Педагог-психолог Аксайского детского сада № 6 «Теремок» А.П. Шевцова на протяжении 24 лет работает в дошкольном образовательном учреждении
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Образование, СемьяПедагог, влюбленный в свою профессию, с уважением и заботой относящийся к коллективу, Анна Павловна Щевцова не представляет себя в другой профессии.
Накануне Дня дошкольного работника, мы поговорили с А.П. Шевцовой об особенностях ее педагогического ремесла.
– Анна Павловна, как вы пришли в профессию? Что повлияло на ваш выбор?
– После окончания Аксайской средней общеобразовательной школы № 2 я поступила в педагогический колледж, чтобы получить профессию воспитателя. Закончила я это учебное заведение с красным диплом и мне предложили поступить в институт на логопеда или педагога-психолога. Я выбрала второе направление. Психология мне всегда импонировала, мне нравилось обращать внимание на проблемы, которые возникали в жизни человека, хотелось помочь, утешить, поддержать. А поскольку с детьми мне тоже нравилось работать, я выбрала дошкольную педагогику и психологию, соединив два направления, которыми хотелось заниматься.
– В чем заключается ваша работа?
– Прежде всего, это работа с воспитанниками детского сада, которым необходима поддержка, помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, помощь в развитии коммуникативных навыков при общении с ровесниками и взрослыми, формирование у них познавательных процессов и личностных качеств. В работе я использую коррекционно-развивающие занятия, тренинги, индивидуальные беседы, наблюдения. Так же в мою деятельность входит работа с педагогами, с родителями воспитанников.
– Анна Павловна, какие методики и подходы в работе с детьми вы считаете наиболее эффективными?
– На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии существует много эффективных методик. Но наиболее действенны в работе с детьми дошкольного возраста являются коррекционно-развивающие игры и упражнения, психогимнастика, нейролингвистическое программирование, мини-треннинги с дошкольниками. Мне особо близка сказкотерапия, так как сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, это направление не имеет возрастных ограничений.
Я использую сказки Оксаны Ковалевской, сама придумываю сказочные сюжеты в соответствии с той проблемой, которая есть у ребенка.
Интересна с детьми дошкольного возраста и психогимнастика по методике Е.А. Алябьевой. Упражнения и этюды психогимнастики помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять напряжение, управлять своими эмоциями, выразить свое отношение к происходящей ситуации. Особенно востребованы такие упражнения и этюды для детей с особыми возможностями здоровья.
Также каждый день я провожу подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками детского сада, используя программу психолого – педагогических занятий для детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Она направлена на общее развитие эмоциональной сферы, личностных качеств, познавательных процессов.
За период своей работы Анна Павловна Шевцова была отмечена благодарственным письмом Министерства образования Ростовской области, грамотами Управления образования Администрации Аксайского района, в том числе за лучшее выступление на конференции «Моя педагогическая находка-2023».
– Вы следите за новыми тенденциями в детской психологии и педагогике?
– Я стараюсь своевременно познакомиться и изучить нормативно-правовую базу деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Это помогает мне целеноправленно выстраивать психолого-педагогическое сопровождение в работе с детьми, родителями и педагогами.
Сейчас актуальна в дошкольной педагогике и психологии Программа просвещения родителей детей дошкольного возраста.
Там очень много рекомендаций как для мам и пап, так и для специалистов по разным направлениям, в том числе в отношениях между братьями и сестрами, родителями и детьми.
Программа призвана обеспечить поддержку семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребёнка; единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.
Я изучаю много методического материала и рекомендаций по адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада. Так как этот период всегда вызывает много вопросов как у родителей, так и у педагогов. В этом плане мне очень нравится Анна Быкова, у нее ряд интересных статей на эту тему. Советы этого специалиста помогают поддержать и маму, и ребенка в этот период.
– Как проходит адаптация ребенка в детском саду? Поделитесь опытом.
– Детей мы принимаем в детский сад согласно рекомендациям, указанным в документах министерства просвещения и здравоохранения. Сначала малыш приходит на два часа: один или с мамой. Постепенно время увеличивается до полного дня. В этот период малыша поддерживает воспитатель, я прихожу в группу, знакомлюсь, наблюдаю за ним. Если нужны объятия или беседы, мы и обнимаем, и разговариваем. Моя поддержка требуется в разные моменты: когда ребенок гуляет, играет, ест, укладывается спать. Иногда нужно просто побыть рядом с ребенком, поговорить. Если возникают определенные сложности, я провожу индивидуальные беседы, занятия. Мы играем с ребенком, он расслабляется, успокаивается, привыкает к коллективу. В этом случае используются как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные занятия, консультации с мамами. От нее многое зависит.
