Ученики Рассветовской школы путешествуют по Ростовской области
Новость в рубрике: Культура, Молодежь, ОбразованиеКак заинтересовать ученика предметом? Как пробудить в нем самые лучшие чувства и эмоции, привить любовь к Родине? Над этим вопросом педагоги размышляют постоянно. Учителя ищут новые формы и методы работы, изучают новые веяния в педагогике, углубляются в психологию…
Преподаватель истории Рассветовской средней школы Л. В. Митропольская уже давно нашла ключ к сердцу детей. Лариса Викторовна любит свой предмет, гордится богатым прошлым и настоящим нашей страны, Донского края.
Она организует для детей и их родителей поездки по Ростовской области. Путешествуя по родным местам, школьники знакомятся с историей своего региона, культурой и традициями.
Познавательные поездки и для детей, и для взрослых очень важны, считает педагог. И вот почему:
– Главная задача моей работы – воспитание интеллектуально развитой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. В этом мне помогают как традиционные формы работы, так и нетрадиционные формы взаимодействия: поход в кино, музей, театр, экскурсии на предприятия, поездки в другие города. Путешествия приобщают учеников к культурному и историческому наследию, расширяют культурный кругозор детей, воспитывают чувство патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, ее культуре, ее природе, истории, людям. Для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Безусловно, многое из сказанного в момент экскурсии забывается, но у учеников остаются яркие образы в памяти, эмоции и ощущения, что гораздо более ценно. По моему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, – рассказывает педагог.
Лариса Викторовна организовывает поездки с детьми с 1994 года. За три десятка лет сложилась определенная система. В пятом классе ребята начинают знакомиться с Аксайским районом, посещают Почтовую станцию, Таможенную заставу, военно-исторический комплекс Аксайского музея, изучают достопримечательности станицы Старочеркасской. Затем отправляются в путешествие по туристическим местам Донского края. В старших классах ученики вместе с педагогом выезжают за пределы Ростовской области – в Волгоград, Карелию, Санкт-Петербург, Москву и так далее.
– Мы с ребятами объехали много районов Ростовской области. Прежде чем мы отправимся в путешествие, я даю ребятам историческую справку, чтобы у них уже было представление о том месте, куда они едут. Во время путешествия обязательны экскурсии. Наши дети внимательно слушают экскурсовода, им все интересно. По возвращении по традиции мы пишем отзывы о путешествии, о том, что больше всего впечатлило, – отмечает Лариса Викторовна.
Буквально на этой неделе, во вторник, учитель и ее ученики поехали в Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». С этим местом у педагога связаны особенные воспоминания. С одним из своих классов она готовила литературно-музыкальную композицию «Самбек». Это было в то время, когда музейный комплекс только собирались строить. Ученики поехали туда, чтобы посмотреть то место, где шли кровопролитные бои, и возложить цветы к Вечному огню, вспомнить о том, какой ценой досталась нам Победа, о подвигах воевавших здесь фронтовиков. Для своей постановки ребята сделали памятник из картона. В первом ряду были солдаты, во втором – матросы. Фигуры были сделаны в натуральную величину. Творчество учеников и Л.В. Митропольской покорило жюри. Литературно-музыкальная композиция заняла первое место в областном конкурсе. Но это еще не все. Дети приняли участие в народном сборе средств на строительство памятника.
К постановке, посвященной героям подполья Таганрога, тоже готовились тщательно. Прежде чем приступить к работе над созданием сценария, поехали в город на тематическую экскурсию. Когда пришли к памятнику, оказалось, что он зарос травой. Дети засучили рукава и навели порядок.
Таганрог Лариса Викторовна посещала с детьми не раз. Например, они специально ездили на художественную выставку, посвященную донским живописцам, знакомились с историей и достопримечательностями, посещали музеи. Особенно запомнился маршрут «Дорогами Победы».
В археологический музей-заповедник «Танаис» преподаватель вместе с детьми ездили, чтобы погрузиться в атмосферу античности и побывать на раскопках древнего города, основанного в III веке до нашей эры. Участки, относящиеся к разным хронологическим периодам, были открыты во время раскопок Нижне-Донской экспедиции Института археологии РАН. Работа ведется с 1955 года.
Конечно, Лариса Викторовна организует поездки и в один из старейших городов Ростовской области Азов. Он появился более 900 лет. Ребята побывали в потрясающем историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике, увидели остатки древнейших растений, скелеты мамонтов и другие не менее интересные экспонаты, самый ранний возраст которых насчитывает 250 млн лет. Аксайчане посещают памятник военно-инженерного искусства XVIII века – единственный сохранившийся на юге России пороховой погреб. А еще ученики из Рассвета прогулялись по памятнику федерального значения – фортифицикационному земляному сооружению XVIII века – валам Анинской крепости.
Этно-археологический комплекс «Затеряный мир» в хуторе Пухляковка Лариса Викторовна ценит за возможность прикоснуться к истории. На территории бывшего пионерского лагеря оживает прошлое. Здесь воссоздан настоящий курган, воспроизведены жилища, хозяйственные постройки, производственные мастерские древних эпох – поселок каменного века, поселок Бронзового века. Есть здесь и казачий курень с двором, где топится печь. Ученики могут намолоть муки и пожарить оладушки, узнать о том, как жили и трудились казаки.
Пока ребята едут до Семикаракорска, слушают рассказ об истории родного края. В этом удивительном месте расположен завод керамики. Семикаракорскую роспись называют донской гжелью. Процесс изготовления керамики всегда интересен детям. За то, что ученики Л.В. Митропольской хорошо себя вели, им разрешили пройти на склад готовой продукции и взять на память подарок.
– Этой осенью у нас запланирован целый ряд поездок по Ростовской области. После поездки на Самбек запланировали путешествие в станицу Вешенскую. Там просто великолепно. Я разработала свой маршрут, поскольку много раз там была. Мы с детьми хотим поехать с ночевкой. До станицы мы едем без остановок. Добираемся до места, размещаемся, обедаем и сразу отправляемся на экскурсию, посещаем усадьбу Шолохова, казачью усадьбу. Всегда приятно работать с работниками музея, они невероятно доброжелательные и отзывчивые, преданные своему делу люди. На следующий день мы по пути в Аксай посетим хутор Кружилинский, увидим родительский дом писателя. В станице Каргиной посетим мемориальный дом Шолоховых. Михаил Александрович много сделал для этих мест. Его там любили и уважали.Не зная прошлого своей страны, нельзя понять и оценить сегодняшний день и прогнозировать будущее. Нынешнее поколение должно продолжить замечательные традиции, хранить память об историческом прошлом и быть благодарны тем, кто принес России славу и гордость. Поездки по родному краю позволяют детям увидеть его красоту, увидеть, насколько богата и многогранна история Ростовской области, какое значение наш регион имеет для развития и процветания страны, – отмечает Лариса Викторовна.
Ксения ХОРОШИХ



























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!