Аксайчане приняли участие в проекте Министерства обороны «Поезд героев»
Новость в рубрике: Защита ОтечестваУчастники специальной военной операции из Аксайского района побывали в Новороссийске. Его судьба схожа с Волгоградом. Город на берегу Черного моря часто называют кавказским Сталинградом.
Встанем!
Более 270 человек собрались на вокзале Ростова-на-Дону в ожидании поезда. Кто-то приехал из Волгограда, кто-то из Краснодара, были даже москвичи. Участники проекта знакомились, общались, им было что друг другу рассказать.
Детей развлекали волонтеры. Малыши рисовали, танцевали и играли, юная аксайчанка даже продемонстрировала, как умеет садиться на шпагат. Ансамбль песни и пляски Южного военного округа исполнил для путешественников патриотические песни. Зрители пели вместе с артистами. «Россия, Россия, в этом слове – огонь и сила…» – звучал совместный хор, и это исполнение было невероятно трогательным. А когда на импровизированную сцену вышла жительница Аксая и запела песню «Встанем», многие не сдержали слез.
В вагоны отъезжающие садились под звуки военного оркестра. Ночь в поезде пролетела незаметно, а утром в Новороссийске участников специальной военной операции тоже встречал оркестр.
Гости города сели в комфортабельные автобусы и отправились на экскурсию.
Второй после Чикагского
Путешественники неспешно катились в автобусе по Промышленному району города.
– В общих словах о Новороссийске: население полмиллиона человек. Сегодня – это крупный транспортный узел. Это – город-труженик. Самое главное для нас – порт. В сентябре этого года Новороссийску исполнилось 185 лет. Но за этот период он был трижды полностью разрушен. Поэтому все, что мы видим, было построено несколько меньше ста лет назад. Во время Великой Отечественной войны город был разрушен на 96 процентов. Остались единицы старинных зданий. В этом году мы отметили 80-летие освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков и 50 лет со дня присвоения почетного звания города-героя, – рассказывает экскурсовод Людмила Николаевна Меликян.
А потом она обратила внимание туристов на здание из красного кирпича. Оказалось, что это памятник архитектуры. Построен был в 1891 году. Накануне Новороссийск с Тихорецком соединила ветка Северо-кавказской железной дороги. И в город хлынуло зерно с Дона и Кубани, которое должно было отправиться отсюда за границу на кораблях. Зерно нужно было где-то хранить, и руководство Кавказской железной дороги, которой принадлежал порт, решило построить элеватор. Он стал первым в Европе и вторым в мире после Чикагского. Здание элеватора было самым высоким в городе и имело смотровую площадку, которая располагалась на высоте современного девятиэтажного дома. Каждый гость Новороссийска обязательно поднимался на элеватор. В конце XIX века по смотровой площадке прогуливались дамы в шляпах с господами и ахали от восторга, потому что перед ними открывался прекрасный вид на море и горы. Элеватор тогда называли новороссийской Эйфелевой башней.
Автобус с туристами следовал по Промышленному району города мимо порта. Гости увидели огромные краны и длинные ряды с контейнерами. По словам Людмилы Николаевны, сегодня холдинг является лидером на российском рынке и занимает третье место в Европе. Примерно 30 процентов морских грузоперевозок осуществляется через южные ворота России (морской порт Новороссийска).
А автобус тем временем свернул на просторную улицу Советов, она является здесь центральной. Две полосы движения разделяет парковая аллея, которая появилась здесь после войны на месте руин. Позади остались здание городской администрации, Дворец культуры и площадь Свободы, где в 1961 году был установлен памятник защитникам города. В едином порыве застыли – девушка партизанка, солдат со знаменем и матрос с автоматом. Памятник напоминает о том, что во время Великой Отечественной войны через город проходила линия фронта. Фашистов остановили между цементными заводами. Дальше они не прошли.
– А сейчас посмотрите направо, в городе находится единственный в стране памятник Брежневу. А слева проезжаем бывший дом купца Обрадовича, построенный в 1866 году. С этим домом связана история Новоросийска. После кавказской войны правительство разрешило заселяться иностранцам христианского вероисповедания. Хлынул поток переселенцев. Вместе с казаками приезжали греки, армяне с территорий, оккупированных османской Турцией, чехи. Дом купца тогда был самым лучшим в городе. На первом этаже был русско-азиатский банк, на втором – итальянское консульство, – рассказывает экскурсовод, и автобус останавливается у набережной.
