Предметы старины далекой
Новость в рубрике: КультураО народных ремеслах на Руси. Предметы старинного быта, ушедшие из наших домов, ставшие достоянием музейных коллекций, нередко становятся путешествием в прошлое. А прошлое – особая страна, и все в нем необычно. Многих интересует, как жили предки, чем был наполнен их быт. Самопрялки на Руси появились еще XV веке, бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье.
Но и в нашей местности обилие прялок, веретен, больших и малых гребней свидетельствует о широкой распространенности их в XVIII – начале ХХ века. Бурный XVIII век заметно изменил жизнь донских казаков. И прежде всего это отразилось на занятиях и быте казаков. Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности воина. Но уже в начале XVIII века казаки начинают заниматься земледелием, скотоводством, развивать разные ремесла. В каждом казачьем хуторе, каждой станице жили мастера самых разных профессий. Тогда веретено, прялка были в каждом доме и являлись орудием женского труда.
Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалось на Масленицу. Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек. Девочки приучались к работе с раннего детства, ребенок на примере видел, что жизнь его родителей – это постоянный труд. В летний период – работа на поле, в зимний – ремесло. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретенами, пряли, вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирали себе невест.
Жаль, вещи не умеют говорить, но они хранят тепло прикосновения человеческих рук и некую тайну. Ведь первым «механизмом» для скручивания пряжи из волокон шерсти были ловкие руки казачки. Дело пошло значительно быстрее, когда появилось веретено, затем прялка. Но только самопрялка значительно облегчила женский труд.
Веретено изготавливали из сухого дерева (предпочтительно из березы). Длина его могла колебаться от 20 до 80 см.
Веретена подразделялись на «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик. Эта деталь была важна для технологического процесса и вдобавок неплохо сохранялась. Часто такой предмет находят при археологических работах. Есть основания думать, что женщины очень дорожили пряслицем: оно являлось своеобразным оберегом. Поэтому на них часто встречаются метки. Чтобы ненароком не поменяться на посиделках, на пряслице выцарапывали и личные имена. С давних времен именно веретено являлось главным инструментом прядения.
В фонды Старочеркасского музея фабричные самопрялки, прялки в виде гребня с донцем были привезены в 1973 – 1975 годах из научно-этнографических собирательских экспедиций по Верхнему Дону и Волгоградской области. Таких предметов у нас более 50 единиц. Образцы таких прялок бытовали и на Нижнем Дону. Как же они выглядели?
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей: самого гребня и донца (дно), куда он вставлялся. Донце и гребень выполнялись из разных пород дерева. Предположительно осина и клен. «На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке и веретене полностью описывает, из чего они были сделаны. Донце – широкая лопатообразная доска с отверстием, куда вставляется гребень. Гребень вырезали из цельной деревянной пластины прямоугольной формы с длинной плоской ручкой, заостренной к низу. Зубья пропиливались глубоко, их насчитывалось от 30 до 90 штук, плоские, тонкие, заостренные вверху. На зубьях закреплялась кудель – очищенное волокно льна, конопли или шерсти. Чтобы прялки стояли твердо и вертикально, пряха ставила донце на скамью и садилась на него.
В XIX веке на замену ручным прялкам пришли самопрялки. Самопрялка – «стояк» для изготовления шерстяной и льняной пряжи. Держится прялка на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Между стояками укреплено вращающееся колесо, состоящее из двух частей, скрепленных по принципу пазов, с 11 деревянными фигурными спицами. Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки, и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг от друга по наследству. В графе: «Легенда о предмете», которая заполняется в учетных документах музея, часто читаешь – «прялка перешла от матери, а ей в свою очередь досталась от ее матери».
Уходят в прошлое предметы быта. Прялки очень широко представлены в наших музеях – это говорит о том, насколько популярным был этот предмет в былые времена. Сохранилось немало пословиц о прялке, вот некоторые из них: «Без веретена пряжи не спрядешь», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Прялка не Бог, а рубаху дает».
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!