Профессия души
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, Достижения, ОбразованиеНет более высокой миссии на земле, чем воспитание ребенка
В детском саду № 4 «Калинка» г. Аксая вот уже пять лет, с самого открытия сада, работает воспитателем с высшей категорией прекрасный молодой специалист Татьяна Александровна Филимончук. Добрая, артистичная и талантливая, она умеет увлечь детей, заботится о физическом и духовном здоровье своих воспитанников. На занятиях, прогулках, во время экскурсий знакомит ребят с местами родного города, прививает патриотические чувства к малой родине, разучивает с ними стихи.
В настоящее время у Татьяны Александровны старшая группа «Гномики» – это 29 любознательных, подвижных и веселых ребятишек. Обучение математике, развитию речи, рисованию – далеко не все, чему нужно научить будущих первоклассников. Многие удивляются: «Как можно организовать стольких детей, когда дома с одним-двумя не справиться?». У грамотного педагога проблем с дисциплиной не возникает, дети все понимают с полувзгляда.
И с родителями воспитанников у нее складываются доверительные отношения, они часто обращаются за помощью, советом. В коллективе Татьяну Александровну ценят как требовательного и справедливого специалиста. Она активно участвует в жизни детского сада, выступает на семинарах и педагогических советах. Вот и мы в преддверии Дня воспитателя решили узнать у Т.А. Филимончук все тонкости такой нужной и важной профессии.
– Татьяна Александровна, расскажите о себе и о своей работе. Почему вы выбрали именно эту профессию?
– Я эту профессию не выбирала. Это, скорее всего, профессия выбрала меня, потому что я сама из потомственной семьи педагогов. Мой дедушка Михаил Константинович Балин внедрил производственное обучение школьников, он написал на эту тему много трудов, которые были изданы в Москве. Моя бабушка Людмила Николаевна Балина была учителем биологии в сельской школе села Самарское Азовского района. Мой папа Александр Михайлович Балин был мастером производственного обучения слесарного дела. И моя мама Зоя Леонидовна Балина – заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации по профессии «повар-кондитер». Она более тридцати лет посвятила этой деятельности. Также на протяжении шести лет мама работала директором ПУ-57 г. Аксая, имеет первую, то есть высшую, категорию преподавания, а также награждена президентскими наградами. Именно на мамин педагогический опыт я и опиралась, брала пример. Педагогический стаж у меня 14 лет. Стаж именно воспитателем детского сада – шесть лет.
– Есть мнение, что раньше дети были другие. Действительно ли это так?
– Конечно, раньше дети были другие, и взрослые раньше были другие. Мир меняется, внедряются новые технологии во все сферы нашей жизни, и это происходит практически каждый день. Особенно информационные технологии. Вы видите, что сейчас происходит в сфере образования? На примере того же самого дистанционного обучения мы увидели, что именно интернет-технологии начинают брать верх. Но это абсолютно не значит, что дети стали лучше или хуже, чем были несколько поколений назад. Меняется обстановка вокруг нас, и человек меняется вслед за миром, приспосабливается.
Дети сейчас во многом стали умнее, но, я поправлю себя, они стали больше знать из-за того, что информация стала более доступной. Например, мы в нашем возрасте не знали чего-то просто потому, что не могли представить существование этого «чего-то». А сейчас появляется новая планета в Солнечной системе, и весь мир узнает об этом через средства массовой информации, сети Интернет за какие-то часы. Поэтому сейчас дети спокойно могут увидеть больше о мире, помимо того, что их окружает.
В этом есть как свои плюсы, потому что человек развивается, так и свои минусы. Я считаю, что из-за такого доступа ко всему мы начали терять духовно-нравственные качества. Помимо этого, у детей теряется и социализация. Они один на один остаются с Интернетом, перестают общаться со сверстниками, выходить гулять.
Анализируя это все, я в своей работе делаю упор на духовно-нравственное воспитание, то есть на формирование у детей нравственных чувств, положительных эмоций, полезных привычек и навыков, моральных качеств, мотивов поведения.
Я посещаю районную сетевую творческую группу по духовно-нравственному развитию под руководством Надежды Ивановны Артемьевой вместе со своими единомышленниками. Я учусь у них, перенимаю их опыт и вместе с тем делюсь своим опытом.
Я не упускаю ни одной возможности развиваться в этом направлении, изучать что-то новое. Я посещала семинары по духовно-нравственному развитию «Воспитание в радость». Выбрала именно это направление, потому что духовно-нравственное развитие позволяет детям очень быстро социализироваться. Детский сад – это закрытое заведение, как и дом. Находясь дома, ребенок делает все с подсказками родителей, и, как правило, один не остается, его действия контролируются. Но когда ребенок попадает в другое место, в другой социум, он начинает теряться. Почему сейчас стали очень модными всевозможные центры развития, центры творчества и спортивные секции? Никто не говорит, что это плохо, но это все разные социумы, и ребенок в каждом из них должен будет найти свое место. То есть он должен будет расположить людей и детей к себе, со всеми познакомиться, а потом общаться в дальнейшем. Вот здесь дети и начинают делиться на два типа – социализированные и нет. Первые сразу находят со всеми общий язык, сразу вливаются в новый коллектив, не боятся задать вопрос. А есть дети, которые после детского сада идут в школу, то есть в новое место, и моментально закрываются в себе. Конечно, в школе жестче требования. И пусть даже такие дети умеют и читать, и писать, но они не смогут услышать своего учителя, потому что постоянно находятся в стрессе. Такие дети не могут воспринимать информацию и, конечно же, выдавать ее потом на уроках. Вот это называется преемственность между садиком и школой. То, чему я учу детей в саду. То есть ребенок, попадая в школу, должен быть подготовлен. Подготовлен именно обучаться в школе, впитывать новую информацию, он должен хотеть ее получать, обрабатывать, использовать, делиться со своими одноклассниками и с учителем и не бояться этого.
