«Секретное оружие» Ленинграда
Новость в рубрике: Ветераны, Даты9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». И действительно, история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.
Блокада Ленинграда – незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды. Захват Москвы предполагался уже после того, как падет Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму. Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города на 9 августа 1942 года.
Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осажденном городе появилось новое «секретное оружие». Его доставили на военном самолете с медикаментами, которые так нужны были больным и раненым. Это были четыре большие объемистые тетради, исписанные нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича!
В дни блокады многие музыканты умерли от голода. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужны были 80 музыкантов! Только тогда мир услышит ее и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижер горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» – воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича не могла быть исполнена – ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия».
С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках – у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.
Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, – на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что звучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций – два месяца – музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.
И был назначен день концерта – 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолетов. И немецкие офицеры еще раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осажденного города, 9 августа.
Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ – во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича потрясла слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, – веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:
– Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…
Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ничто не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав ее, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!