Это особенное место для города. Сюда стремится попасть каждый турист. Прогулка вдоль морского берега началась с мыса любви. Участники специальной военной операции и их семьи сразу же бросились фотографироваться около топиария в форме двух рук, изображающих сердце. Тем временем экскурсовод продолжила рассказ о городе у самой кромки морской воды:
– Мы находимся в бухте. Она называется Цемесская и происходит от имени единственной реки Цемес, впадающей в бухту. Цемес с адыгского переводится как комариный лес. Длина бухты – 15 км, самая большая глубина – 45 метров, – говорит Людмила Николаевна.
Перед туристами открылась панорама гор, это самое начало Большого Кавказского хребта. Здесь добывают камень, из него делают цемент на местных заводах, красно-белые трубы, которых видно с берега. Так же как и большие резервуары предприятия, занимающегося транспортировкой нефти.
Взгляд участников акции «Поезд героев» привлек памятник рыбакам, расположившийся на набережной. История его появления связана с трагическими событиями. В пяти- десятые годы прошлого века в районе Сочи, спасая улов, затонуло судно рыбколхоза. Погибли все члены экипажа.
А экскурсовод проверяет кругозор путешественников и спрашивает, почему же море, на берегу которого они сейчас находятся, назвали Черным. Оказалось топоним не связан ни с цветом водоема, ни с его глубиной. Дело в том, что на дне моря находится большое количество сероводорода. Бронзовые якоря первых путешественников во время нахождения в воде чернели, окислялись. Отсюда и появилось название водоема.
Вспомнили географию и отправились дальше. Погода стояла замечательная – теплая и солнечная. Легкий морской бриз добавлял свою прелесть. Туристы смотрели на водную гладь и наслаждались моментом.
Размышления прервала очередная история о трагических событиях. В 80-х годах теплоход «Адмирал Нахимов» столкнулся с заходящим в порт сухогрузом. В этой страшной трагедии погибли 442 человека. Как потом выяснилось, к гибели судов привел человеческий фактор: ошибки капитанов и членов экипажа.
Впервые в истории кораблекрушения пассажирский теплоход перевернулся и затонул всего за семь минут. Тогда по тревоге был поднят весь город. Первым на помощь тонущим устремился маленький лоцманский корабль на восемь членов экипажа. Команда смогла поднять на палубу 50 потерпевших, судно стало хватать кормой волну от перегруза. В это время на помощь подоспели пограничники и взяли часть пассажиров. После этих событий были введены строгие правила входа в бухту, чтобы подобное больше никогда не повторялось.
Памятные места
Каждый метр набережной Цемесской бухты дышит историей. Путешественники оказались рядом с местом, где в 1920 году о берег разбилась Деникинская армия. Тогда здесь в плен попали 22 000 солдат. В первые сутки было расстреляно 2 000 человек. Как напоминание об этих событиях был установлен памятник «Исход» скульптора Александра Суворова.
– В нашем городе два памятника, в честь Гражданской войны. Один из них посвящен Красной Армии, а другой – белогвардейцам, – рассказывает Людмила Николаевна и обращает внимание гостей города на памятник маленькой рыбке хамсе.
У новороссийцев к ней особенная любовь, заложенная на генетическом уровне. Считается, что она спасла горожан от голодной смерти в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В сентябре 1943 года город освободили от фашистов, и сразу начался лов хамсы. Рыбы было много. Большую часть солили в бочках и отправляли на фронт, рыбку поменьше отправляли в госпитали, а остат- ки раздавали горожанам. В холод- ную зиму 1943 года, у вернувшихся в разрушенный город новороссий- цев, хамса была на первое, второе и третье. С тех пор она является лю- бимым лакомством для местных. Ее продают в разных видах – соленую, копченую, жареную, вареную… Запах хамсы витает по всему городу. Однако участникам СВО и их семьям полакомиться рыбкой не пришлось, поскольку в этом году лов еще не начинали. Но зато им удалось увидеть высокий, увенчанный «ажурным» куполом белоснежный храм-маяк. Он был построен на берегу Черного моря на пересечении набережной Адмирала Серебрякова и бульвара Черняховского и освящен в честь святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи. Храм создал заслуженный архитектор Сочи Федор Афуксениди, на счету которого проекты больше полусотни православных церквей. Купол храма планируется сделать стеклянным, а внутрь поместить настоящий маяк, который будет показывать морякам дорогу домой, к семье, где их ждут и любят. Путешественники зашли в церковь на несколько минут и смогли присоединиться к молящимся за литургией.
