Под защитой государства
Новость в рубрике: Образование, СемьяДети без родителей. Горькие слова, но не горькая судьба. Они не оставлены без внимания, они – под защитой государства. Государство протягивает руку помощи таким детям. В чем она выражается? Сегодня об этом на страницах нашей газеты рассказывает начальник отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Аксайского района М.В. Петренко.
– Марина Викторовна, для начала расскажите, пожалуйста, чем занимаются органы опеки и попечительства? Многие люди не представляют себе, какие вопросы курируются органами опеки, потому что сталкиваются с ними крайне редко.
– Если коротко, то наши задачи – это защита прав и законных интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечение им достойного уровня жизни и государственной поддержки. Опека – это устройство ребенка в новую семью. Попасть под опеку могут дети, оставшиеся без заботы – попечения родителей. Например, родители ребенка умирают, а другие родственники не могут или не хотят взять их к себе. Еще одна категория – подкидыши и «отказники», малыши, от которых напрямую отказались матери в роддоме или которых, такое тоже бывает, подбросили. А еще дети остаются сиротами при живых родителях. Речь идет о семьях с асоциальным образом жизни.
Так вот, выявлением и устройством таких детей и занимаются органы опеки и попечительства. После этого органы осуществляют сопровождение их в новых семьях: контролируют условия их содержания, воспитания, образования, всестороннего развития проживания и др. В случаях устройства детей в семьи государством на подопечных выделяются денежные средства, расходование которых также контролируют органы опеки и попечительства. Разумеется, поставленные перед отделом опеки и попечительства Управления образования Администрации Аксайского района задачи по преодолению сиротства можно решить только в тесном взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних районной Администрации, отделением по делам несовершеннолетних ОМВД по Аксайскому району, учреждениями здравоохранения и образования. Пользуясь случаем, благодарю коллег за сотрудничество!
– В перечне полномочий отдела опеки значится «выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Расскажите, пожалуйста, как это происходит? Как вы находите детей, нуждающихся в помощи?
– В соответствии с действующим законодательством граждане или юридические лица обязаны сообщать обо всех известных им фактах, оставлении детей в трудной жизненной ситуации, опасной для их жизни и здоровья. И люди это делают. Мы получаем сведения и от организаций, и от граждан. А бывают и ложные вызовы, например, соседи или супруги поссорились между собой и, чтобы хоть как-то «насолить» обидчику, звонят нам и сообщают, что ребенок находится в условиях, угрожающих его жизни и здоровью. Мы выезжаем на место сигнала, а там оказывается вполне благополучная семья. Даже иногда предполагая, что вызов ложный, мы все равно его не игнорируем и проверяем, ведь от этого зависит жизнь ребенка.
Еще проводим совместные расширенные рейды с сотрудниками полиции, представителями районной комиссии по делам несовершеннолетних, пожарными. Выезжаем в социально опасные семьи, которые состоят на учете, таких в нашем банке данных 26 семей, в них проживает 59 детей. Суть рейдов – предупреждение чрезвычайных ситуаций, обследование жилищно-бытовых условий, проведение информационно-просветительской работы с семьями.
– Марина Викторовна, объясните, пожалуйста, чем отличаются усыновитель, опекун и приемный родитель?
– Усыновление или удочерение – это приоритетная форма устройства детей, при которой происходит принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником со всеми правами и обязанностями. Опека и попечительство – принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок при этом сохраняет свою фамилию.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определенный срок. При этом следует отметить, что опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, в то время как приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение. Опекуны, попечители и приемные родители имеют практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
– Органы опеки контролируют семьи, в которых воспитываются приемные дети?
– Безусловно! Замещающие семьи системно посещаются специалистами органа опеки и попечительства по месту жительства. В среднем социальные службы посещают семьи не менее двух раз в год. Опекаемые и приемные семьи посещаются как планово, так и внепланово. Один раз проходит плановая проверка в течение первого месяца после передачи ребенка в семью, затем в первый год жизни ребенка в новой семье – проверка проходит один раз в три месяца. И в дальнейшем два раза в год. Внеплановые проверки проходят не во всех семьях, а только если в органы опеки поступила какая-либо тревожная информации из других организаций, допустим, из больницы или школы. И проходят внеплановые проверки только на основании специально составленного акта.
– Сколько за последние годы детей получили новую семью благодаря работе вашего отдела?
– У нас стабильная статистика в этом плане. Например, в прошлом году выявлено 17 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16 из них переданы в семьи. Кроме того, в 2017 четверо детей (причем, все в возрасте старше 14-ти лет) из детского дома устроены в ставшие для них своими семьи. А всего в районе 189 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – из них только 18 проживают в государственных учреждениях поддержки детства, остальные – в замещающих семьях, и это очень хороший показатель.
– Марина Викторовна, есть еще один показатель, по которому оценивается работа органов опеки и попечительства…
– Наша основная цель – не лишение родительских прав, а именно сохранение родной, кровной семьи. В случаях, когда профилактическая работа не дает результата, образ жизни родителей и отношение к детям не изменяются, все органы системы профилактики не могут повлиять на поведение родителей, отдел опеки и попечительства вынужден обращаться в суд с исками о лишении таких родителей родительских прав. Лишение родительских прав – это крайняя мера, к сожалению, в прошлом году к ней пришлось прибегнуть дважды.
– Марина Викторовна, я знаю, что у вашего отдела есть такая форма работы, как постинтернатное сопровождение выпускников детского дома.
