Урок не должен быть скучным!
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Достижения, Избранное, ОбразованиеУчитель математики Лицея № 1 города Аксая Наталья Николаевна Кирилюк получила Благодарность Президента Российской Федерации.
Профессия журналиста уникальна в своем роде. Мы часто встречаемся с людьми разных профессий, в том числе с учителями, тренерами – с теми, кто посвящает свою жизнь детям. И не только своим. И каждый раз, когда мы пишем о педагогах, нас охватывает чувство гордости за Аксайский район. Нашим детям невероятно повезло – у нас потрясающие учителя. Их педагогический труд высоко оценивается на разных уровнях. 11 июня 2019 года в преддверии Дня России Губернатор Ростовской области В.Ю Голубев вручил высокую государственную награду – Благодарность Президента Российской Федерации за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу – учителю математики высшей категории, Почетному работнику общего образования Российской Федерации Наталье Николаевне Кирилюк. Это единственный педагог Ростовской области, получивший такую награду.
В чем же заключается уникальная методика учителя, которая позволяет ее выпускникам поступать в самые престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и других городов России? Какие награды еще есть в копилке достижений Натальи Николаевны? Где она набиралась опыта? Все эти вопросы мы решили задать ей лично.
С Натальей Николаевной мы встретились в лицее № 1 города Аксая, где она работает с марта 2005 года. В июне учебное заведение опустело, отзвенел последний звонок, закончились экзамены, в коридорах и кабинетах необыкновенная, звенящая тишина, располагающая к долгой дружеской беседе. И чем дольше длился наш разговор, тем большую симпатию и уважение к себе вызывала моя собеседница.
Любая профессиональная деятельность начинается с выбора специальности. Наталья окончила среднюю школу № 3 г. Кисловодска с золотой медалью и мечтала стать… врачом. Но ее мама, главный экономист Кисловодского территориального курортного совета, сумела убедить дочь пойти по ее стопам.
И вот Наталья уже посещает дополнительные занятия по математике у уникального педагога, который готовит старшеклассников к поступлению в московские вузы. Спустя месяцы она понимает, что экономикой заниматься не хочет, но и подводить родителей, которые потратили столько сил и средств на то, чтобы дочь серьезно занималась математикой, тоже неловко.
И тут старшеклассница вспоминает слова своего учителя математики С.С. Алексеенко, офицера-фронтовика, о том, что она все равно рано или поздно придет в школу. У нее есть талант – она может легко и доходчиво объяснить непонятное так, что все становится простым и ясным.
Так случайно или не случайно, кто знает, Наталья Николаевна поступила на математический факультет университета. И вот уже получен диплом о высшем образовании по специальности «Математик. Преподаватель математики» и распределение на кафедру высшей математики и теоретической механики Орджоникидзевского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища им. Маршала Советского Союза А.И. Еременко на должность ассистента кафедры. Через год стала старшим преподавателем и вскоре была допущена к должности начальника кафедры.
– Наталья Николаевна, а как вы пришли в школу?
– Через пять лет – переезд к новому месту службы мужа, в Чехословакию. Закрытый гарнизон, огромная общеобразовательная школа и мой первый школьный опыт, первый 11-й класс – 38 учащихся, 24 из которых юноши… Возникала масса профессиональных вопросов и проблем, но в любой сложной ситуации всегда вспоминала своих школьных учителей, всегда думала о том, как бы поступили они. Что сказали бы своим ученикам? Потом было много переездов, менялись города и гарнизоны, менялись вузы и школы, съемные квартиры и школы моих детей… Последнее место службы мужа – г. Владикавказ. Я работаю учителем математики в гимназии № 47 в военном городке и старшим преподавателем Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова. Десять лет осетино-ингушского конфликта, две чеченские кампании, отсутствие квартиры и зарплат (кто помнит конец 90-х, тот меня поймет), БМП и БТРы на улицах города… И замечательные ученики, дети тех военнослужащих, которые принимали участие в боевых операциях. Я на всю жизнь запомнила гул ракет над зданием школы, теракты на улицах города, блокпосты и каждодневный немой вопрос в глазах старшеклассников: «Все живы?» Они были старше своих лет, ответственнее и добрее своих ровесников, не знавших, что такое война. Почти все они поступали в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, Ставрополя. Со многими долгие годы поддерживаю связь через соцсети, встречаюсь в Ростове и Москве. А в этом году в наш лицей привел свою дочь мой выпускник из Владикавказа, переехавший в Аксай. Встреча была удивительно теплой. Семнадцать лет прошло, столько событий произошло, а будто недавно мы учились в одном классе…
Я не оговорилась. Я учила детей математике, а они учили меня жизни. Мы вместе пытались решить их проблемы, выбрать верные дороги, не ошибиться в выборе профессии. Они были мудрыми, мои ученики, верными и честными в жизни и в отношениях. А еще они были любопытными. Им все было интересно: уроки, задачи, олимпиады, КВН, субботники. Слово «учитель» они писали и произносили с большой буквы.