А потом аксайчане вместе с другими гостями города отправились к очередной точке своего путешествия.
По дороге они услышали еще много интересного от экскурсовода. Например, что в Новороссийске появился первый передвижной кинотеатр в стране. Проработал он всего год, а потом предприниматель перевез его в Петроград.
Город-герой
В истории Новороссийска много интересных дат, о них можно говорить бесконечно. Но одной из самых важных и значимых является дата освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Об этой странице в истории горожане говорят с трепетом. Участники специальной военной операции тоже смогли услышать рассказ о том, как город держал оборону, как выживал, как воевал. Прогулка вдоль рубежей «Огненной Малой земли» и посещение мемориала «Малая земля» как-то по-особенному тронули сердца участников поездки. Возможно, потому что у них в жизни был свой бой, только уже в зоне специальной военной операции.
– Мы едем к святому для каждого новороссийца месту, где высаживался первый десант под командованием Цезаря Львовича Куникова, где родилась Малая земля. Фашисты наступали со стороны Анапы. 19 августа 1942 года они подошли к Новороссийску, начались уличные бои. Так получилось, что имена командиров, остановивших наступающие части и создавшие оборону, остались неизвестными. Так же как и имя того офицера, который по ошибке передал руководству депешу о том, что город сдан. Однако, еще неделю бои шли в городе, а потом их остановили в районе цементных заводов. Больше года немцы пытались пройти этот рубеж. Но у них так ничего и не вышло. Уже в декабре 1942 года советское командование разработало план наступления, подписанный Сталиным. По ряду причин полностью план осуществить не удалось, наступление захлебнулось в районе гор. Неудачной оказалась высадка основного десанта в местечке между Новороссийском и Анапой. А вот в том месте, где мы сейчас едем, высадился отвлекающий десант. Командовал им легендарный майор Куников, сумевший подготовить своих бойцов. Красноармейцы сами сделали штык-ножи и научились применять их в бою, умели пользоваться трофейным оружием. Дальновидный командир взял с собой двух радистов, которые вели корректировку огня, – звучит голос экскурсовода, и автобус прибывает на легендарный плацдарм, на первый рубеж «куниковцев».
…4 февраля 1943 года. Близко подойти к морю бойцы не смогли, прыгали прямо в море и шли за огневым валом. Фашисты в панике побежали, думая, что высадился полк, а потом обрушили на десант, который закрепился на берегу, огневую мощь. Враг пытался принудить бойцов сдаться, а они в ответ запели из окопов песню севастопольских моряков: «Если товарищ нам здесь умирать, умрем же, друзья, как герои». Десант продержался сутки, а на следующий день пришла подмога: на берег высадились воинские соединения. Плацдарм расширили до 30 квадратных километров. Однако действовать по намеченному плану было уже невозможно, фашисты успели закрепиться на господствующих высотах. Этот небольшой клочок земли 225 дней наши солдаты удерживали и писали в своей клятве: «Пусть она малая, но она полита нашей кровью, и потому мы эту малую землю никогда и никому не отдадим». Плацдарм прикрывал вход в бухту, и фашистским портом Новороссийск так и не стал.
Наши войска не давали немцам приблизиться к берегу. Советским войскам приходилось несладко. На Малой земле простреливался каждый метр. Выжить можно было только закопавшись в землю. До сих пор здесь остались окопы и воронки от снарядов.
