Родные вы наши!
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеВ школьном расписании нового учебного года появились два новых предмета – русский родной язык и русская родная литература. Что это за уроки? Чем отличаются от привычных, уже имеющихся в школьной программе? Так ли они необходимы?
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью», – так сказал о русском языке классик русской литературы А.И. Куприн.
Русский язык всеми признается одним из важнейших мировых языков, он включен в число официальных мировых языков Организации Объединенных Наций. Его статус мирового языка определяется широким распространением за пределами нашей страны, активным изучением во многих странах, большим авторитетом русской науки и культуры, прогрессивной ролью нашей страны в процессе международного, общечеловеческого развития в XX веке, исторически сложившимся богатством, выразительностью, что отмечалось многими, писавшими о русском языке. Еще Ф. Энгельс указывал, что русский язык «всемерно заслуживает изучения сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы».
Русский язык является языком межнационального общения в Российской Федерации. Россия – многонациональное государство. Народы нашей страны пользуются русским языком как средством межнационального общения. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны, является языком науки, источником общечеловеческих знаний.
На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки. В последние пятнадцать-двадцать лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Иногда использование слов английского происхождения излишне. Иноязычные слова, которые иногда даже не всем понятны, заменяют более привычные русские слова. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность. Но не только другие языки влияют на русский язык, но и наоборот. Так, в середине XX века, после запуска первых спутников и космических кораблей, во всех языках мира появились такие слова, как «космонавт» или «спутник».
Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России. Во-первых, это резкое стилистическое снижение русской речи, ее огрубление и вульгаризация, массовые отступления от норм русского литературного языка, резкое падение престижа подлинной речевой культуры. Во-вторых, агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка, экспансия которого в некоторые сферы русского языка так сильна, что может привести его к разрушению.
Серьезную тревогу вызывает также усиливающаяся в настоящее время тенденция к разрушению границ между русским литературным языком и такими нелитературными формами существования национального русского языка, как просторечие и жаргоны. С точки зрения русского языкового сознания, литературный язык есть высшая разновидность тонального русского языка, принимаемая его носителями за образцовую и отграниченная от других (нелитературных) его разновидностей. Литературный язык обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от нелитературных форм существования национального русского языка.
К числу главных особенностей русского литературного языка относятся, как известно, нормативность и устойчивость. Резкое повышение в современной речи частотности употребления просторечий и жаргонизмов разных видов приводит к тому, что языковым сознанием многих носителей русского языка они начинают восприниматься как стилистически нейтральные, вполне допустимые для «литературного» употребления. При этом литературный язык начинает терять свои главные отличительные признаки. Одной из характерных особенностей современного этапа развития русского языка является разрушение традиционной для русской языковой культуры триединой стилистической системы русского языка, предполагающей существование высокого, среднего и низкого стилей. В настоящее время в русской речи практически утрачен высокий стиль; средний стиль воспринимается ныне как высокий, а вульгарный и низкий – как средний и вполне нейтральный. Очевидно, что снижение уровня культуры русской речи тесно связано с наблюдаемым в настоящее время общим падением духовной культуры российского общества.
Мог ли предположить И.С. Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении?
Оптимизм в отношении исторических судеб русского языка в настоящее время внушают, главным образом, два обстоятельства. Во-первых, в истории России уже бывали периоды, когда также существовала угроза гибели русского, в том числе русского литературного языка. К подобным периодам относятся, например, екатерининская эпоха, когда русский язык испытывал огромное воздействие французского языка, или 20-е годы XX века, когда к активной общественной жизни в нашей стране пришли тысячи носителей народных говоров, жаргонов и просторечия и литературная речь даже в официальных сферах общения оттеснялась речью нелитературной. Имея прочные корни и огромные внутренние резервы, русский язык в то время выстоял и не утратил целостности и национального своеобразия. Поэтому есть все основания надеяться на то, что и нынешние испытания русский язык сумеет выдержать и благополучно пережить. Во-вторых, немаловажным является то обстоятельство, что в настоящее время Правительством России предпринимаются достаточно серьезные меры по защите и поддержке русского языка. К числу таких мер относится принятие Закона «О государственном языке Российской Федерации», реализация Федеральной программы «Русский язык».
Кроме этого, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. во ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и родной литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение родного русского языка.
Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 миллионов человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди и урду, испанскому. Мировое значение русского языка проявляется не только в широком распространении его изучения в современном мире, но и во влиянии, прежде всего его лексического состава, на другие языки. Богатство и выразительность русского языка не случайны, они связаны с особенностями развития его социально-функциональных компонентов.
В результате освоения базового курса родного языка и родной литературы у выпускников школ должны сформироваться понятия о нормах родного языка и применении знаний о них в речевой практике. Ребята должны овладеть различными видами речевой деятельности на родном языке, обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. У учащихся должны сформироваться навыки свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка, понятия научных знаний о родном языке.
Одной из целей программы является обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка, нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, стремление к речевому самосовершенствованию.
В результате изучения этих предметов у учеников должно сформироваться понятие ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Изучение новых предметов должно обеспечить понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни и культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
На уроках родного русского языка и родной русской литературы должно уделяться особое внимание воспитанию гражданина и патриота, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка, формированию любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре, воспитанию ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формированию волонтерской позиции в отношении популяризации родного языка, воспитанию уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладению культурой межнационального общения.
А учитывая то, что мы живем на донской земле, отличающейся самобытным, особенным языковым колоритом, на уроках русского родного языка планируется изучать донской говор, диалекты, старые, давно забытые слова. А на уроках русской родной литературы ученики познакомятся с произведениями донских авторов, таких как М.А. Шолохов, В.А. Закруткин, А.В. Калинин. Но мало кто знает, что нашим земляком является известный композитор М.И. Танич, уроженец города Таганрога.
Нет более действенного оружия, чем слово. Поэтому каждый уважающий себя человек должен соблюдать нормы литературного языка. Немаловажным является еще и то, что знания и умения, которые будут развивать учителя у школьников в рамках изучения новых предметов, помогут им при сдаче итогового сочинения и единого государственного экзамена.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!