Дань памяти нашим предкам
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, СемьяУникальный, яркий и вкусный мир подворья Рязановых заворожил с первых минут и не отпускает до сих пор. Хотя прошел не один день, как мы побывали в этом гостеприимном и хлебосольном доме в станице Старочеркасской.
Знакомство состоялось в июле. Специально приехала пораньше, чтобы побродить по станице, успокоиться от городской суеты. Немного утомляла жара – солнце припекало, как и обещали синоптики. Хорошо, в станице есть где укрыться, лавочек в тени предостаточно. На одну присела послушать тишину, полюбоваться пейзажами станичной жизни.
Наивно было полагать, что можно вот так долго сидеть и в прямом смысле упиваться блаженством. Станица есть станица, особенно если это Старочеркасская, которая привлекает туристов в любое время года. Вот и в тот день недолгую тишину нарушил приближающийся знакомый голос. Это Галина Даниловна Астапенко ведет очередную экскурсию. Присоединяюсь, чтобы еще раз послушать великолепного экскурсовода, тем более, двигаются в нужном мне направлении. И вдруг слышу еще один очень знакомый голос. Оказывается, экскурсанты – не кто иные, как наши земляки Дмитрий и Полина Дибровы со своими друзьями. Как не воспользоваться случаем и хоть немного пообщаться.
– К сожалению, – говорит Дмитрий Дибров, – приходится признать, что Дон пока еще не особенно разработан как туристическая точка. Мы с моей женой Полиной делаем все от нас зависящее, чтобы поменять такую позицию. Туризм на Дону – это знание, образование. На Дону каждый человек чувствует себя совсем иначе.
– Особенно в Старочеркасской, – замечает Полина Диброва. – Это уникальное по энергетике и куль-туре место. Именно поэтому мы будем сюда вновь и вновь приезжать с нашими детьми, с нашими друзьями. Таких точек больше нет на карте мира.
– И я в этом убедился совершенно! Удивительное место! – подтверждает Александр из компании экскурсантов. – История казачества, о которой нам сегодня рассказали, конечно, неразрывно связана с историей России. Я, например, не видел и не знал о быте казаков, настолько все интересно, об этом, безусловно, должны знать и наши дети.
Экскурсия тем временем двинулась по своему маршруту, свернув с главной улицы, а мне – прямо, на улицу Революционную. Здесь, сразу за Воскресенским собором, и расположилось подворье Рязановых. Несколько лет назад гвардии подъесаул казак казачьей национальной гвардии Валерий Рязанов вместе со своей супругой Юлией построили дом по всем канонам архитектуры города Черкасска XIX в. На этом месте стоял дом графа Василия Орлова-Денисова, у которого гостил Александр Пушкин, здесь же в свое время жили прославленные атаманы Матвей Платов и Данил Ефремов.
Валерия я застала за реставрационными работами, он восстанавливал стол позапрошлого века, в доме – уже отреставрированный комод, на очереди огромный диван, с зеркалом и дутой спинкой…
– На родину вернуться всегда хотелось, – говорит Валерий. – Детство прошло здесь, у дедушки с бабушкой. Дом деда, Василия Степановича Рязанова, на Почтовой, через три дома от нас, с него все началось. Сейчас осуществляю свою детскую мечту – жить здесь, в Старочеркасской, на Дону.
– Мечта стала реальностью?
– Как видите, да, – говорит Валерий. – Прежде чем начать строительство дома, поставили уличную печь «горнушку». Готовить на этой печи – одно удовольствие, да и блюда получаются совсем другие на вкус, насыщеннее, смачнее! К тому же донскую селедку жарить сподручнее.
– Донскую селедку? Вроде, морская рыбка…
– Селедка с морей шла на Дон на нерест, – объясняет Валерий, и по его взгляду и интонации понимаю, что я не первая сомневающаяся. – Жарить в доме не очень комфортно из-за запаха, на свежем воздухе, на этой печи – самое то.
Сегодня на своем подворье Рязановы организовали целое пространство рядом с «горнушкой» – длинный деревянный стол под навесом, лавки, разные полочки и шкафчики для утвари, специй, посуды. За таким столом можно целый пир устроить! А еще здесь проходят мастер-классы приготовления блюд казачьей кухни по рецептам, которые Юлия Рязанова собирает много лет и с удовольствием делится ими со всеми желающими.