– Да, это так называемое социальное кураторство. Мы помогаем детям социализироваться в их самостоятельной жизни. Сегодня в банке данных выпускников Большелогского центра помощи детям 53 человека. Этот центр, руководит которым Лидия Ивановна Ткаченко, единственный в Аксайском районе. Всего вышли из стен учреждения за последние годы 72 выпускника. Продолжают образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях 23 человека. Получают второе высшее образование восемь человек. Создали успешные семьи 24 выпускника.
Открыта социальная гостиница для выпускников, закончивших профессиональное образование, не имеющих жилья.
С каждым выпускником заключен договор о постинтернатном сопровождении до 23 лет.
В рамках социально-педагогического проекта «Горизонты будущего», программы «Воспитан на Дону» в результате сетевого взаимодействия в соответствии с договором с муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Центром профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района с 2014 года осуществляется предпрофильная подготовка детей старшего возраста.
Четыре человека прошли программу, рассчитанную на 72 часа, познакомились с комплексными проблемами и способами их разрешения в различных профессиональных сферах: менеджменте, кулинарии. Допрофессиональная подготовка для двух воспитанниц-выпускниц в межшкольном учебном комбинате завершилась сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата «Один дома», по которому девушки приобрели конкретную профессию и определили сферу своей профессиональной деятельности.
Команда из пяти выпускников и детей Большелогского центра помощи детям в течение всего года были участниками межрегионального проекта «Живем по-настоящему». На заключительном этапе в Москве ребята презентовали свой социальный проект «Киндервиль», получили сертификаты участников проекта.
В 2018 году дети старшего возраста Большелогского центра являются участниками профориентационного социального проекта «История будущего успеха». В результате проекта ребята побывают на ведущих предприятиях области, примут участие в работе тренингов, лекториев, организованных генеральной дирекцией «Атлантис-Пак».
В декабре сказочные Дед Мороз и Снегурочка (социальные педагоги) посетили семьи выпускников прошлых лет и их детей поздравили с Новым годом и Рождеством. Каждый ребенок получил подарок.
Работает Клуб выпускников «Мы вместе». Заседание клуба проводится ежемесячно. На заседаниях Клуба ребята получают бесплатную юридическую помощь, консультации по трудоустройству, жилищным вопросам.
– К слову, о жилищном вопросе… Отслеживается ли в дальнейшем судьба детей органами опеки и попечительства?
– Обязательно. Одна из самых защищенных категорий граждан – дети, оставшиеся без попечения родителей. Это благодаря комплексу государственных мер, которые стоят на стороне интересов детей. Когда ребенок получает статус сироты, в первую очередь решается вопрос о жилье. Если он не имеет жилья, то будет поставлен на внеочередной учет по достижении 14 лет, по достижении соответствующих обстоятельств – выпуска из государственного учреждения в возрасте 18 лет, если он не имел никакого жилья – то будет обеспечен единовременно, за счет средств областного бюджета. Если жилье у него имеется, то мы, как законные представители органов опеки и попечительства, предпринимаем меры по сохранению права пользования жилым помещением.
С 2000 года дети обеспечиваются льготным жильем и за этот период жилье предоставлено 181 человеку. В настоящее время на квартирном учете состоит 121 человек. Им будет предоставлено благоустроенное жилье, причем только на первичном рынке. Вот и в этом году справят новоселье 56 человек.
– Каким критериям нужно соответствовать и что нужно сделать гражданам для того, чтобы стать опекуном или «приемным родителем»?
– Основные критерии, чтобы человек был совершеннолетним и дееспособным. Однако есть и ряд ограничений. То есть люди, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них, не могут взять ребенка из детдома. Также бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине. Граждане, имеющие или имевшие судимость, люди, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также если человек болен каким-либо другим серьезным заболеванием. А с некоторых пор усыновителями, опекунами, попечителями или приемными родителями не могут стать люди, не прошедшие подготовку в школе приемных родителей. А также граждане, состоящие в однополых браках. В таких семьях нет полноценной семьи. Двое пап или две мамы не смогут дать ребенку положенного воспитания, и в таких семьях дети не видят здоровые семейные отношения. Поэтому Россия не готова отдавать своих детей в подобные семьи.
Если вы не попадаете под все вышеперечисленные ограничения, то достаточно обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства и пройти школу приемных родителей. Подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляет Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района». Занятия в школе приемных родителей осуществляются в удобное для граждан время после 18-00 часов и в выходные дни.
Занятия в школе длятся около двух месяцев. Проходят как групповые занятия, так и индивидуальные. По итогам курса потенциальные родители проходят решающее собеседование, тестирование и психологическую диагностику. Конечно, диагностика у нас по желанию, но 99 процентов будущих усыновителей на нее соглашаются. Прежде всего эта школа нужна самим родителям, в процессе «обучения» они делают для себя выводы: готовы они или нет. И мы за этот период наблюдаем и оцениваем мотивацию будущих родителей. Бывают случаи, когда люди не проходили собеседование и «заваливали» тесты, а были и такие случаи, когда люди во время обучения бросали занятия в школе. И это шло только на пользу, потому что какой-то процент возвратов, благодаря школе, предотвращен.
Центр осуществляет сопровождение замещающих семей: проведение индивидуальных консультаций, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, осуществляет диагностику семей с целью выявления комфортности пребывания детей в замещающих семьях.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!