Дона Тихого сыны
Новость в рубрике: КультураВ казачьей семье с ранних лет в детях закладывались доблесть, храбрость, честь, трудолюбие. Говоря о жизни донских казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. А свобода и воля формировали совершенно другой тип человека – смелого, независимого, умеющего отстаивать свои интересы и упорно бороться за них. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная вера, русский государь и «батюшка Тихий Дон». Типичными чертами характера донских казаков были патриотизм, монархизм и православная религиозность, а также глубокая преданность войсковому братству, любовь к свободе и демократичность.
Православная вера сопровождала казака с момента рождения до последних дней жизни. Родившегося ребенка, перед тем как нести его в церковь, клали в красный угол и молились: «Определи ему, Господи, талант, счастье, добрый разум, долгие годы». Крестили не через 20 – 40 дней, а уже на второй день жизни. Об этом свидетельствуют записи в метрических книгах донских церквей. Стремление окрестить новорожденных как можно быстрее было связано с тем, что много детей умирало в младенчестве, и считалось, что дети, умершие некрещеными, не явятся на Суд Божий.
Рождению сына радовались больше, чем рождению дочери. Казачье сообщество было в первую очередь содружество воинов, и рождение мальчика увеличивало силу сообщества. Со второй половины ХIХ века сказывались и экономические причины: мальчик приносил в семью земельный пай, ну и, наконец, он был продолжателем рода. Рождение сына отмечалось торжеством. Все родственники, приходившие в дом поздравить родителей с рождением сына, казака, приносили «на зубок» стрелу, лук, патрон с порохом, ружье и даже коня.
С раннего детства мальчиков воспитывали и готовили к будущей военной службе. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать несли его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый воин. Казачонка сажали на расстеленный на лошади платок, и коня обводили вокруг церкви. После этого отец брал сына на руки, а крестный надевал на них обоих портупею с шашкой, и все отправлялись к родному куреню.
С трех – пяти лет казачонка приучали к верховой езде, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой – с десяти. Казачонку специально выковывали по руке шашку, лили струю воды, и он должен был рубить под таким углом, чтобы не было брызг, и когда достигался такой эффект, считалось, что рука поставлена. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи – на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном.
Можно сказать, что с материнским молоком и с воздухом родины впитывали казачата качества, необходимые воину: крепость и проворство в теле, живость и смелость в духе.
С малых лет мальчиков приучали к труду – ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, овец, рогатый скот. С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.
Игры казачат способствовали развитию проворства и отваги. Они с удивительной быстротой лазили по деревьям, переплывали через реки, пытались управлять степным конем. Одной из любимых игр с древнейших времен у казаков была игра в бабки, или кости (лодыжки). При игре развивалась такая меткость в бросании плоских округленных или квадратных камешков в поставленные в ряд лодыжки, что казаки могли ими убивать и птиц, и зайцев на значительном расстоянии.
С 17 лет казак считался малолеткой. Из многих станиц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр, который проводил атаман. Устраивался лагерь, куда съезжались атаманы станиц со стариками и казачатами, последние приезжали на лучших конях и в полном вооружении: с пиками, ружьями, шашками. В присутствии войскового атамана проводились военные игры, казачата демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы, переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. По окончании смотра особо отличившихся проворством, легкостью, меткостью в стрельбе атаман награждал уздечкой, прибором к седлу, оружием.
Историк и писатель Б.А. Алмазов пишет, что с раннего детства казачонок осознавал себя частью станичного общества. Преданья рассказывают нам о том, что на всех старинных войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Они не принимали участия в спорах, у них была задача слушать и запоминать, о чем шла речь, какое было принято решение. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал просто: «Я там был». Так народ сохранял свою историю.
Самой главной задачей казачонка была учеба. Казаки стремились дать образование своим детям, грамотному человеку легче было сделать военную карьеру, а к этому стремились все казаки. Умение читать и писать были необходимым минимум для получения офицерского звания.
Но самым главным качеством характера казака, конечно, являлась личная храбрость. И казаки стремились воспитывать своих сыновей так, чтобы из них выросли храбрые и смелые воины. В раннем детстве детей старались не бить. Это могло воспитать труса. После ритуала посвящения в воины, который включал постриг и ритуальную посадку на коня, мать выводила ребенка в степь ночью и, указывая вверх, говорила ему: «Звезды – глаза дедов и прадедов, всех твоих предков великих… они неусыпно глядят на твои подвиги, как ты защищаешь свой очаг и свой род». Возрастая, ребенок знал, что за каждым его поступком наблюдают «глаза его предков». Став воином, он уже не ведал страха. Он знал, что если погибнет в бою с врагами рода, то попадет в рай, на радость предкам.
