Остановись, мгновенье!
Фотоиллюстрация всегда играла важную роль в восприятии газетного материала. Очерк о человеке немыслим без его портрета, репортаж с соревнований – без запечатленных моментов этих соревнований. В прежние времена в штате практически всех редакций была должность фотокорреспондента (в больших газетах есть и сейчас). Считалось, что человек с фотокамерой обладает особым взглядом на окружающий мир, умеет рассмотреть то, что не заметит пишущий.
В «Победе» за долгие годы перебывало много фотокоров, штатных и нештатных. Старожилы Аксая помнят Александра Козлова, работавшего в шестидесятые – начале семидесятых годов прошлого столетия.
В начале восьмидесятых пришел в штат Подопригора Александр Иванович. Мы звали его просто Сашей, все были одного возраста. Сколько нам с ним пришлось поездить! Сам человек сельский, знавший эту жизнь изнутри, да еще наблюдательный, пытливый, он не только умел подсмотреть мгновения жизни, но и текст написать, получались такие мини-зарисовки. Работали в «Победе» и Виктор Резниченко, мастер портрета, за ним Сергей Решетников, Михаил Мельников.
Надо сказать, «хлеб» фотокора нельзя назвать легким. Зарплата всегда была маленькая, лимит на фотоматериалы – всегда низкий (он же сам и проявлял пленку, и печатал снимки), а попробуй сделать удачный снимок, если у тебя осталось на пленке два кадра, а времени совсем нет. Один из старейших советских фотожурналистов Юрий Рост, отметивший недавно 75-летие, рассказывал на канале «Культура», как отснял однажды всю пленку, чтобы получить портрет Андрея Дмитриевича Сахарова. И только один кадр из 36 получился удачным, во взгляде и всем облике ученого отразился его внутренний мир, гражданская позиция.
Мы себе такого позволить не могли. Но в «Победе» печатались снимки фотокорреспондентов «Молота» Б. Каралкина, с которым у редакции была прочная связь, газеты «Комсомолец» В. Острикова, да и других. Спросите, зачем? Чтобы пробудить чувства, создать настроение.
В «лихие девяностые» устаревшая технология производства газеты стала заменяться новой, современной. Не надо заказывать в цинкографии клише, такие металлические пластинки, тяжелые и определенного размера – их нельзя ни уменьшить, ни увеличить. При компьютерной верстке все быстрее и проще, да и фотоаппараты, причем цифровые, давно уже не являются предметом роскоши. О мобильниках и говорить не стоит. Снимок может сделать каждый.
В новейшие времена должности фотокорреспондента в штате районной газеты не стало. Каждый журналист иллюстрирует свои материалы сам. Но основную нагрузку по обеспечению фотоиллюстрацией несут нештатные авторы – профессионалы своего дела.
Много фотографировал по заданию редакции Вадим Попов. Надо – в Старочеркасск едет, снимать то крещенское купание в проруби, то крестный ход по морозу да по снегу, надо – на предприятие идет, снимать новые образцы продукции. Другой наш нештатный фотокор, Сергей Степанов, сделал портрет Вадима Попова. Вот он перед нами –хороший портрет, выразительный.
Долгое время плодотворно сотрудничал с «Победой» фотограф Николай Соловьев. Снимал и торжественные минуты – митинги, вручение наград, возложение цветов, концерты, смотры, напряженные минуты спортивных соревнований, лица людей, фотоэтюды.
Трудно сделать удачный снимок взрослого человека: стесняется, смущается, лицо и поза напряженные. Совсем иначе ведут себя дети, они в кадре такие, какие есть. Поэтому часто именно детские фото, в первую очередь, привлекают взгляд. В минувшем году редакция провела фотоконкурс «Удивительный мир детства». Мы получили десятки ярких снимков от наших читателей. У каждого свой сюжет – интересный, неповторимый. А главное – всюду эти непосредственные, живые детские глаза и улыбки! А наблюдательные взрослые умеют так «схватить» момент – удивишься: как же ты не заметил, ведь рядом стоял.
Таким «ловцом момента» всегда был и остается Анатолий Николаевич Сердюк, верный друг редакции. Он всегда в гуще жизни, в центре событий. Конкурсы профессионального мастерства в ПУ № 57, балы, встречи, выезды, участие в областных мероприятиях – и не сосчитаешь, сколько снимков Сердюка на эти и другие темы печатала «Победа». И, конечно, он мастер фотоэтюда…
Фотограф Василий Бондарь в представлении не нуждается. Уже много лет на страницах «Победы» публикуются его фотоиллюстрации всех самых главных событий, происходивших в районе, – от районных праздников до событий областного и даже федерального масштаба. В состав аккредитованных журналистов «Победы», которые освещали визит Президента РФ В.В. Путина на Аксайскую землю в День российского поля –2007, входил и Василий Степанович Бондарь. Он же освещал посещение премьер-министром Д.А. Медведевым Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса. А сколько выразительных портретов аксайчан сделал Василий Степанович для «Победы»! В его фотоработах – биография нашего района.
Иван Михайлович Василенков, казачий полковник, постоянно освещает жизнь Аксайского юрта – участие казачества в политике, в воспитании молодых, в общественной жизни. И как освещает!.. Иван Михайлович – из тех любителей, что дадут фору иным профессионалам. Летящий на лихом скакуне удалой казак, многоцветье фольклорного праздника, одухотворенность торжественной службы в православном храме…
Его снимки – образные, яркие, сюжетные – всегда привлекают внимание и, кажется, говорят больше, чем сам текст, их сопровождающий. Нынешней осенью первичная организация Союза журналистов РФ редакции газеты «Победа» дала нашему активному нештатному автору и фотокору путевку в Союз журналистов России.
«Остановись, мгновенье!» – сказал поэт. Не будет преувеличением переадресовать эту фразу человеку с фотоаппаратом, который умеет одним щелчком затвора действительно останавливать мгновения быстротекущей жизни. Чтобы они остались навсегда в памяти потомков.
Нелли КАНГИНА, член Союза журналистов России с 1972 года.