Жизнь в военном городке особенная. Учителя и ученики живут в одном подъезде, ходят друг к другу в гости. Никаких секретов. Жизнь как на ладони. И невозможно ни соврать, ни схалтурить. Привычка быть честной со своими учениками – это из той жизни, – рассказывает педагог.
В 1998 году, затем в 2000-м Наталья Николаевна стала Соросовским учителем, в 2003-м получила звание Почетного работника общего образования РФ, а в 2004 году стала победителем регионального конкурса «Учитель года» и получила из рук Президента Республики Северная Осетия-Алания А. Дзасохова ключи от автомобиля! Это был главный приз конкурса. В том же 2004 году наша героиня представляла Осетию на конкурсе «Учитель года России – 2004» и вошла в пятерку победителей. Председателем Большого жюри на конкурсе был ректор МГУ академик В.А. Садовничий, в жюри входили главный редактор «Учительской газеты», великий педагог-новатор академик Ш. Амонашвили, профессор МГИМО, автор и ведущий телеконкурса «Умники и умницы» Ю. Вяземский с группой победителей этого конкурса, ставших студентами МГИМО, победители конкурсов прошлых лет. Победа далась нелегко, но было чувство удовлетворения от достойно выполненной работы. Наградой стал Хрустальный пеликан и поездка в Лондон по приглашению Министерства образования Соединенного Королевства и Британского Совета.
В 2005 году муж Натальи Николаевны вышел в отставку, и они переехали в Аксай, чтобы быть рядом со своими детьми, обосновавшимися в донской столице. К этому времени их старшая дочь с отличием окончила факультет психологии РГУ, аспирантуру и в 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по социальной психологии, став кандидатом психологических наук, преподавателем РГУ, затем ЮФУ. Сын окончил МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «Государственное и муниципальное управление». Сейчас занимает должность коммерческого директора строительной компании. Подрастают внуки, пока их трое. Математику любят все. По крайней мере, ошибок в счете не допускают и с логикой дружат.
С 2005 года педагог работает в лицее № 1, преподает математику в старших классах. Не один год она посвятила обучению студентов, как обычно, совмещая работу в вузе и общеобразовательном учреждении. Как преподаватель высшего учебного заведения, Наталья Николаевна знала, какие проблемы возникают у ребят при переходе из школы в вуз. Этот многолетний опыт позволил педагогу разработать уникальную методику преподавания, которая позволяет добиваться высоких результатов в обучении. Ее ученики стали студентами МГТУ им. Баумана (С. Опрышко и В. Глушко), Военного университета Министерства обороны (А. Пипинов), Московской Академии управления (А. Дробилко), Ульяновского Высшего училища летчиков гражданской авиации (А. Нор-Аревян), Финансового университета при Президенте РФ (Д. Романченко), Института нефти и газа им. Губкина (В. Бражников), Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (П. Литвинова), СПбГУ, факультета конфликтологии (Д. Лазарева), СПбГЭУ (Н. Кудревич), Академии ФСБ (Калининград и Москва), ЮФУ, ДГТУ, РГСУ, РИНХ, НПИ… Причем обучаются ребята на бюджетной основе. А еще студенты не теряют связи с учителем и регулярно присылают ей фотографии своих зачеток, в которых практически все отметки «отлично». В 2008 году Н.Н. Кирилюк стала победителем Приоритетного национального проекта «Образование». В 2016 году за высокие профессиональные достижения, направленные на развитие и процветание Ростовской области, Указом Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева награждена памятным знаком «80 лет Ростовской области».