– Детей, которые очень тяжело адаптируются, много?
– Нет. Но каждый год они есть. В основном малыши быстро адаптируются. Да, им тяжело расставаться с мамой по утрам, но, потом, в течение дня они играют, кушают, спят, гуляют и не плачут без родителей. Постепенное вхождение в группу помогает безболезненно пройти период адаптации. Если родители следуют рекомендациям, все проходит достаточно спокойно и гладко.
– Какие основные задачи вы решаете в работе с дошкольниками?
– В основном, это коррекция поведения ребенка – нарушения в эмоциональной и личностной сфере дошкольника. Не все дети, когда приходят в сад, умеют общаться с коллективом. Бывают, что они сосредоточены на себе, сложно идет процесс игры с другими ребятами, когда нужно договариваться, возникают конфликты. Также я занимаюсь формированием познавательных процессов (память, внимание, восприятие, воображение, мышление) воспитанников детского сада, подготовкой к школе.
– С какими вопросами, просьбами, обращаются к вам родители?
– Обращения всегда разные, но зачастую касаются проблем в поведении ребенка, готовности дошкольника к обучению в школе, различные детские страхи, агрессия и переживания.
Здесь нет написанных рецептов. Я использую свои знания, опыт, подбираю методику, которая подойдет именно этому ребенку. Чаще всего малышу нужно поделиться эмоциями, прорисовать, проговорить. Когда он это делает, легче подобрать «ключик», к решению данной проблемы.
Довольно часто родители спрашивают, как вести себя, если ребенок склонен к истерикам. Конечно, существует определенный набор правил, но всегда важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, конкретную ситуацию. И здесь работа, в основном, должна проводиться в семье. Психолог лишь может порекомендовать возможные пути решения проблемы, поработать с ребенком, львиная доля этой работы ложится на плечи мамы, ведь она проводит с ребенком большую часть времени. Ее реакция в тот момент, когда ребенок начинает истерику, очень важна. Как правило, если взрослый ведет себя спокойно или отвлекает чем-то малыша, он успокаивается. Нужны выдержка и терпение.
– Какая работа педагога – психолога помогает скорректировать поведение ребенка – дошкольника, помочь ему открыться, влиться в коллектив?
– Я использую игровые формы работы: коммуникационные игры, упражнения, игровые ситуации, которые учат ребенка договариваться. Интересен в этом плане такой прием как «ресурсный круг», когда дети сидят в круге лицом друг к другу, высказывают свои умозаключения и переживания. Это позволяет убрать коммуникативный барьер, создает атмосферу успеха, помогает создать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и дружбы, укрепить дружеские связи между детьми. Технология предложена профессором А. В. Камкиным,
– Как строится работа с педагогами?
– В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В нашем дошкольном учреждении для обеспечения благоприятного микроклимата среди педагогов проводятся тренинги и консультации, «круглые столы», методические часы.
Также я провожу семинары, на которых рассказываю о взаимодействии воспитателя с родителями. Не секрет, что порой возникают конфликты. Мы разбираем некоторые ситуации и предлагаем варианты решения проблемы.
– Анна Павловна, что вас вдохновляет в работе?
– Во-первых, дети. Они открыты, добры, они отдают. Это очень важно, когда ты приходишь и видишь, как они тебя любят, обнимают. И им неважно, в каком настроении. Я получаю огромное количество тепла и добра от детей. Я жду встречи со своими воспитанниками и с удовольствием иду на работу. Я ощущаю себя нужной.
Во-вторых, это мои коллеги, мне невероятно с ним повезло. В нашем детском саду сложился дружный, сплоченный коллектив.
– Какие советы вы можете дать молодым специалистам?
– Самое главное – это терпение, умение шагать в ногу со временем. В этой профессии нельзя без уважения к людям, к детям. Важно самому быть в ресурсе, находить время для отдыха, наполняться, чтобы можно было отдавать. Помимо этого важно находить время для саморазвития, изучения литературы, новых форм и методов работы, в совокупности с опытом это дает хороший результат.
Софья ДЕНИСОВА


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!