Удивительно, но воевать с фашистами нашим бойцам помогали ослики. Каждую ночь на причалы привозили боеприпасы, еду, забирали раненых. Поначалу пожилые солдаты доставляли все необходимое на передний край на своих спинах. Генерал Константин Николаевич Леселидзе посмотрел на них и прислал целый вагон осликов. Животные прекрасно справлялись с задачами, не боялись громких звуков, техники, разрывов. Однажды в узком окопе встретились два ослика. Разойтись они не могли. Постояли ослики, подумали, посмотрели друг на друга, потом тот, что шел без груза, лег, а второй перешагнул через него и с боеприпасами на спине пошел дальше. Солдаты так любили животных, что вырезали из металла медали и вешали им на уши.
В сентябре 1943 года одновременным ударом с трех сторон атакующие части советской армии соединились и выбили противника из города. Бои были страшными, потому что немец успел превратить город в крепость. Увековечить подвиг бойцов решили созданием мемориала в форме десантного корабля, как будто выскочившего из воды на берег. Его украшением стала бронзовая скульптура, олицетворяющая первый десант. Впереди с палубы корабля словно готовится спрыгнуть в ледяную воду бывалый моряк, за ним командир с пистолетом (он отвечает за весь свой отряд, поэтому так сурово нахмурены его брови), а из-за плеча офицера выглядывает юная девушка – медсестра, может быть, это ее первый бой, и поэтому она смотрит с каким-то наивным любопытством.
«Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон, но люди, верные своей клятве, не попятились с этой земли» – гласит надпись на мемориале.
Вес монумента 3500 тонн. Но он абсолютно не кажется тяжелым, а гармонично и легко вписывается в пейзаж. Путешественники посетили находящийся внутри мемориала «Малая земля» музей боевой славы. Под музыку композитора Евгения Птичкина они медленно поднялись наверх. На стенах музея расположились бронзовые барельефы 30 героев Советского союза, получивших звание в боях за Новороссийск. Среди них аксайчане увидели и портрет Леонида Ильича Брежнева. Наверху как будто осталась гигантская пробоина от артиллерийского снаряда, очертаниями напоминающая плацдарм «Малая земля». Огненными буквами написаны здесь слова из клятвы малоземельцев, и бьется сердце Матери-родины. В золотом сердце хранится капсула, в ко-торой написаны больше 23 000 имен – погибших защитников города.
Рядом с Малой землей расположились остатки турецкой крепости Суджук-кале, просуществовавшей с 1722 по 1819 годы. Она была окружена рвом, глубиной шесть метров и валом. Главные ворота были обращены к морскому порту. Внутри крепости были построены дома для янычар и татарских семей. Здесь была найдена частично сохранившаяся надвратная плита, которая сегодня хранится в музее. Путешественники увидели остатки крепостных стен и башен, а также ров.
Дорога к автобусу шла мимо строящегося морского собора в честь святого Николая Чудотворца и выставки военной техники времен Великой Отечественной войны и якорей разных времен, поднятых со дня бухты.
Великой Победе посвящается
Участники проекта «Поезд героев» отправились смотреть корабль-музей. Символично, что по пути они встретили корпуса морского университета им. Ф. Ф. Ушакова, одного из лучших учебных заведений России. Здесь готовят кадры для торгового флота, а дипломы ценятся во всем мире. Есть в учебном заведении и военная кафедра, которую заканчивают не только юноши, но и девушки.
По пути следования путешественникам также встретился настоящий самолет-штурмовик Ил-2, выпущенный в первые месяцы войны. В 1943 году во время сражения в небе он был подбит в районе бухты, пилоты погибли. Воздушные бои здесь были масштабными. В небо поднималось по 50 самолетов с каждой стороны, и все это над узким участком суши между горами и морем. После войны студенты, занимающиеся подводным плаванием, нашли на дне моря обломки боевого Ил-2. Воздушное судно подняли, отремонтировали и водрузили на пьедестал, как памятник всем летчикам, воевавшим в небе над Малой землей.
А, между тем, автобус проезжал мимо памятника тому самому Цезарю Львовичу Куникову, под командованием которого удачливый десант смог высадиться на берег Черного моря в Цемесской бухте. На перекрестке нескольких дорог командир с автоматом выходит из морских волн, а за ним – как былинные богатыри – его десантники. Портрет мойра Куникова украшает торец дома, расположенного рядом с памятником.
