«Не хочется думать о смерти, поверь мне, в 16 лет…»
Новость в рубрике: Защита ОтечестваВ сентябре 1942 года была основана подпольная организация «Молодая гвардия»
В годы Великой Отечественной войны на оккупированных Германией советских территориях действовало немало подпольных организаций, которые вели борьбу с фашистами. Одна из таких организаций работала в Краснодоне. Но она была не совсем обычной: средний возраст участников организации едва превышал 18 лет, а самому младшему было только 14 лет. Отсюда и название подпольщиков – «Молодая гвардия».
Сразу после оккупации в городе возникли и молодежные подпольные антифашистские группы. Помимо местной молодежи, в них вступали и оказавшиеся в Краснодоне красноармейцы. Начало всему положил Сергей Тюленин – он в одиночку начал собирать оружие для бойцов, расклеивать антифашистские листовки, помогая Красной Армии противодействовать врагу. В конце сентября молодежные подпольные группы объединились в единую организацию, насчитывавшую около ста человек. Примечательно было то, что самому старшему в организации было чуть больше 20 лет, а самому младшему – 14. Отсюда и пришла в голову Сергею Тюленину идея назвать организацию «Молодой гвардией».
Командиром организации был назначен 22-летний Иван Туркенич. Кто же был комиссаром «Молодой гвардии», до сих пор достоверно неизвестно. Членами штаба были Георгий Арутюнянц – ответственный за информацию, Иван Земнухов – начальник штаба, Олег Кошевой – ответственный за безопасность, Василий Левашов – командир центральной группы, Сергей Тюленин – командир боевой группы. Позже в штаб были введены Ульяна Громова и Любовь Шевцова.
Молодогвардейцы проводили диверсии в электромеханических мастерских города. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему поселках. В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года, в День Конституции СССР, молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию. Пожар на бирже спас около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района.
Молодогвардейцы готовились также устроить вооруженное восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной Армии.
Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта. Используя осведомителей, немецкая контрразведка, гестапо, полиция и жандармерия вышли на след юных партизан. Накануне 1943 года молодогвардейцы напали на конвой грузовиков, перевозивший новогодние подарки для солдат вермахта. 1 января 1943 года Евгений Мошков и Виктор Третьякевич попытались продать на местном рынке часть похищенного и были арестованы. На следующий день был арестован Иван Земнухов, который пытался выручить Мошкова и Третьякевича, а 5 января полиция начала массовые аресты подпольщиков, которые продолжались вплоть до 11 января 1943 года.
Молодогвардейцев арестовали и направили в тюрьму, где их подвергли жестоким пыткам. С особой жестокостью отнеслись к Виктору Третьякевичу. Его тело изуродовали до неузнаваемости. Отсюда пошли слухи, что именно Третьякевич, не выдержав истязаний, выдал остальных ребят. Обвинения в предательстве с него снимут только через 16 лет, когда власти арестуют Василия Подтынного, который участвовал в пытках. На допросе он сознался, что Третьякевича действительно оклеветали. Несмотря на жесточай-шие пытки, Третьякевич держался стойко и никого не выдал.
Созданная после суда над Подтынным специальная государственная комиссия установила, что Виктор Третьякевич стал жертвой умышленного оговора, а реальным предателем был признан Геннадий Почепцов. 2 января 1943 года он по совету своего отчима Василия Громова, начальника шахты № 1-бис, пришел к оккупационным властям с доносом и назвал имена всех известных ему членов «Молодой гвардии». Вскоре после освобождения Краснодона Почепцов, Громов и следователь полиции Кулешов были арестованы за пособничество немцам и, дав признательные показания, 19 сентября 1943 года были расстреляны.
Но вернемся к аресту подпольщиков. За время жестоких пыток – для кого-то они длились днями, для кого-то неделями – на многих живого места нельзя было найти. 15, 16 и 31 января 1943 года в 58-метровый шурф краснодонской шахты № 5 был сброшен 71 человек, одни были предварительно расстреляны, а часть сброшена живыми. 49 из них были молодогвардейцами, остальные 22 – членами местной подпольной партийной организации. В их числе были Виктор Третьякевич, Евгений Мошков, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Лидия Андросова, Антонина Елисеенко, Нина Герасимова, Сергей Левашов и многие другие подпольщики-антифашисты. Вслед за людьми каратели скинули в шахту шахтерские тележки и бросили несколько гранат.
9 февраля 1943 года в лесу под Ровеньками, где размещалась окружная жандармерия, были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Еще четыре человека были расстреляны в других районах.
