Все аплодисменты – в семью!
Новость в рубрике: Избранное, КультураТворческая семья Кибешевых – какая она? Семью Тимура и Елизаветы Кибешевых знают не только в Аксае и в Ростове-на-Дону. Их приезда каждое лето с нетерпением ждут и в селе Ильинское Кировской области.
Об этой творческой семье рассказала директор ДК «Молодежный» Н.Б. Черноусова. Тимур – виртуозный концертмейстер, он аккомпаниатор в нескольких творческих коллективах. Елизавета до недавнего времени работала хормейстером народного вокального ансамбля «Любить по-русски», она – обладательница великолепного голоса. В октябре прошлого года супруги организовали в ДК «Дружба» фольклорный ансамбль «Аксайские казачата». Работу в Государственном академическом ордена Дружбы народов ансамбле донских казаков имени Анатолия Квасова супруги совмещают с деятельностью в творческих коллективах аксайских домов культуры «Молодежный» и «Дружба», в СДК «Октябрьский».
– Знаете, с ними рядом невозможно грустить или думать о чем-то негативном. Такая мощная добрая энергетика от них, вы почувствуете это на себе! – говорит Нэлли Борисовна.
После таких слов как можно было удержаться от знакомства с ними.
И вот мы уже сидим в гостеприимном кабинете у художественного руководителя Дома культуры «Молодежный», режиссера Татьяны Николаевны Конищевой, расспрашиваю ребят, как и где познакомились, по чьим стопам в творчество пришли? И да, права оказалась директор «Молодежного» Нэлли Борисовна, когда говорила, что семья эта особенная. Есть такие люди, с которыми только познакомился, а вроде уже произошло это давным-давно. И непонятно, как это я про них ничего не знаю до сих пор…
Три года Елизавета и Тимур жили в Москве в одном общежитии Академии имени Гнесиных, где учились. Она – на отделении дирижера народного хора, он – на оркестровом народном отделении по классу баяна, возможно, не раз проходили мимо друг друга. А познакомились совсем в другом месте, куда с разницей в несколько месяцев пришли работать – в Академическом хоре русской песни «Песни России» под управлением Н.В. Кутузова.
Полгода приглядывались друг к другу. Потом Тимур взял, да и свозил Лизу знакомиться к своей маме, в село Ильинское Кировской области, откуда он родом. А если мужчина познакомил свою избранницу с мамой – значит для себя он уже решил, что это его вторая половинка. С такой аксиомой не поспоришь. Маме девушка понравилась, да и односельчане говорили: «Ой, точно невестку привез, на маму похожа!».
– Мы сразу стали «смотреть в одну сторону», представляли, как в концерте будет выглядеть номер, – говорит Елизавета Кибешева.
Поженились, вскорости переехали в Ростовскую область, на родину Елизаветы – к родителям поближе, думая о будущих своих детях. Здесь стали работать в Государственном академическом ансамбле песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова. В 2014 году родилась дочь Милана, через четыре года – Альбина.
Интересно все же, почему выбрали творчество. Как выяснилось, у Елизаветы родители – переселенцы с Урала, не музыканты. Папа – шахтер, мама – швея, с музыкой никак не связаны. И все же, были бабушки и дедушки, которые пели, а дедушка владел гармонью, так что творческие корни-то есть.
– Вообще-то хотела быть артисткой. Родители рассказывали, – вспоминает Лиза. – Как только видела гостей на пороге – табуретку в центр комнаты, залазила на нее и начинала петь частушки, слова не понимала, не выговаривала, но пела! Запоминала их, слушая по радио, которое висело на кухне. И ведь никто не просил меня специально спеть! Моя старшая сестра увидела в бегущей строке объявление про набор в музыкальную школу, попросилась в класс фортепиано, родители не стали возражать – ну, и я следом. На прослушивании, до сих пор помню эту песню «Ой, бежит ручьем вода – нету снега, нету льда!», я так исполнила, что мне преподаватель сказала, иди не в академический хор, как предмет по выбору, а на народный вокал. Я и пошла, поначалу одна такая была. Потом пришла еще одна девочка, стали дуэтом заниматься, потом трио, потом парни подтянулись, получился у нас ансамбль «Варенька». После музыкальной школы, одновременно закончив девять классов общеобразовательной, четыре года отучилась в Таганрогском музыкальном училище по специальности – руководитель народного хора.
