В семье Герасименко воспитывают четверых детей
Новость в рубрике: СемьяМногие думают, что быть многодетной матерью в наше время тяжело, количество забот и финансовых затрат увеличивается в несколько раз. Несомненно, подарить жизнь, вырастить и воспитать не одного и даже не двоих детей, а троих, четверых и более – дело непростое. А что по этому поводу думают сами мамы?
Продолжая тему наших публикаций накануне Дня матери, предлагаем интервью с врачом-офтальмологом из Аксая А.Г. Герасименко. В отличие от героини предыдущей публикации, Асмик была старшим ребенком в семье. Сегодня Асмик Гамлетовна – многодетная мама, вместе с супругом они воспитывают четверых детей.
– Моя родина – Армения. Здесь родители познакомились, поженились, сначала родилась я, потом сестра и затем братик, – рассказывает Асмик Гамлетовна. – У нас была очень сплоченная семья, где царили дружба, взаимопомощь, поддержка родителей. Честно говоря, инстинктивно я даже не представляла, что у меня может быть один ребенок. Я и профессию выбрала полезную для семьи, была уверена, медицинское образование пригодится, когда будет собственная семья.
После распада Советского Союза семья переехала в Сибирь, где Асмик выросла, окончила школу и Сургутский государственный университет. В Ростове-на-Дону оказалась из-за ординатуры по офтальмологии, которой не было в Сургуте, тем более, в Ростове уже жила сестра ее мамы. Здесь встретила своего будущего мужа, Евгений – коренной ростовчанин.
– Тему количества детей в собственной семье затрагивали со своим супругом?
– Точно не планировали, но разговаривали о том, что можем стать многодетной семьей – как Бог даст. Вот он и дал. После первого ребенка у нас родилась двойня! Тяжело, конечно, было. Опыт рождения близнецов и последующего за ними ухода у нас отсутствовал. Когда ребятишки появляются в семье по одному, тогда возможно какое-то элементарное планирование собственного времени – детям, себе, мужу… Помощников у нас не было, повторюсь, опыта обхождения с двойней не было, моя мама работала, родители мужа жили далеко, муж служил, график у него был ненормированный, и мне приходилось одной справляться.
Когда старший сын Давид пошел в первый класс, ему требовалось больше внимания, а тут двойня, им только два годика, без внимания их тоже не оставишь. Тогда приходилось уроки делать всем вместе. Это было что-то! Младшие могли разрисовать тетрадь Давида, приходилось жертвовать альбомами для рисования – лишь бы занять их и уроки закончить. Когда подошло время двойню в сад отдавать, решили с мужем – будем еще рожать.
Из декрета ушла в декрет, получилось, что период адаптации к детскому саду мы прошли вместе, Маша и Миша там, Захар подрастает. Да и моя мама к тому времени вышла на пенсию, из Ростова переехала в Аксай, стала помогать. Пока я со средними делаю домашнее задание, могла погулять с Захаром, или наоборот. Мама – учительница начальных классов, и в этом плане нам повезло. Этот ее опыт очень сильно помогает.
Помогают, конечно, мои знания по медицине и то, что мы вовремя прививки делаем, закаляемся, стараемся режим соблюдать, досуг организовываем так, чтобы каждому возрасту подходил.
– А как Давид воспринял появление сразу братика и сестрички?
– Это было так трогательно-смешно! Давид – ребенок компанейский, и на вопрос, хочет ли он братика или сестричку, отвечал утвердительно, аргументировав большим количеством у него машинок – «будет с кем играть» и очень ждал. Когда Маша с Мишей появились дома, Давид был крайне разочарован. Его первый вопрос в день знакомства был «А как я буду с ними играть, они же такие маленькие и ничего не понимают?». Принял наше объяснение, что сам был таким маленьким и надо немного подождать, надо за ними ухаживать, учить играть, разговаривать, ходить… Давид и помогал в силу своих возможностей. Ему нравилось гулять с коляской, помогать одевать-раздевать на прогулку и с прогулки. Сколько счастья у него было, когда малыши начали ходить, значит «мы скоро будем вместе бегать»!