Юля – потомственная казачка, из рода Чумаковых, тех, которые держали солевые шахты, добывали и продавали соль. Может, потому и много каких рецептов солений знает.
– Поговорка даже такая была – «чтобы у вас чубчик соленый был», – улыбается хозяйка подворья. – То есть чтобы на базаре дела шли хорошо. А как узнать, что бочка с солью опустела? Казак, заглядывая в бочку, наклонялся посмотреть и доставал до дна чубчиком!
Судя по отзывам, гостям подворья очень нравится донская уха, которую готовит Юля. А еще сазаны – их Валерий запекает с добавлением гардала – горчицы, ее Рязановы делают сами, на рассоле, который от солений остается.
– Мы читаем исторические очерки, как казаки принимали, какие застолья были, стараемся следовать традициям. Да что мы все про еду, пойдемте в дом! – приглашает Юлия.
Дом. Это тот случай, когда говорят, поразил в самое сердце. Вот с моим сердцем такое произошло. От порога до самого верха – он весь пропитан любовью. Друг к другу, к своей истории, к семье, к людям… Двери и окна настежь, столько света, такая чистота, как дышится легко! И как же красиво! На первом этаже – сменные вещи, фотографии, картины. Собственно, и на втором тоже.
– Да у вас целый музей здесь! Или галерея! Или салон для приемов…
– У нас здесь – все, что вы сказали, – говорит Валерий Рязанов, – и штаб казачий, и центр казачьей интеллигенции, и экскурсии, и, конечно, моя давняя мечта – художественная галерея. Ведь первая такая на Дону была создана как раз в Черкасске (так раньше называлась станица Старочеркасская) при атамане Даниле Ефремове. Это был аудиент-зал для приема гостей, с галереей, которую украшала парадная живопись. Так что наша художественная галерея – это продолжение традиций.
Обращаю внимание на фотографии, что в красивых рамках на стенах.
– Да, начали мы со своей семьи, – поясняет Валерий. – Сегодня выставляем для всеобщего обозрения фотографии, архивные документы наших семейных родов. Вот, например, архивный документ 1780 года моего предка Тараса Емельяновича Топилина, именем которого назван хутор Топилин в Семикаракорском районе Ростовской области. Тарас Емельянович получил орден Святой Анны, а с ним и дворянство. Есть документы Рязановых, Туровых, Волошиных… Начиная с 1780 года, я могу обо всех своих предках рассказать.
Здесь много личных вещей, которые остались от них – например, этому дубовому комоду двести лет, тарелкам двести с лишним лет, а вот этот ковер мой прадед привез с Кавказа, когда там служил. Большая советская энциклопедия, еще от дедушки, стояла у него в кабинете. Книги по истории изобразительного искусства, по истории казачьего быта…
Любимое казаками оружие, мы его собираем, меняем, участвуем в выставках, соревнованиях по рубке шашкой. Мальчикам, которые к нам приходят на экскурсии, рассказываю больше про историю оружия, им это интересно, показываю пику настоящую, уставную, даю шашку в руках подержать. Собираем, что из земли «вылазит» – уздечки, стремена, копье, ядра. Культурный слой XVIII века легко отдает экспонаты, они практически на поверхности, дождями землю размывает, особо копать не надо.
На втором этаже – национальная казачья одежда, костюм гвардии подъесаула первого краснодарского отдела со знаком «За службу на Кавказе», точная копия платья супруги атамана Ефремова, Меланьи Карповны. Она носила такое платье, «кубелёк», что в переводе означает «мотылек».
Кстати, от Валерия я узнала, что выражение «наготовили, как на Маланьину свадьбу», пошло отсюда. Когда атаман венчался со своей любимейшей Меланьей, столы накрыли от собора, где проходило венчание, и до самого атаманского дворца.
Еще одну интересную историю рассказывает Валерий гостям, которые, конечно, не могут не обратить внимание на запыленные пустые бутылки с невероятно вогнутыми доньями.
– На Дону очень была развита винная торговля, здесь было около двенадцати винных магазинов с погребами. Когда один из домов в Старочеркасской строили, на глубине трех-четырех метров откопали такой винный погреб. Бутылки оттуда. Из таких бутылок атаман Матвей Платов с фельдмаршалом Михаилом Кутузовым праздновали победу над Наполеоном. Когда наши вошли в Париж, победителям предложили французского шампанского, на что атаман Платов ответил, что негоже французским праздновать. У него было припасено на этот случай 40 тысяч бутылок своего, игристого донского вина.