Памятников, посвященных Великой Отечественной войне, в Новороссийске немало. На переднем крае плацдарма «Малая земля» расположился памятный знак, который в народе прозвали «Матрос с гранатой». Моряк выглядывает из окопа и всю свою ненависть к врагам вкладывает, может быть, в свой последний бросок.
Корабль-музей
Артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» встретил туристов у причала морского вокзала. Корабль отправился в свое первое плавание в 1954 году с флагом военно-морского флага Советского союза. Базировался крейсер в Севастополе, за время своей службы побывал в дальних плаваниях – в Румынии, Югославии, Албании, Болгарии и Алжире, Сирии. Экипаж действующего крейсера составлял 1130 человек. Здесь даже был свой оркестр, который встречал почетных гостей, поднимающихся на борт. В основном это были политические деятели стран, в которых крейсер побывал. Корабль закончил службу в 1988 года. Долгое время судно было законсервировано, а в 2001 году его отбуксировали в Новороссийск, где он стал филиалом музея. Увидеть крейсер можно в фильме «Увольнение на берег», который был снят в 1961 году.
Размеры корабля впечатляют. Его длина – 210 метров, а ширина – 22 метра, высота от киля до клотика – 59 метров, подводная осадка – больше семи метров. На корабле находится три катера и 60 спасательных плотов.
Гости города прошлись по палубе, увидели вооружение крейсера – мощные зенитные установки, глубинные мины. Большой интерес вызвал корабельный колокол весом 173 кг. Он подавал аварийные сигналы в туманном море и отсчитывал точное корабельное время. В открытом море его слышно на расстоянии пяти километров. Экскурсовод даже продемонстрировал, как он звучит. Во время экскурсии участники проекта смогли спуститься во внутреннее помещение, увидеть кают-компанию, медицинский блок, рубрики матросов, каюты офицерского состава. Здесь располагались столовая, библиотека, прачечная, пекарня, которая выпекала по 1200 буханок хлеба в сутки, свой магазин и даже мастерская по ремонту обуви. Каюты, в которых жили матросы, могли вмещать до 70 человек, кровати здесь располагались в два яруса. Крейсер надолго уходил в поход, самым длинным было плавание из Севастополя в Крондштат, оно длилось девять месяцев. Все это время экипаж судна окружали морские волны и синее небо. Да уж, боевой корабль явно впечатлил всех – интересно было и детям, и взрослым.
Удивило все
Впереди путешественников ждала прогулка по живописным склонам горы Колдун и посещение родины русского шампанского – поселка Абрау-Дюрсо, в котором находится знаменитая компания по производству шампанского.
Территория, окружающая винодельню, невероятно красива. Здесь разбит потрясающий парк. Участники специальной военной операции гуляли по дорожкам, любовались малыми архитектурными формами, смотрели на водную гладь озера. На территории Абрау-Дюрсо расположились рестораны, отели, магазинчики с сувенирами и продукцией завода. Интересно, что даже елка здесь сооружена из стеклянной тары от шампанского, и фонтан на входе тоже в виде бутылочки игристого.
Экскурсия по заводу началась с посещения музея, в котором сохранились фотографии производства, старинные этикетки, красивые бокалы производства начала XX века. После погружения в историю путешественники смогли увидеть современное производство компании, пройтись по знаменитым горным тоннелям, в которых выдерживается игристое вино.
Незабываемым для гостей Новороссийска стало посещение конного экстрим-шоу в хуторе Камчатка. Что вытворяли наездники и наездницы! Аплодисменты не смолкали во время всего представления, а после выступления артистов, одни зрители поспешили оставить впечатления в книге отзывов, а другие захотели прокатиться на лошадях.
Красивым завершением этого путешествия стало светомузыкальное шоу фонтана, расположенного прямо на водной глади озера. Усталые, но невероятно доволь- ные участники проекта возвращались в Ростов. Вечером, расположившись в комфортных вагонах, они рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о своих впечатлениях и благодарили организаторов поездки за чудесный отдых.
Ирина СЕРЕБРЯКОВА
Отправить ответ
2 Комментарий на "Аксайчане приняли участие в проекте Министерства обороны «Поезд героев»"
Прочитала этот материал, и как будто оказалась в близких для меня местах. Спасибо автору.
Класс! Хорошая поездка! Недавно смотрела новости, как подобный поезд был в Воронеже и Москве