13 октября исполнилось 95 лет со дня рождения аксайчанина Бориса Александровича Голотина
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Культура, ЮбилеиВ Аксайском районе его знали как учителя русского языка и литературы, директора одной из Аксайских школ, куратора народного образования и культуры в Ростовском облисполкоме.
Но остался он в памяти аксайчан, прежде всего, поэтом, творчество которого было посвящено Аксаю, Аксайскому району, Дону и всему Донскому краю.
А родился и вырос Борис Александрович на Кубани. Вот как он сам вспоминал об этом в своей автобиографии: «Родился на Кубани, точнее – в Майкопе, у реки Белой, тезки реки Аксу, что у Дона. Школьником стал до начала Великой Отечественной войны, окончил школу с золотой медалью уже после войны. Так называемых «условий для учебы» с начала войны – практически никаких, как почти у всех школьников моей окраины, а общеизвестные военные и послевоенные трудности и беды пройдены «по полной программе». Из-за истощения и послевоенной нищеты пришлось отложить поступление в вуз. Оно состоялось через год, в течение которого я успел с интересом поработать в должности старшего пионервожатого школы, давшей мне среднее образование».
В 1948 году Борис Александрович приехал на донскую землю, поступать в Ростовский педагогический университет на историко-филологический факультет. Тогда он впервые увидел Дон и на всю жизнь был потрясен красотой великой реки. Дон заворожил, стал одним из истоков его поэтического таланта.
Ну что вы, люди.
Разве Дон – река?
Наш тихий Дон – письмен старинных лента,
Плывущая в наш день издалека
Неисчислимолетняя легенда.
Университетские годы подарили ему и встречу с будущей женой – Натальей. Настоящая казачка, продолжательница учительской династии Качановых – она навсегда стала верной спутницей поэта, вдохновила его на творчество.
На шумном факультетском этаже
Девчонка встретилась мне в пору ясную –
И молнией вдруг вспыхнуло в душе:
«Прекрасная!»
Так позже вспоминал об этой встрече Борис Александрович.
Свой совместный педагогический путь семья Голотиных начала в хуторе Черюмкине Аксайского района, в Задонской семилетней школе.
Об этом времени Борис Александрович писал: «Комната в старом барачном строении, «кизячное» отопление, керосиновая лампа вместо рано гаснущей электрической, «от движка» на краю хутора, крохотная зарплата (одна «ставка» на двоих), малолетний сын. Многие неудобства и нехватки забывались в работе с детьми и взрослыми хуторянами. А прибавка к зарплате – такие урожаи картофеля, кукурузы, подсолнечника и тыкв на поливных учительских огородах, что с посадкой и уборкой можно было справиться только «всем миром», то есть педколлективом. Все вместе мы вполне справлялись и праздновали «трудовые победы» в полевых условиях».
С той поры и до последних дней Аксайский район всегда оставался для Бориса Александровича родным домом.
Листают ветры Дона календарь
Моей судьбы, страницу за страницей,
А надо мной и Доном, как и встарь –
Аксу-Аксай, судьбы моей станица.
А еще в детские годы зародилась в нем любовь к чтению «при любой возможности – чаще при «коптилке», а бывало, и при отраженном в зеркале свете луны – чтение, начиная с дореволюционной «Нивы» со сказками Пушкина, с поэмами Михаила Лермонтова, а далее – донских рассказов Михаила Шолохова, его неповторимого «Тихого Дона».
Не случайно и стихи он начал писать еще в школьном возрасте. В студенческие годы публиковался в журнале «Дон», в газетах области.
По словам Бориса Александровича, даже пробовал писать прозу. Но «не без сожаления оставив в покое положительно оцененную уважаемыми донскими прозаиками Борисом Васильевичем Изюмским, Игорем Михайловичем Бондаренко рукопись повести о молодежи, использовал возможности лаконизма русской литературной речи в своем не шумном уголке донской поэзии».
С 1997 года в свет вышло шесть книг стихов Бориса Александровича – «Любовь моя, Аксу-Аксай», «Благослови нас, Тихий Дон», «А жизнь – как Дон…», «На Дону под Ростовом», «Донская чаша», «И Дон, и даль». В них – жизнь Донского края, его природа, города и станицы, и, конечно, его люди.
Пишу для тех, кто с Дона и для Дона.
Пишу для тех, кто дома и не дома,
(Бывает, что и дома, «но не весь»).
Не все, о чем пишу, – благая весть,
Но все, о чем пишу, – от жажды блага…
Сегодня, как и много лет назад, мы вновь и вновь перечитываем его строки, каждый раз открываем в них что-то новое, не замеченное ранее. И с твердой уверенностью говорим, что поэту Борису Голотину забвенье не грозит.
Изданные книги поэта. / ФОТО из архива библиотеки |
Поэт по-прежнему заставляет учащенно биться наши сердца при звуках его стихов, он по-прежнему продолжает нас учить благородству, уважительности, честности и любви к людям, к своей Земле. Его стихи слушают жители Ростовской области в исполнении заслуженного деятеля культуры Н.И. Мальцева и оркестра народных инструментов «Дон» в Ростовской областной филармонии, их читают школьники на конкурсах. А это значит, что поэт был прав, оставив нам такие строки:
Всем сверстник я – от старца до младенца.
У многих от меня секретов нет.
Явлюсь ли я, так никуда не денутся,
Ко мне ль придут – в моем оконце свет…
Вся жизнь моя – души аудиенция,
Всем сверстник я, покуда я поэт.
М.И. Еремина, директор Межпоселенческой центральной библиотеки имени М.А. Шолохова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!