Наталья Николаевна преподает математику в классах с углубленным изучением этого предмета. И ее ученики ходят на уроки с удовольствием. А знаете почему? Потому что им интересно. Педагог считает, что урок не должен быть скучным. Глаза лицеистов горят, когда они решают сложные задачи, доказывают теоремы. Ребятам поддаются и задачи из курса высшей математики. А еще они регулярно занимают призовые места на всевозможных олимпиадах и конкурсах. И много лет подряд выпускники лицея № 1 оказываются лучшими в Аксайском районе по результатам сдачи ЕГЭ по математике.
– Как удается достигать таких результатов?
– Большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся по предмету. В первую очередь, это посещение старшеклассниками спецкурса по математике. Последние годы посещаемость составляет 100 процентов, поскольку дети хорошо понимают, что конечная цель их совместной с преподавателем учебной деятельности – успешная сдача ЕГЭ и, что не менее важно, подготовка к успешному обучению в вузе. А главная цель этих занятий – научить ребят учиться, разбудить в них любопытство и желание знать больше. Человек должен мыслить, спорить аргументированно, доказывать свою правоту, опираясь на теоретические основы пред-мета. Спецкурс помогает раскрыть творческий потенциал личности, помочь ученику поверить в свои способности и возможности. Один из проектов курса – написание реферата. Бывает, что тему реферата определяет выбор профессии. Три года назад две золотые медалистки Анна Ремизова и Полина Литвинова, которые выполняли исследовательскую работу на тему «Геометрия архитектурной гармонии», поступили учиться в вузы на специальности, связанные с архитектурой и проектированием.
– Как часто мы слышим расхожую фразу о том, что воспитанием школьников должна за-ниматься школа. Что вы об этом думаете?
– Считаю, что основы воспитания детей закладываются в семье, а школа должна сотрудничать с родителями и направлять семейное воспитание школьника в духовно-нравственное русло. Я никогда не ухожу от ответов на серьезные вопросы ребят, но разговорам предпочитаю деятельность. Считаешь себя патриотом – защищай честь класса и школы в военно-спортивных играх, соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта. Нет высоких результатов – тренируйся! Считаешь себя добрым и высоконравственным – не жди 9 Мая, помоги сейчас соседу-старику.
В каждом классе, в котором работаю, я рассказываю ребятам о трагедии Беслана, о двух чеченских кампаниях, о том, как гибли отцы моих учеников на тех войнах, как взрывали город, в котором я жила. И я всегда говорю ученикам: «Сделайте все от вас зависящее, но не допустите войны. Вы должны быть сильными и твердыми духом, верными семье и Отечеству».
Мы участвуем в цикле бесплатных вебинаров по выбору профессии, который проводит Команда ЕГЭ РФ университета «Синергия». Мы вернули в классы давно забытые физкультминутки в формате зажигательных танцев. И прочь телефоны и наушники! Никаких компьютерных игр и соцсетей! На переменах класс отдыхает!
Главная удача учителя – видеть радостные и любопытные глаза ученика, с удовольствием идущего на урок, активно сотрудничающего с учителем и одноклассниками. Это возможно благодаря профессиональной работе учителя по созданию комфортной образовательной среды. И, прежде всего, это выстраивание доверительных отношений не только с учеником, но и с его родителями. И в основе всего – уважение к ребенку как к личности. А еще учителю необходимо иметь всеобъемлющее чувство юмора. Иногда в очень сложной предконфликтной ситуации только юмор может помочь избежать ухудшения обстановки. Ребята это ценят и понимают.
