Музыкальное чудо Руси
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Культура23 июня музыкальный мир отмечает международный день музыкантов-народников, или, как его еще называют, день балалайки. Кажется, нет ничего более русского и родного, чем старинные мотивы народной музыки и песен, по красоте своей и оригинальности напоминающие с детства знакомые сказки про Серого волка, Ивана Царевича, злого Кощея… Мелодии, которые, казалось, могли сопровождать вдохновенную работу над полотнами таких мастеров, как Васнецов, Билибин, Врубель… Музыку, которая заставляет замирать сердца слушателей по всему миру, а соотечественников – гордиться великой российской культурой. И кто бы мог подумать, что чуть более века назад народная музыка, подобно народному устному творчеству, передавалась из поколения в поколение буквально на слух, а музыканты, взявшие в руки народные инструменты, не воспринимались обществом как профессионалы.
Балалайка – символ России с давних времен, она прошла сложный путь от музыкальной народной игрушки до всемирно признанного инструмента.
Эксперты музыкальных дел относят балалайку к семейству лютни – известного с древних времен струнного инструмента. Считается, что предки лютни появились еще во времена древних египтян, а впоследствии от них произошли многие музыкальные инструменты, в том числе гитара и балалайка.
Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно – балалайкой? Оказывается, изначально он назывался балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один – разговаривать о праздном. В итоге получается, что этот музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.
В свое время по инициативе дворянина Василия Васильевича Андреева был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.
В Японии создан оркестр «Токийская балалайка». Он организован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы. На балалайках играют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции.
В 2014 году, на 20-ю годовщину установления дружеских связей, Народное правительство китайского города Харбина подарило своему побратиму, российскому городу Хабаровску, гигантскую скульптурную композицию, показывающую символические инструменты культур двух народов – китайскую пипу и русскую балалайку.
Ситуацию изменил Василий Васильевич Андреев, композитор и дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке, общественный деятель и педагог, один из самых выдающихся патриотов России, создав 130 лет назад первый оркестр русских национальных инструментов.
Вся история андреевского оркестра – это история медленного, но неуклонного распространения и закрепления на концертной сцене русской народной музыки и старинных народных инструментов, неведомых дотоле широкой публике. Сам Андреев говорил о нем так: «Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада…, он представляет собой редкое исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским трудом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа, усовершенствованные на основе принципов, данных самим народом, строго сохранившие свой тип и присущие им особенности…»
«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную. И балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», – писал Василий Васильевич Андреев.
Главной его идеей было «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Традиции нашей страны неразрывно связаны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. Оркестр народных инструментов является одной из жемчужин нашей культуры, не имеющей аналогов в мире.
Любительство, в котором долгое время пребывало исполнительство на народных инструментах, породило снисходительное отношение к ним, которое сохранилось и в наши дни. И до сих пор музыкантам-народникам приходится постоянно доказывать свое равноправие в общей музыкальной культуре.
Преодолению такого положения способствует образовательная система профессиональной подготовки исполнителей на русских народных инструментах, охватывающая все ступени этого процесса: от музыкальных школ до консерваторий, а также организация и проведение профессионально ориентированных конкурсов.
Работа Андреева была началом великого дела, создания в России полновесных оркестров русских народных инструментов. Сегодня наша страна гордится многими прославленными народными коллективами. Ну а, существенная роль в развитии народного музыкального искусства по праву принадлежит своеобразным истокам, в которых расцветают будущие таланты – детским музыкальным школам и школам искусств. Существование оркестра русских народных инструментов в учебном заведении начального звена – результат сложной, кропотливой работы администрации и педагогического состава всего учебного заведения.
В ДШИ г. Аксая детский оркестр существует уже более 25 лет. Он уже не раз становился победителем областных и международных конкурсов. VIII Международный конкурс «Аккордеон Плюс», прошедший 25 марта 2018 г. в Ростове-на-Дону, принес очередной успех аксайчанам: оркестр русских народных инструментов ДШИ г. Аксая (художественный руководитель Зинаида Геннадьевна Басенко) был удостоен первой премии.
Сегодня важно любое направление в пропаганде народных инструментов, и концертная деятельность призвана активизировать интерес к ним. Тем более, что Аксай всегда отличался своими народниками высокого профессионального уровня. С 1990 года на протяжении 22 лет лауреат Всероссийского и международных конкурсов ансамбль русских народных инструментов «Узоры» радовал своим творчеством слушателей города, района и области, по праву занимая место в ряду лучших инструментальных ансамблей России. С 2012 года творческую эстафету «Узоров» продолжил квартет русских народных инструментов «Бас-тон» – семейный ансамбль педагогов ДШИ г. Аксая, лауреат первой премии V Всероссийского конкурса «Кубанская певунья-балалайка» (г. Краснодар – 2013). Его аудитория – школьники и их родители, профессиональные музыканты и простые любители народной музыки, публика, посвященная и далекая от искусства.
«Ничто в искусстве не создается без энтузиазма» – творческое кредо совершенно нового коллектива педагогов Аксайской школы искусств «Родник», объединившего музыкантов различных специальностей в камерном оркестре русских народных инструментов. Его появление доказывает мысль о том, что гораздо продуктивнее, нежели мечты, действия – делать любые попытки по нахождению возможностей для практического внедрения столь необходимых сегодня идей по пропаганде народных инструментов.
Ростовская область принимает участие в проведении Чемпионата мира по футболу. В течение июня-июля предстоит большая культурная программа, в которой примут участие практически все творческие коллективы области. Не останутся в стороне и аксайчане.
А на базе Детской школы искусств п. Рассвет по инициативе преподавателя по классу аккордеона Натальи Зарьяновны Белогаевой восемь лет назад был создан ансамбль «Озорные ложкарята». Ансамбль – активный участник школьных концертов и творческих мероприятий. Коллектив отличается фольклорной индивидуальностью. На протяжении многих лет результативно участвует в фестивалях и конкурсах самого разного уровня. Дружба между ребятами и любовь к народной музыке вдохновляют и сплачивают коллектив на новые творческие победы. Выступления ансамбля восхищают слушателей самого разного уровня. В репертуаре «Озорных ложкарят» – народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения и обработки.
С 2015 года ансамбль «Озорные ложкарята» активно представляет Аксайский район на престижных конкурсах, где неоднократно становится лауреатом первой степени и победителем Гран-при. В копилке коллектива – дипломы международных и всероссийских конкурсов «Музыка звезд», «Вдохновение», «Поколение талантов», «Таланты России», «Шоу талантов» (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Ростов-на-Дону), диплом Гран-при Областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Южный ветер» (г. Ростов-на-Дону) и другие.
В планах «ложкарят» не останавливаться на достигнутом, идти вперед к новым достижениям и вершинам.
Выступления народных ансамблей на различных концертных площадках – это еще одна возможность привлечь внимание публики, общественности, СМИ к русской национальной музыке, исполнительству на народных инструментах.
В завершение хотелось бы привести слова Василия Васильевича Андреева, произнесенные более ста лет назад: «Когда… оркестр исполнял симфоническую музыку Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, американцы говорили: «Как прекрасно русское искусство!» Когда же выступал Великорусский оркестр и с эстрады лилась русская народная песня, то они говорили: «Как прекрасен русский народ!» Вот почему я горжусь тем делом, которому служу, и придаю ему такое значение».
Елена ЦИБИЗОВА, П.П. Басенко
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!