На протяжении четырех лет, каждое лето работала воспитателем в детском оздоровительном лагере «Тимуровец», который находится в Евпатории. Этот лагерь как раз и учит социализации. Там я работаю с младшеклассниками, вижу проблемы именно этого возраста, соответственно, многие техники могу применить в своей работе в детском саду.
– Часто родителям трудно справиться с одним ребенком, а вам удается с целой группой. В чем секрет?
– Свою профессию воспитателя я начинала с детского сада «Буратино» под руководством Ларисы Петровны Атамановой и старшего воспитателя Олеси Васильевны Бондаренко. И именно благодаря Олесе Васильевне я вошла в эту профессию. Она обучала нас, воспитателей, каждый день. Первые два-три месяца работы я просто не выходила из ее кабинета: все время что-то спрашивала, чем-то интересовалась, и она всегда отвечала на все вопросы, давала нужные советы, говорила, как сделать лучше. Я всегда буду помнить ее слова: «Таня, дети – это маленькие люди, ты их не бойся». Поэтому и по сей день я отношусь к детям, как к маленьким людям. У каждого – свое мнение, свой мир, свои интересы. Они все разные, и я их воспринимаю такими, какие они есть.
– Как же развивать творческое начало в детках? Какие образовательные программы вы используете в своей работе?
– Сейчас детский сад «Калинка» работает по программе «Детство». Сюда я добавляю участие в социальных акциях и социализацию детей. В прошлом году я стала победителем муниципального фестиваля презентаций «Инновационный педагогический продукт в контексте современных требований ФГОС». У нас каждый год проходит фестиваль инноваций.
Я единственный педагог, который вывел детей на экскурсии за пределы детского сада. Это экскурсии в пожарную часть, в библиотеку, экскурсия-прогулка по площади Ленина, хотелось бы еще организовать экскурсию в военно-исторический музей, и думаю реализовать эту задумку в следующем году со своей группой.
Хочу обратить большое внимание на то, что все акции и проекты мы проводим при огромнейшей поддержке родителей, за что я очень им благодарна. Только в совместной работе родителя и воспитателя получится отличный результат.
Еще до пандемии в летнее время я со своей группой проводила утреннюю музыкальную зарядку для всех групп. Это моя личная инициатива, которую, конечно же, поддержали и дети.
Также мы с детками активно участвуем в различных благотворительных акциях, волонтерских движениях. Один раз сотрудничали с Большелогским детским домом, а сейчас – с Ольгинским приютом. В проходившей в детском саду акции «Милосердие» мы с детками заняли первое место. Также ежегодно участвуем в акции «Белый цветок». В этом году участвовали в онлайн-акции, посвященной Параду Победы.
Творческое начало в детях легко развить на начальном этапе. Этот этап называется доступная среда. То есть для деток все должно быть доступно. В доступности должны быть и карандаши, и краски, и пластилин, и даже ножницы.
Разрешайте им рассматривать землю, камушки, палочки. Не запрещайте с этим экспериментировать, конечно, под вашим контролем, направляйте действия в правильное русло. И еще родителю важно адекватно оценивать результат творческой деятельности ребенка. Не обязательно картина должна быть, как у Пикассо на холсте, главное, чтобы был результат.
– Можете ли вы дать советы родителям, как лучше подготовить ребенка к детскому саду?
– Два совета. Первый – научить ребенка самообслуживанию, то есть держать ложку, кушать, заниматься самостоятельной гигиеной и, конечно, научить ребенка не бояться обращаться за помощью к взрослым.
Второй – никогда не пугать ребенка детским садом. Я слышала не раз от родителей такие фразы: «Оставлю тебя в саду на выходных» или «Будешь баловаться – не заберу из детского сада». То есть потом детский сад воспринимается ребенком как наказание. А если еще эти фр
азы были произнесены повышенным тоном, все, считайте, что сад стал для ребенка местом, которое он никогда не захочет посещать. Для ребенка нужно создать цель – зачем ему нужно идти в детский сад. То, что мама выходит на работу и ей тяжело – это проблемы мамы. Нужно придумать мотивацию ребенку. Например, найти верного друга или узнать что-то новое, а потом рассказать это маме и папе.
Работа с детьми – это всегда что-то новое. Никогда не знаешь, чего ожидать. А были ли смешные случаи за время работы в саду?
– На утренниках я часто была в образе Бабы-Яги или Кикиморы. И однажды забыла, что не переоделась, и забежала в свою группу. Представьте, дети сидят на занятии, и тут вбегает Баба-Яга. Я сначала не поняла, отчего они так удивлены, и вдруг – я-то в костюме! Пришлось выкручиваться из ситуации. Поговорила с детьми, спросила об их поведении. Но самое интересное, потом они мне, уже переодетой, рассказывали, что к ним приходила Баба-Яга и ее голос был очень похож на мой.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!