У Тимура мама – педагог-филолог. А все двоюродные братья играют на баяне, закончили музыкальную школу. «Нас шесть двоюродных братьев, и все баянисты, – говорит Тимур. – Но я единственный, кто после музыкальной школы пошел дальше…».
Как вспоминает Тимур, его мама вообще не знала, что он поступил в музыкальную школу, одноклассницы сагитировали, в четвертом классе дело было:
– Уже после того, как прошел прослушивание на класс баяна, сказал маме, она не возражала. Но говорила, как закончишь школу – пойдешь в педагогический университет, станешь учителем биологии или русского языка.
Только вышло не по-маминому. На областном конкурсе в Кирове, где Тимур занял первое место, его увидел член жюри, директор Кировского колледжа искусств В.Г. Боев. Он же потом специально приехал в Ильинское и вместе с педагогом Тимура в музыкальной школе Г.В. Кунцовым полтора часа разговаривали с мамой, убеждали, что после девятого класса талантливому мальчишке прямая дорога в Кировский колледж искусств. Убедили. После колледжа поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, где проучился два года, сдал вступительные экзамены и стал студентом Академии Гнесиных. Каким же длинным был путь к диплому у студента Кибешева! Первоначально предполагалось, что общие дисциплины из другого вуза перезачтут, кроме специальности, оркестра и иностранного языка. И можно не посещать сольфеджио, историю, физкультуру, другие дисциплины.
– Я так и сделал, – продолжает рассказ Тимур. – Спустя полгода выходит новый приказ по Гнесинке, что оценки из других вузов не перезачитываются. Об этом я узнал, увидев свою фамилию в списке «должников». Меня отчислили. И в сентябре я заново поступил, но уже на первый курс в Московский государственный университет культуры и искусств. На очное обучение. А потом, когда уехали в Ростов-на-Дону, переводился на «заочку» снова с потерей одного года. Получается, в вузе я учился девять лет. У нас уже Милана родилась, Лиза в декрете, а папа все еще студент. В 2015 году моя история с Гнесинкой завершилась получением диплома о высшем образовании.
В семье Кибешевых две дочери, обе – певуньи! Старшая Милана занимается в образцовом фольклорном ансамбле «Жаворонок», младшая Альбина – в детском фольклорном ансамбле «Зорюшка» в Доме культуры «Дружба» в Аксае.
– Творческая семья – какая? Какой уклад? Приоритеты какие?
– Мы с Тимуром живем песнями, концертами, – говорит Елизавета, – и дети получаются такие же, после школы-садика – на кружки, петь и танцевать, концерты опять же, выступления. Старшая у нас еще в музыкальной школе занимается по сольному народному вокалу. Они растут, можно сказать, «под музыку». Любой праздник не обходится без песен под баян. Наши девочки очень любят переодеваться на выступления в народные костюмы, у каждой уже есть свои косметички для концертного макияжа. Дети любят делать домашние концерты. Пришли гости – они обязательно рисуют входные билетики, сами придумывают программу, сами выступают в роли конферансье и стихи читают, и танцуют, и поют.
– У нас дети в лифте «выступают», – добавляет Тимур. – Первое время, когда не знали, кто есть кто среди соседей, люди удивлялись – у вас девочки так спокойно в лифте могут запеть, да так хорошо! Да, это отличительная черта творческой семьи – наши дети не стесняются выступать в общественных местах, у них уже нет «зажима». Им захотелось – они поют. В автобусе, на улице, когда гуляем, чем вызывают восторг у прохожих, те сразу за мобильники, снимают видео.
– Хорошо, когда мама может научить петь…
– Вот здесь вы ошибаетесь, – возражает Елизавета. – Принципиально не стала этого делать. Они видят во мне маму, но не преподавателя по вокалу! Попробовала, конечно, но из этого ничего не вышло, слезы, критику не воспринимают. Поэтому и решили – пусть занимаются там, где папа аккомпаниатор.
– Двум творческим личностям удобно под одной крышей жить? Дух соперничества не мешает? Или «ты не так поешь», а «ты не так играешь»?
