Равные возможности – для каждого ребенка
Новость в рубрике: Администрация района, Образование, СемьяОдним из главных вопросов, которые сегодня обозначает образовательная система России, является создание условий для всестороннего развития детей и возможности получения как базового, так и дополнительного образования всеми категориями учащихся. О том, какую работу в этом направлении ведет Управление образования Администрации Аксайского района, рассказал его начальник Владимир Иванович Черноусов.
– Владимир Иванович, какие задачи ставит перед собой система образования сегодня?
– В первую очередь, нужно отметить, что школа нужна ребенку для получения качественного образования.
Качество образования – это многогранная категория, которая определяет состояние и результативность образовательных процессов. Во-первых, оно должно соответствовать требованиям Федеральной государственной образовательной системы, а также нормативным документам и требованиям, учебным программам. Во-вторых, качественное образование должно давать возможность каждому ребенку учиться в соответствии с его интересами и способностями. Именно оно предоставляет широкий выбор образовательных услуг для разных категорий учащихся.
– С каждым годом все более важное значение приобретает система дополнительного образования, которая постоянно развивается. Какие задачи стоят перед ней?
– Основные задачи – это выявление и развитие творческих, спортивных и технических способностей детей и организация их досуга и занятости во внеурочное время.
В нашем муниципальном образовании функционирует четыре организации дополнительного образования детей: Детско-юношеская спортивная школа «Юность», Детско-юношеская спортивная школа № 1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района, Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района, с общим охватом 5 863 человека. Мы постоянно принимаем необходимые меры для расширения возможностей детей в системе дополнительного образования и их творческого развития.
– Имеют ли возможность школа и учреждения дополнительного образования детей оказывать платные услуги?
– Законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждено, что начальное общее, основное общее и среднее общее образование граждане РФ получают бесплатно, что гарантируется также Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 101 Закона об образовании, школа не может принимать оплату за образовательные услуги, содержание которых входит в государственное (муниципальное) задание, так как они обеспечиваются из бюджета. За другое дополнительное образование школа вправе взимать плату. Это может быть изучение дополнительных дисциплин, расширенное изучение предметов по общей программе.
В наших школах предоставляются дополнительные платные образовательные услуги по различным учебным предметам. Будущим первоклассникам предлагаются программы предшкольной подготовки: обучение грамоте, математике, рисованию и труду. Для обучающихся среднего и старшего звена разработаны программы по развитию речи, риторике, русскому языку, математике, химии. Выпускникам школ предлагаются программы по подготовке к сдаче экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ).
– Все ли дети имеют равные возможности в получении образовательных услуг?
– Перед всей образовательной системой на сегодняшний день стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью очень важна сама возможность посещения учебных заведений. Для этого у нас в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в пяти общеобразовательных организациях созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это СОШ № 1 г. Аксая, Большелогская, Рассветовская и Ленинская школы и гимназия № 3.
Кроме того, в образовательных учреждениях ведется активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ограниченными возможностями здоровья в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми. Дети с ОВЗ и инвалидностью – это дети, которые нуждаются в особых условиях получения образования. Они обучаются по адаптированной программе. Поэтому, если это возможно и рекомендуется, эти дети интегрированно посещают обычные учебные заведения и те же самые внеурочные мероприятия, которые проводятся в школе вместе с остальными школьниками, адаптируются к тем же самым условиям.
– А как происходит организация досуга и занятости детей с ОВЗ и инвалидностью в свободное от учебы время? В обществе бытует мнение, что им закрыт путь в спортивные секции, максимум, где они могут реализовать себя – это шахматы. Так ли это?
– Нет, многие ребята, по рекомендациям специалистов, занимаются лечебно-физической культурой, если врачи дают допуски к другим спортивным занятиям, то они могут посещать наши спортивные школы.
Конечно, многие дети с ограниченными возможностями здоровья не могут наравне со сверстниками заниматься акробатическим рок-н-роллом или, к примеру, футболом, но кроме спортивных занятий, существуют многие другие: ребенок может творчески реализовать себя в музыкальной школе или школе искусств: играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать.
И кстати, шахматы – замечательный вид спорта, на протяжении почти полутора тысячелетия любимый многими поколениями людей. В Ростовской области реализуется губернаторская инициатива – всеобщая начальная подготовка по шахматам. В нашем районе «Всеобуч по шахматам» проводится в 16 школах за счет часов внеурочной деятельности.
– С какими основными проблемами сталкивается Управление образования при реализации программы «Доступная среда»?
– На первое место здесь нужно поставить кадровый вопрос, острую нехватку необходимых специалистов. Кроме того, на сегодняшний день недостаточно условий для всецелой интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в работу всех образовательных учреждений, так как не в полном объеме представлены архитектурная доступность и материально-техническое оснащение.
Всегда следует помнить важную особенность: чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
– В районе работает Центр оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в чем заключается его деятельность?
– Центр оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района работает с 2004 года. Им руководит Лариса Алексеевна Панасенко. Центр проводит диагностику детей, нуждающихся в корректировке образовательного маршрута. Кроме того, специалисты Центра помощи обязательно посещают уроки, смотрят, как работают педагоги с такими детьми, какая еще поддержка необходима в каждом конкретном случае. Многие из ребят учатся в обычных школах адаптивно, по индивидуальным программам. Специалисты Центра оказывает профильную помощь детям, которые в ней нуждаются. Кроме того, специалисты Центра взяли на себя функции профессионального и методического сопровождения психологических и коррекционно-развивающих служб образования района, координируя и направляя их работу.
Также в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказываются платные услуги: психологическое развитие, предупреждение появления дислексии, коррекция негрубых нарушений звукопроизношений, психологические консультации взрослых, психокоррекция внутрисемейных отношений, диагностика по запросу суда.
В заключение хотелось бы отметить, что вопрос доступного образования для всех категорий детей требует постоянной, ответственной и энергичной работы. На сегодняшний день Управлением образования обозначены основные направления, в которых необходимо вести деятельность, чтобы все дети нашего района имели равные возможности в получении как общего, так и дополнительного образования.
Елена ЦИБИЗОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!