Трусость считалась самым тяжким грехом, поэтому командиры, вне зависимости от возраста, обязаны были показывать примеры удали и храбрости. Это закладывалось и вытекало из вековых традиций и духа вольного казачества. Здесь большую и важную роль играла фамильная гордость и честь. Прослыть трусом значило не только положить конец карьере, но и навеки опозорить свой род.
Уроки военного дела молодежь черпала и из устных рассказов дедов, отцов и бывалых людей. Часто отец, дед рассказывали детям, внукам, как строятся и движутся полки в казачьих баталиях, как утверждаются посты, пикеты, как делаются разъезды, словом, все казачьи уловки в воинском деле. Из этих уроков юные донцы учились быть храбрыми против врагов, пламенно любить государя и не щадить живота за веру православную.
Образцами для подражания на Дону служили овеянные славой и запечатленные в казачьем фольклоре подвиги и жизненный путь выдающихся атаманов и военачальников – Ермака Тимофеевича, И.М. Краснощекова, И.М. Иловайского, Ф.П. Денисова, М.И. Платова, Я.П. Бакланова и других.
Появление на свет девочки в семье казака не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика. Оно было тихим, домашним, овеянное молитвами и радостью событием. С самого раннего детства девочек воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С раннего детства казачке внушалось, что самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке.
Обычаи, которые окружали девочку, были шутливыми, веселыми. Первый раз тетки, мамки, крестная купали девочку с песнями и добрыми пожеланиями, «смывали с дочушки заботы». В это время отец – единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу» – специально приготовленную – наперченную, пересоленную, политую горчицею. И должен был съесть всю до последней ложки, дабы его дочери меньше горького досталось в жизни.
Первые учебные заведения на Дону появились довольно поздно, поэтому на ранней стадии своего бытия в ХVII – XVIII веках каждый обучался грамоте кто где мог. Кто-то постигал азы грамоты у священника или у дьячка, другие обучались дома, учителями были знающий грамоту отец или другой член семьи. Многие обучались грамоте прямо на службе в полковых канцеляриях. Так, казачьи офицеры, отправляясь на службу, брали с собой и своих двенадцати-тринадцатилетних детей.
Отсутствие классического военного образования у большинства казаков компенсировалось огромным боевым опытом и другими качествами, которые воспитывались в казаках с раннего детства: стойкость, ловкость, неприхотливость и выносливость на войне и в походе, умение приспосабливаться к любым условиям. Поэтому многие генералы брали себе денщиками казаков, ибо они умели все: устроить ночлег там, где его нельзя было устроить, приготовить обед, когда его не из чего было готовить, починить одежду, снаряжение и многое другое.
Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребенку «на косочку», платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать с раннего возраста: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Но была и особенная работа – нянчить младших братьев и сестер. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. Но работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. А обучались они этому у взрослых женщин. Девочки слышали, как пели песни бабушка, мать, сестры, подражая им, они также начинали петь. Специально их никто этому не учил. Это была их жизнь. И традиции от старшего поколения передавались младшему без всякого нажима и давления со стороны взрослых.
В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома, хранительницей домашнего очага и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Отсутствие крепостного права, личная свобода и века постоянных боевых тревог, безусловно, повлияли на характер казачки и развили в ней самоотверженность, решительность, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы и убеж-дения.
Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества. Уважение к старшим с малолетства воспитывалось и укоренялось в детях наставлениями и примерами. Казаки с большим почтением относились к старикам и особенно к испытанным в боях воинам. Молодежь не имела права садиться в присутствии стариков без их разрешения. Если пожилой казак проходил по улице, то люди моложе его, если они сидели, вставали, не допуская его до себя на несколько шагов, почтительно кланялись и садились уже тогда, когда он проходил. Молодые люди стыдились сделать при старике непристойность, иначе всякий старец мог не только напомнить юноше об его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей.
В семейном быту родители пользовались величайшем уважением. Власть их была патриархальной. Предсмертные слова родителей имели силу духовного завещания, и неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом – это значит не давать покоя родителям в гробу и тревожить их кости. Казаки остро чувствовали свою духовную связь с умершими, обязательно поминали. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на «вы».
Становление духовной культуры казачества, складывание обычаев, обрядов, быта донских казаков, а значит, и воспитания в казачьей семье в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: военным образом жизни казачьего сообщества и православием.
Важную роль в воспитании играл личный пример старших членов семьи и традиции, которые передавались из поколения в поколение.
Главной традицией у казаков была военная служба. Жизнь, полная боевых тревог и опасностей, формировала особых людей, с детских лет связанных профессионально с военным делом, воинов по рождению и воспитанию, с обостренным чувством «локтя» и «стремени».
Доблесть, храбрость, честь, трудолюбие – эти базовые черты характера культивировались в казачьей семье и, естественно, закладывались в детях с раннего детства.
Г.Д. Астапенко, член Союза журналистов России, краевед
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!