– Валерий, о чем чаще всего спрашивают гости, попадая на ваше подворье?
– Существует много стереотипов о казаках, а есть реальная их жизнь. Многие наши гости испытывают культурный шок, когда узнают совсем о другом, о традициях донских казаков. Что это не только фольклор, песни и пляски, но и суровая военная жизнь, и семейная – со своими устоями, правилами.
– Школьникам очень нравится погружение в казачий быт, – говорит Юлия. – Пока Валера проводит мастер-классы по холодному оружию, девочкам я рассказываю про степные травы, мы чаи собираем. Девчонки так внимательно слушают про семейные традиции, про воспитание дочерей в казачьих семьях. Нашей дочери Лене сейчас 15 лет, она знает, кто такая хозяйка, выполняет все женские функции хозяйки, печет синнабоны, дрожжевое тесто может завести на пироги, не буду перечислять, но поверьте на слово, умеет очень много. Такие наши казачьи традиции. Первый утюг ей купили для приданого. Да, собираем – это тоже казачьи устои, у девочки должно быть приданое.
Детей в семье Рязановых четверо. Старший сын – чемпион России по гребле и каноэ, уже выучился и работает, как говорит Юлия, в чиновники подался.
Младшие все здесь, все при деле. Гриша и Аким, пока суть да дело, во дворе ковры стирают. Юлия улыбается – вот уж, действительно, раздолье, разве в городе возможно такое!
Замечаю, какие интересные имена у мальчишек. И это еще одна удивительная история от Юлии, услышанная в тот день.
– У нас не было вопросов, как называть детей, когда они рождались. Дочь родилась в день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены, назвали Еленой. У Валеры бабушка Лена, мама Лена, он так и хотел дочку назвать Лена, так она и родилась в такой день. Аким родился в день почитания святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Мы его назвали так, по паспорту он Иоаким. Гриша родился в день памяти святителя Григория Паламы…
Мы учим своих детей самостоятельности. Нас может не стать в любой момент. Чтобы они не растерялись в жизни, что мы чему-то их не научили.
– Когда вас не станет, кто продолжит хозяйствование на подворье Рязановых?
– Дети, конечно! Почему мы переехали в Старочеркасскую? Валера говорит, должны быть корни. Я хочу, чтобы у детей были корни. Они могут жить, где угодно, но чтобы корни были на донской земле. Среднему сыну сказала: «Аким, есть мама с папой, есть дом, который будет стоять всю жизнь, его нельзя продавать. Рано или поздно вы вернетесь».
С большим удовольствием слушала Юлю, она, как, впрочем, и ее супруг, великолепная и очень эмоциональная рассказчица. Как кино смотришь, слушая ее воспоминания о юности, о мечтах, с какой любовью говорит о своем отце, который, как выяснилось, почти всю жизнь на руководящих постах.
– Юля, а как так получилось, что ты предпочла карьере нынешнюю жизнь? Ты же – председателева дочь…
– Так и получилось. Замужество с Валерой, декрет с Леной, потом еще с другими нашими детками, на государственную службу больше не вернулась. Желание иногда возникало заняться карьерой, но полгода назад поняла окончательно, что карьера моя здесь, в семье, и да, в истории. Как иначе назвать то, чем мы сейчас всей семьей занимаемся? История казачьей жизни на Дону – это настолько увлекательно, красиво и благодарно. Ведь все наши достижения – это память наших предков, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, которые войну прошли, которые на земле работали. Это великие люди. И то, что мы сейчас делаем, как воспитываем своих детей, чтобы они у нас были достойными гражданами Российской Федерации – это дань памяти нашим предкам.
Прощаясь с гостеприимными Валерием и Юлией, спросила у их дочери Лены, нравится ли ей на подворье Рязановых?
– Конечно! Это же создали мои родители, мы живем здесь, это наша душа, душа казачества, нам это нравится, и мы это любим!
Вот такая семья и такой дом есть в Старочеркасской. С открытыми настежь дверями, со своим уникальным, ярким и вкусным миром, где любят людей и где всегда радостно, любовно, сытно, увлекательно.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!