались из целовальников и военнослужащих местных гарнизонов. Так, в штат Усть-Аксайской таможенной заставы входили один обер-офицер с 15 солдатами и один урядник с пятью казаками. Но это были не местные казаки, а казаки так называемого конного Азовского казачьего полка полковника Васильева из крепости Святой Анны.
Если Темерницкая портовая таможня была больше ориентирована на внешнюю (экспортную и импортную) торговлю, то на заставах по-прежнему взимались пошлины с торговцев, едущих торговать в Черкасск. Эти заставы просуществовали около года и были убраны в 1750 году по ходатайству атамана Д. Ефремова.
Несколько позже, в 1753 году, в России были отменены внутренние таможенные пошлины, как тормозящие развитие торговли. Все таможни внутри России были ликвидированы, и таможенная служба была теперь сосредоточена только на границах страны. В 1774 году Приазовье вновь вошло в состав России и вскоре, в 1776 г., Темерницкая таможня была переведена в Таганрог.
Современный этап истории таможенной службы на Юге России начался 20 апреля 1992 года, когда приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации было создано Северо-Кавказское (с июля 2000 года – Южное) таможенное управление.
Южный регион страны обладает уникальным сочетанием факторов – подготовленные кадры, сильная наука, значительный промышленный и ресурсный потенциал, мощная транспортная инфраструктура, крупный бизнес, развитая экономика, привлекательные инвестиционные программы, удачное географическое и геополитическое положение. Все это дало широкие возможности для укрепления экономических связей с зарубежьем и развития предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. Для динамичного развития внешней торговли стала насущно необходима эффективно функционирующая таможенная система с развитой инфраструктурой.
Добиваясь совершенствования организационной структуры службы, ГТК России преследовал две главные задачи: во-первых, в короткие сроки создать таможенные органы на новых границах страны; во-вторых, за счет образования сети «внутренних» таможен и таможенных постов обеспечить приближение таможенного оформления и контроля к местам расположения большинства участников внешне-экономической деятельности.
За довольно короткий по историческим меркам период Южным таможенным управлением пройден, без преувеличения, большой путь. Четверть века назад, когда был подписан приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации о создании управления, первым его сотрудникам пришлось решать непростые задачи, практически «с нуля» формировать коллектив, способный быстро начать эффективно работать, обеспечивая экономическую безопасность страны и ставшего приграничным региона.
В том, что Юг России получил мощный импульс в экономическом и социальном развитии, есть несомненная заслуга и таможенников. После своего создания ЮТУ принимает энергичные меры по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры региона, улучшению управляемости таможенной службы, повышению эффективности таможенного контроля, защите экономических интересов страны на Юге России.
Выполняя поставленные руководством Федеральной таможенной службы задачи, южнороссийские таможенники вносят весомый вклад в укрепление экономики Южного федерального округа и России в целом, защищая национальные интересы страны, пресекая нарушения законодательства в сфере таможенного дела, способствуя развитию внешнеэкономических связей.
Лилия ЗАГАЙНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!