Конечно, время на общение со старшим сыном сократилось, был такой момент, когда это выразилось в его поведении. Мы абсолютно все проговаривали, всегда находили отклик, конфликтов не возникало. Главное, не пропустить и не упустить момент, когда старшему ребенку начинает казаться, что его больше не любят и поэтому у любимой мамы больше нет на него времени.
– Про детей расскажите, пожалуйста, какие они?
– Давиду совсем скоро исполнится 14 лет, он с удовольствием проявляет чувство ответственности за младших. Вообще нашим детям нравятся их «роли». Старшему нравится быть старшим, средним – средними, младшему – младшим. Захар у нас очень послушный, гармонизированный, находит общий язык со всеми. Школьники большие молодцы, учатся сами и нам не приходится обращаться к услугам репетиторов. Маша – очень ответственная, себе соберет рюкзак в школу, брату может собрать, старшему может напомнить, например, про рубашку, которую надо отдать маме постирать. Настоящая мамина помощница растет. По характеру, конечно, разные все, даже двойняшки Маша и Миша совершенно не похожи друг на друга не только внешне, но и поведением.
– Увлекаются чем?
– Давиду в свое время предлагали заняться плаванием, но сын предпочел бокс. Хоть я против таких агрессивных видов спорта, возражать не стали. Мишу отдали на плавание, но и он стал сопротивляться, решил, как он сам говорит, что «будет ученым». Ему очень нравится собирать Лего, из имеющихся дома наборов собрал сложные модели самолета и танка, разбирать их не хочет. Так и говорит, «мне надо дальше развиваться». Нашему будущему конструктору мы тоже не стали возражать и на семейном совете решили, что роботехника – это как раз то, что нужно, с чем и Миша согласился. Правда, папа не теряет надежду, что наш средний сын займется одним из активных видов спорта. Но мы понимаем, что насильно заставлять – не очень хорошая идея, поэтому пока так.
Маша сказала, будет дизайнером, она очень хорошо рисует. И не только. Дочь конструирует картинки из кусочков бумаги, которые двигает с помощью ниточек, причем придумывает все сама. Сначала ходила на балет, но потом появилось вот такое увлечение, сама захотела в художественную школу, чтобы «научиться рисовать еще краше». Младшего хотим отдать… да, на плавание, мы не оставляем эту идею, что хотя бы один из наших сыновей будет пловцом.
– А правда, что многодетным мамам любимую работу надо бросить, собой заниматься некогда и дома у них все время шум-гам-тарарам?
– Ситуации бывают разные. Если детки достаточно здоровы, к обучению приспособлены, мама в плане любимой работы может чувствовать себя достаточно свободной. К счастью, есть много приспособлений, облегчающих ведение домашнего хозяйства. В итоге на работу я вернулась, когда Захару было год и девять месяцев. К тому времени моя мама вышла на пенсию и полностью включилась в процесс. Маша и Миша уже адаптировались к детскому саду. Захара мама днем забирала к себе, я тогда еще работала в Ростове. Средних ребятишек в семь утра отвозила в детский сад, старший сам шел в школу, мама забирала к себе младшего и в полвосьмого утра я уже выезжала из Аксая. Логистика, одним словом, была выстроена. На обратном с работы пути всех детей собирала, Давид сам опять же из школы приходил домой. Бабушка иногда успевала нам еще и ужин приготовить, когда и я сама. Приноровилась на пару дней готовить.
– Бывает, что дети начинают выбирать, это – буду есть, а это – не буду?
– Бывает, конечно. Но дети знают, что надо уступать. Мы договариваемся. Сегодня все едим, например, манную кашу, которая нравится Захару, завтра – овсяную, которая нравится Давиду и Маше с Мишей. Крайне редко, когда кто-то из детей заболел, ему готовлю его любимую еду.
