Дай блинком полакомиться!
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Литературная гостинаяО масленице в народе сложено немало легенд. Вот и наступает народный праздник – МАСЛЕНИЦА! Вся Россия будет с размахом, с широкой душою гулять, петь песни, устраивать катания на санях, веселиться на кулачных боях и объедаться масленичными блинами! Какие только легенды не сложены в народе о Масленице!
Так, согласно одной из них, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой бабой с румяными щеками, огромными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. С тех пор Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
Другая сказка-легенда рассказывает: «Было это так давно, что мало кто и знает о том. Но все же память народная обычай тот сохранила и почитать его велела с весельем да радостью – за терпение зимы длинной и холодов трескучих, да за труды человеческие праведные.
На далеком Севере, в царстве белого снега да лазоревого льда, народилась у Матушки Метелицы и Батюшки Солнца дочка. Долго думали Батюшка с Матушкой, как назвать свое дитятко. Смотрели на нее да любовались: круглолицая да румяная, глазоньки ясные, улыбка масленая – все в Батюшку, а косы серебряные и нрав беспокойный – так это в Матушку. Думали, решали, да и назвали Масленой, чтоб никому не в обиду.
Как росла девонька, незнамо-неведомо, какие тетки-няньки колыбель качали – то тайной за семью печатями осталось. Но только выросла Маслена умницей да красавицей. Стало быть, по уму воспитывалась да под присмотром была.
Холили да лелеяли родители дочку любимую, но свидеться доводилось все реже. Недосуг Солнцу с Метелицей, работы у них – хоть отбавляй. Как оставить землю без метелей зимних да без тепла солнечного? Нельзя никак. Жизнь и судьба людская, они своим чередом, а Солнце с Метелицей – в сопровождении. Вот так и странствовали по миру они: то подсветить да подогреть, то остудить да замести снегом. Всякому свое дело.
Летели дни за днями, лето сменяла осень, а весна – зиму. Выросла наша Маслена. Скучала по Батюшке с Матушкой, как тут не скучать? Ждала их, родимых, гуляя по заснеженным просторам. Помогала добрая Маслена в беде и немощи оказавшемуся человеку да зверю лесному, но от глаз посторонних хоронилась. А вот как всходило Солнце над снегами северными, приветливо улыбалась Маслена – Батюшке родимому кланялась. Ласкал он любимую дочку теплыми лучами да словами родительскими – на радость Маслене. От счастья и тепла солнечного снежинки в сугробах начинали таять, да только не водой становились, оборачивались не капельками, а камушками драгоценными. Сверкали да переливались радужными цветами драгоценные батюшкины подарки.
А случалось, ветерок северный капризный подует – весточку о Метелице неся. Торопилась-поспешала Матушка к доченьке своей любимой! Голубила да обнимала-прижимала к себе дочку родненькую, слова материнские ласковые на ушко ей шептала, косы серебром прихорашивала да щечки румянила. А то и обновкой порадует – шубку белоснежную пушистую на плечи набросит: «Расти, родная, живи да люби родителям и роду человеческому на радость!» Скажет, а сама да и взметнется снежной порошею туда, где ее зимняя непогода дожидается.
Вот тут-то среди сугробов снежных и встретился Маслене кудрявый красавец – молодец Февраль. Не углядела его Маслена, а то схоронилась бы. Изумился да удивился Февраль: «Как стройна да красива эта северная Дива!» А чем больше глядел на нее добрый молодец, тем чаще сердце его колотилось, а душа добротою наполнялась. И думалось так ему: «Коли позову эту девицу к людям – она их улыбкой доброй согреет. Повеселеют тогда люди, весну дожидаясь». Недолго думая, пригласил Февраль Маслену в гости.
Согласилась Маслена, будто ожидала этого! Людям же такое условие поставила: зимней Метелице спасибо говорить, Солнцу кланяться, да про нее саму не забывать. На том они и порешили…
Явилась Маслена к людям, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы деревенской – краснощекой, дородной. Нарядна так, что глаз не отвесть! Сама же весела да смешлива, задорная да щедрая. Обрадовался народ деревенский: «Айда веселиться!»