И только спустя пять дней, после освобождения Краснодона советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции, обезображенные тела казненных были подняты на поверхность. Сначала достали те тела, которые зацепились за самые верхние балки и пострадали меньше всего, потому что взрывы гранат их не задели. Первыми были подняты тела Антонины Елисеенко, Василия Гукова, Михаила Григорьева, Юрия Виценовского, Владимира Загоруйко, Владимира Лукьянченко, Анны Соповой и Сергея Тюленина.
Однако дальше углубляться в шурф было опасно, поскольку запах от тел, пролежавших почти месяц, губительно воздействовал на легкие. Но погибших нужно было достать любой ценой.
По свидетельствам очевидцев, Василий Громов, руководивший извлечением тел молодогвардейцев, всячески затягивал дело, вел его с неохотой. В итоге руководство извлечением тел взял на себя отец Лидии Андросовой. Его профессиональный шахтерский опыт помог достать все тела.
Процесс опознания поднимаемых тел был сильно осложнен не только по причине начавшегося разложения, но и из-за последствий жестоких пыток, которым герои были подвергнуты перед смертью. Близкие были вынуждены опознавать своих родных по остаткам волос, одежды и обуви.
Тринадцати членам «Молодой гвардии» удалось избежать расстрела, потому что по ряду причин либо покинули Краснодон еще до начала арестов, либо сумели выбраться оттуда уже после. Василий Борисов переселился в город Новоград-Волынский Житомирской области, где вновь включился в подпольную борьбу с оккупантами. Однако подполье потерпело провал, и Борисов был расстрелян немцами 6 ноября 1943 года. Степан Сафонов и Иван Туркенич продолжили борьбу с немецко-фашистскими войсками. Сафонов погиб 20 января 1943 года в боях за освобождение города Каменска, а Туркенич был смертельно ранен 14 августа 1944 года в бою за польский город Глогув-Малопольски.
Еще двое, Анатолий Ковалев и Фаина Лодкина, числятся пропавшими без вести.
Лишь десять членов «Молодой гвардии» пережили Великую Отечественную войну. Большинство из них служили в рядах Вооруженных Сил СССР, авиации или в Военно-Морском Флоте. Одна из молодогвардейцев, Надежда Щербакова, после войны проживала в Ростове-на-Дону, вышла замуж, сменила фамилию на Береговую, имеет троих детей, работала сотрудником ОБХСС, окончила службу в звании майора. По состоянию на 2013 год, последней из живых молодогвардейцев является Ольга Сапрыкина. После разгрома «Молодой гвардии» ушла служить в Железнодорожные войска Красной Армии, работала писарем в штабе. После демобилизации в ноябре 1945 года приехала в Москву, где к этому времени жили ее мать, сестра и брат. Работала бухгалтером, экономистом, инспектором, ревизором в МАИ, юридической школе Минсобеса, Госкомитете электрической промышленности РСФСР и других учреждениях. Ушла на пенсию в 1979 году.
1 марта 1943 года герои-антифашисты с воинскими почестями были захоронены в братской могиле в парке имени Комсомола, в самом центре города Краснодона. На похороны пришли сотни людей. Среди них были и выжившие молодогвардейцы – Георгий Арутюнянц, Нина и Ольга Иванцовы, Валерия Борц и Радий Юркин. На могиле героев был поставлен временный деревянный обелиск. В 1965 году вместо обелиска было установлено надгробие из блоков, изготовленных из розового гранита. Рядом с обелиском установлена стела «Скорбящая мать». По периметру надгробия указаны фамилии и годы жизни захороненных здесь молодогвардейцев. Аннотация на обелиске гласит: «В этой братской могиле похоронены жертвы фашизма – коммунисты-подпольщики и члены подпольной комсомольской организации «Молодая Гвардия», сброшенные живыми в шахту или расстрелянные немецкими оккупантами».
Подвиг молодогвардейцев получил свое отражение на страницах литературных произведений, в кинолентах, театральных постановках и музыке. В первую очередь, это, конечно, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, написанный по горячим следам и вышедший в 1946 году. Историю о молодых подпольщиках трижды изображали на экране в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), фильм Сергея Лялина «Последняя исповедь» (2006) и вышедший в 2015 году сериал Леонида Пляскина «Молодая гвардия». Последний может быть особенно интересен для наших читателей, ведь кинолента снималась на донской земле: события, происходящие в Краснодоне, снимали в станице Краснодонецкой, недалеко от мест реальных событий, большую часть массовых и батальных сцен отсняли в Новочеркасске – в пойме реки Тузлов, в роще близ города и в старых исторических районах.
Мария ПЕЧОРИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!