– Бывает такое, что вся семья в сборе, уроки сделаны, все накормлены, и хочется просто побыть вместе, ничего не делать особо?
– У нас так бывает практически каждый вечер! Такая сложилась семейная традиция. Обязательно вечером собираемся на диване в гостиной, удобно устраиваемся, младшие так и на Давида могут забраться, начинаем делиться, у кого что было в школе, в саду, на работе, рассказываем про друзей… Детям нравится, их никто не заставляет, как-то сами собой получаются такие наши посиделки.
– Это же все равно надо было привить детям, научить не в телефоне-интернете сидеть, а вот так, вечерами, вместе…
– Я же говорю – традиция сложилась, не надо было ничего прививать в этом плане и ничему учить. Один раз собрались, другой, видео посмотрели, как детки росли. Знаете, это очень увлекательный и сближающий фактор, мы очень любим пересматривать домашнее видео! У меня так вообще проявляется иногда своеобразная зависимость. Например, сидят они у себя в комнате, занимаются своими делами, я захожу к ним и говорю, «у меня ребенкодефицит». Младший понимает, о чем это я, залазит ко мне на колени, я начинаю его обнимать. Потом подходят Миша с Машей, Давид… Можно бесконечно тонуть в детских объятиях!
– Путешествия присутствуют в жизни вашей семьи? Или ждете, когда младший подрастет?
– Возраст не помеха абсолютно! Конечно, мы выезжаем всей семьей. Главное правильно подобрать место отдыха. Когда выезжали в первый семейный отпуск, Захара еще не было в нашей жизни, а близнецы в «колясочном» возрасте, так вот, в отеле лифт был не предусмотрен. Приноровились, конечно, но теперь на большее обращаем внимание. Уже с Захаром, правда без папы (он не смог из-за службы), с бабушкой и дедушкой все вместе побывали в Армении. Детям очень понравилось! Им, конечно, еще не до исторических достопримечательностей, но вот необычную для них природу вспоминают до сих пор. В Крыму тоже побывали, и это было идеальное во всем путешествие.
– Вас послушать – так многодетной мамой быть не так уж и сложно.
– Ответ на этот вопрос сугубо индивидуален. Материальные сложности – это одна тема, но мы оба работали, когда создали семью, в этом плане сильного стресса с появлением детей не было. Стресс был в другом – как довести до такого возраста, когда ежеминутное внимание не требуется. Скажу больше. На мой взгляд, и, думаю, меня поддержат многие родители, нет такой аксиомы, что многодетной маме сложнее, чем маме с одним или двумя детьми. На самом деле самое сложное – это первый ребенок. Даже если у тебя медицинское образование, ты хорошо знаешь педиатрию и все нормы, но ты впервые – мама! И у тебя – эмоции, они покрывают все твои знания, порой и интеллектуальные способности. Ты любишь своего первенца эмоциями, проникаешься чувствами настолько, что логика отступает на задний план и ты постоянно задаешь себе вопрос – правильно ли я все делаю? Когда ты многодетная мама – надо просто все делать быстрее. Неоценима, конечно, помощь мам и бабушек. Очень хорошо, когда есть, если можно так сказать «страховка». Пусть это будет даже подруга, которая в непредвиденной ситуации сможет выручить.
– А вы, Асмик Гамлетовна, пожелали бы своим детям такого же многократного счастья?
– Мы с мужем иногда об этом говорим и рассуждаем. Папа однозначно хочет, чтобы его дети испытали это чувство. Однажды я у Маши спросила: «Сколько у тебя будет малышей?». Она сказала, что не знает, но много… Я, конечно, примеряю роль будущей бабушки четырех многодетных семей, думаю, справлюсь. Только прежде хочется обеспечить детей образованием, востребованной специальностью. Так, думаю, больше вероятности, что желание сбудется…
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!