Целую неделю люди с Масленой гуляли, вкусно ели да песни пели, играли да женихов-невест приглядывали. И так весело им было, что не заметили, как Зима в дорогу засобиралась, а в дверь Весна постучалась.
С тех пор давних так и повелось – Февраль Маслену встречает, да и к людям провожает. А в память о том завели обычай – целую неделю веселья да гуляний Масленицей назвали. Обещание, данное Маслене – выполняли: блины пекли – Солнцу кланялись. Блин круглый да золотистый – Солнцу благодарность, а вкусом масленым – о доброй и веселой Маслене память. Заканчивали праздничную неделю Проводами зимы да Прощеным воскресеньем. Зиме и Метелице народ спасибо говорил, прощенья просил. Масленицу провожали до следующего года!»
Так оно было. Так есть. Так и дальше будет! Вот такая она – Масленица.
Станем чучело сжигать, будем зиму провожать!
Говорят, целый год крестьянину работа. Только он урожай уберет – снова землю паши да засевай, огороды засаживай. Спины не разогнуть. Но вот стало на земле холодать. То в одном краю, то в другом. Это Зима-холодунья на свете объявилась. Пошла себе дом выбирать. Куда ни придет Зима, встречают ее с поклоном, да долго не задерживают. Так и до наших мест Зима добралась. Народ у нас гостеприимный. Рады все, радешеньки. Ну, думают, теперь отдохнем. Ни сеять, ни жать. Лежи себе на печи да жуй калачи!
Зима-то ведь с подарками пришла. Покрывало из снега на поля накинула. Речки, озера льдом затянула. Ребятишкам раздолье! На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, снежные крепости строят. Видит Зима: ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий… Уходить и не думает.
Закручинились люди. Ведь человек трудом живет, землей кормится, а как в сусеках пусто, то и на душе невесело. Решили люди Зиму перехитрить. Стали ее замаливать да замасливать: «Иди-ка ты, Зима, восвояси, мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами да с песнями». Стали люди блины печь, круглые, румяные, на солнце похожие, как огонь, горячие. «Угощайся, Зимушка, блинами горячими! Мы тебя потешим, и ты нас утешь!» Веселились все от мала до велика. По дорогам ходили, на тройках катались, блинами объедались! Неделя уж к концу близится, а Зима уходить не думает! Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили, Масленицей назвали. Стали с куклой по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костер, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме делать: уходи, мол, старая, надоела всем.
Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь не хочешь, а уходить придется. Идет Зима прочь, а люди вслед ей поют: «Прощай, сударыня Масленица, прощай, пересмешница! Пора тебе, Масленица, и честь знать. Снова к нам приходи, когда в гости будем звать!»
Заплакала Зима, и потекла с крыш капель. Солнышко пригрело, и побежали ручьи. А скоро и снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что Зима ушла, ждет не дождется Весны-красны.
Первый блин – лесным духам!
Масленица – это не женщина, а мужчина. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали веселые гуляния и славили Ярилу – языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Воскреснув, дарил весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечали семь дней перед днем весеннего равноденствия и еще неделю после.
Масленица была Комоедицей. Лет 500 назад праздновали не Масленицу, а Комоедицу (от древнеславянского «ком» – медведь). Со временем Комоедица превратилась в самостоятельный народный праздник, посвященный пробуждению медведя и встрече весны, и стала праздноваться в апреле.
Блины стали символом Масленицы ошибочно. Они всегда считались блюдом поминальным, а статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы блинам присвоили только в XIX веке по ошибке исследователей культуры. Древние славяне пекли круглые зерновые лепешки.
Первый блин НЕ комом! Расхожее выражение, по мнению ученых, в древней Руси звучало иначе: раньше изначально говорили: первый блин – камам! То есть лесным духам надо отдать, он им предназначался, чтобы задобрить. Это что-то вроде жертвоприношения. Камы – это лесные духи.
Своя Масленица есть в других странах. Так, в католической Европе существует прямой аналог Масленицы – Карнавал. Название «Карнавал» образовалось от лат. «carne vale» – «прощай, мясо». Гуляния там сопровождаются поеданием сладких булочек, а возглавляют гуляние сказочные король и королева.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!