– Нет, повторюсь, мы смотрим в одну сторону, нам нравятся одинаковые произведения. Дома мы обсуждаем творческие моменты, но никогда до разногласий не доходит.
Тут в разговор вступает Татьяна Николаевна, которая все это время внимательно слушала, периодически согласно кивая головой и не сводя с ребят улыбающегося взгляда:
– Помимо того, что они замечательные артисты, они еще и великолепные педагоги!
Елизавета учит петь деток. Так и со взрослым коллективом управлялась, замещая декретную должность хормейстера народного вокального ансамбля «Любить по-русски». А это совсем другое, здесь возраст участниц от 55 до 70 лет. Тимур – аккомпаниатор от Бога! Есть, знаете ли, музыкант, который «врубил» баян, профессионально, но механически доигрывает песни, и все. А наш Тимур – чуть ли не в рот певцам заглядывает, он их слышит, чувствует и подыгрывает! Где-то медленнее, где-то быстрее, дамы-то у нас то затянут, то заспешат. Это на уровне чутья у него!
– Бывает такое, что Елизавета больше аплодисментов сорвала в концерте, чем сольное выступление Тимура? И Тимур по этому поводу хмурится?
– Что вы! Все же аплодисменты, как говорится, в семью!!! – смеется Елизавета. – Дочери переплюнут? Да и слава Богу! Так и должно, наверное, быть. Мы-то занимались с ноля, а они – с живота, у них на генном уровне это все. Конечно, они должны быть талантливее, музыкальнее, лучше нас.
– Вам хотелось бы, чтобы они ушли в творчество? У них сейчас есть еще увлечения какие-то?
– Милана у нас очень любит читать, ходит в библиотеку за книжками. Много вы таких детей знаете? На пианино не надо заставлять заниматься, сама садится, делает уроки. Пока ходила в детский сад, говорила, что будет музыкальным руководителем в детском саду. Сейчас, после того, как поняла, что такое гастроли, подумывает, как попасть в известный творческий коллектив, чтобы, соответственно, гастролировать.
– Как родители, мы, конечно, хотим помочь, а можем – только в творчестве, – рассуждает Тимур. – Если они выберут другие профессии, мы, конечно же, не будем против. Вот только посоветовать что-то не сможем.
– Традиции есть в вашей творческой семье?
– Раз в год всей семьей выезжаем к Тимуру на родину, там нас всегда ждут. Потому что каждый раз мы везем с собой наш домашний концерт, делаем специальную афишу, собираем полный зал в Доме культуры, вход свободный. Семья Кибешевых в селе Ильинское. Приходите посмотреть на своего земляка. Даем часовой концерт, Альбина с Миланой поют, Тимур аккомпанирует и сольные номера исполняет. Я веду эти концерты, рассказываю о традициях Донского края, поем наши донские песни, исполняем донские наигрыши. Нас встречают всегда с восторгом! Это мы сейчас уже зал собираем в ДК, а поначалу были концерты у подъезда, соседи приходили со своими стульчиками. Такая у нас замечательная традиция – ежегодные бесплатные концерты в Кировской области.
Не могла не спросить о достижениях. Понятно, что в копилке семьи Кибешевых звания дипломантов и лауреатов региональных, всероссийских и международных творческих конкурсов, а особо ценные?
– Для нас ценны все достижения, маленькие ли, большие ли… Всех так сразу и не вспомнишь, – говорит Тимур. – Хотя, одно из достижений стало открытием для нашей старшей дочери. Я занял первое место в номинации «Баянисты и гармонисты, «Сольное исполнение» на Втором межрегиональном фестивале казачьей культуры в Майкопе в 2023 году. Так вот, Милана больше всех в семье радовалась этому успеху – оказывается, папа не только подыгрывать умеет, а еще как здорово один выступил на сцене!
– Получается, правильный выбор вы сделали в жизни, а что впереди?
– Правильный со всех сторон, да. И друг друга нашли, и любимое дело, – говорит Елизавета. – Скажу больше – мы сейчас достигаем такого возраста, что дети подросли, в этом плане наш темперамент подуспокоился и хочется уже уйти в сочинительство, в авторскую песню. Тем более, у нас такой союз! Что еще впереди? Всегда новые встречи с прежними нашими любимыми зрителями!
Ольга БЛОТНЦИКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!