– Не могу не спросить о вашем видении состояния образования в стране, о будущем нашей школы, о тех молодых учителях, которые придут вам на смену.
– Радостного ответа на ваш вопрос у меня, к сожалению, нет. Очень многое в происходящей модернизации вызывает вопросы, порой – недоумение. Например, с какой целью сокращено количество часов математики в классах с ее углубленным изучением ( с 8 до 6 часов в неделю)? Почему снимаются надбавки к зарплате за работу в таких классах? И еще большая проблема нашего школьного образования – невероятный кадровый голод! Очень мало молодых учителей, желающих и способных работать в школе. Раньше я винила себя за то, что не воспитала в учениках желания «сеять разумное, доброе, вечное», а теперь понимаю: современные выпускники лишены многих иллюзий, присущих старшему поколению. Закончив математический факультет университета, они выбирают работу в банке (математики-аналитики нарасхват), поступают в магистратуру по другой специальности, уходят в коммерческие образовательные учреждения. В школу приходят немногие, и это печально…
Это тема нашего следующего разговора. А сейчас, получив столь высокую награду, что вы хотели бы пожелать своим коллегам, ученикам, их родителям?
– Конечно, спасибо за поздравления. Это было очень приятно – узнать, как много людей радуются твоим успехам! Спасибо моей семье, долгие годы разделяющей мои проблемы и помогающей мне в работе!
Спасибо родному лицею – он лучший! Спасибо Управлению образования Аксайского района за поддержку и помощь в воплощении в жизнь многих начинаний. Всегда и везде, как бы трудно ни было, я помнила три правила: жить надо со вкусом, работать с интересом, на работу идти с удовольствием!!!
Дорогие коллеги! С окончанием учебного года! Желаю всем хорошего отпуска, заряда энергии и оптимизма, творческого подъема и сил, чтобы в сентябре снова войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети!» Пусть нас всех радуют наши ученики!
– В каждом ученическом коллективе есть одаренные дети…
– В классе есть особенные ученики, которых легко увлечь предметом и ни в коем случае нельзя бросать на половине пути. С ними интересно и радостно работать над большими долгосрочными проектами. И труд с лихвой окупается результатами. Мой ученик Сергей Опрышко решил систематизировать материал по решению простейших текстовых задач из Базы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и создал проект «Конкретно реальная математика, или Один день из жизни десятиклассника». Главная мысль проекта звучала так: математика нужна всем, всегда, постоянно. А ведь это действительно так. Нам нужно уметь логически мыслить, быстро считать, аргументированно спорить и принимать решения. Сергей представил эту работу на научно-практической конференции в лицее, стал лучшим и пошел дальше. На Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги – 2014» он получил медаль Эвариста Галуа, потом эта работа победила на студенческой научно-практической конференции ПИ ЮФУ (мы давно сотрудничаем с кафедрой методики преподавания математики Педагогического института ЮФУ, и лицеисты принимают участие в студенческих конференциях).
Над следующим проектом «Методы и приемы решения задач экономического содержания» Сергей работал шесть месяцев. В 2015 году не было пособий и методичек по решению экономических задач в ЕГЭ. Выпускник лицея, золотой медалист, он сам по крупицам собирал материал, систематизировал его. И вновь представил свою работу на Всероссийском конкурсе «Первые шаги». И опять победа – диплом 1 степени! Сегодня Сергей – студент МГТУ им. Баумана. И на вопрос-утверждение «Трудно ведь быть отличником?!» он отвечает: «А я не могу иначе, по-другому мне не интересно».
Я могу очень долго рассказывать о своих учениках. Потрясающие ребята, большие труженики, которые добиваются успеха и в учебе, и в жизни. И даже выпускают пособия. Одним из них, написанным выпускницей лицея Дарьей Давыденко, мы и сейчас пользуемся в 11 классе. Эта работа тоже была удостоена медали Эвариста Галуа, став победителем Всероссийского конкурса «Первые шаги».
Софья ДЕНИСОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!