«Что тебя беспокоит, доченька?»
Новость в рубрике: Молодежь, СправкаОпределяем неприятные «звоночки»,
говорящие о наличии стресса у подростков
Не секрет, что состояние стресса может возникнуть практически в любом возрасте. Однако наиболее остро к стрессу восприимчивы подростки, видящие многое через призму юношеского максимализма. Так как у подростков все чувства обострены, они могут сорваться от малейшего дискомфорта. Им трудно управлять своими эмоциями и поведением. А различные недопонимания и конфликтные ситуации могут привести к трагичным последствиям.
К причинам, вызывающим стресс у подростков, можно отнести как личностные, так и межличностные. Личностные причины формируются на основе психофизиологических изменений, перестройки организма в подростковом возрасте и выражаются в форме обид, слез, грусти, повышенной мнительности, моральных страданий, физических недомоганий, плохих навыков тайм-менеджмента, негативных мыслей или чувств.
К межличностным причинам относятся первые влюбленности и расставания, смерть близких, разводы родителей, переезды со сменой школы и друзей, поддерживание созданного себе социального имиджа под давлением сверстников, финансовые проблемы, переживания по поводу будущего, завышенные требования учителей и родителей, конфликты с ними, травля, проявление насилия в любой форме. Все эти причины провоцируют стресс, приводят к ухудшению физического и психического здоровье, к различным фобиям, комплексу неполноценности, психическим расстройствам, а иногда даже к суициду.
Есть несколько симптомов, неприятных «звоночков», по которым родители могут определить нахождение ребенка в стрессе. Так, ребенок, находящийся в состоянии стресса, будет отдаляться от близких и друзей, проявлять замкнутость, ощущать чувство безнадежности или отсутствие мотивации из-за снижения самооценки, появится неуверенность в себе.
Подросток также может быть рассеянным, забывчивым, витать в облаках, иррационально мыслить или плохо концентрировать внимание на чем-либо. Плохой сон и аппетит ребенка могут привести к хроническому утомлению, что не может не сказаться на его активности. Возможны и другие проявления стресса: резкие перепады настроения, раздражительность, недовольство своей внешностью, гиперактивность, агрессивность, пререкания, частые проявления паники, тревоги, признаки нервозности.
В попытках справиться со стрессом подросток может увлечься вредными привычками: куре-нием, алкоголем, пристрастием к шопингу.
Именно родители в этот период могут усугубить симптоматику стрессового состояния своего ребенка-подростка или помочь ему справиться с негативным реагированием на происходящее, демонстрируя хорошие навыки управления стрессом, в первую очередь длительным, так как он слишком опасен. А также могут, опять же на собственном примере, научить подростка находить позитив в жизни, для последующего формирования гармоничной и открытой личности.
Но от чего нужно воздерживаться родителям, чтобы снизить подростковый стресс и сократить до минимума тяжесть последствий? В первую очередь, от тотального контроля подростков, требования от них полного подчинения, с наказанием за ослушание, от ответов грубостью на грубость, вплоть до скандалов. Также не стоит терять самообладание и переходить на крик, тем более, орать на ребенка.
Не стоит задавать подростку вопросы «в лоб», да еще требовательным тоном. Необходимо воздержаться и от использования категоричных слов «всегда» и «никогда».
Ни в коем случае не относитесь к настроению ребенка пессимистично, равнодушно и не смейте обесценивать его мысли и чувства, как будто это полная чушь. Но и не надо посвящать всю жизнь только обслуживанию ребенка, хороня собственные интересы, увлечения и радости, с последующими упреками детей в этом.
«Но что же нужно делать, чтобы предотвратить появление стресса?» – спросят недоуменные родители. А вот что.
Демонстрировать сыну или дочери свою безграничную любовь, ласку, поддержку, сочувствие и понимание. Подростки часто уклоняются от объятий, при этом желая их, но стесняясь.
Дать понять ребенку, что вы искренне интересуетесь тем, чем он живет, беседовать с ним о его друзьях и увлечениях, ведь подросткам очень нужно опереться на того, кто разделяет их интересы. Заслуживать уважение ребенка своей осведомленностью о его увлечениях.
Чаще просить детей, реже от них требовать. Замечать и вслух отмечать положительные качества и поступки ребенка. Радоваться вместе своими и его успехами.
Доверять ребенку на деле, а не только на словах. Позволять ему разделять ваши взрослые заботы, принимать самостоятельные решения даже в трудных ситуациях – это развивает личность.
Согласовать с ребенком ограничение перегрузок вне школы – одной спортивной секцией или творческой студией для сохранения сил к основной школьной деятельности и домашним обязанностям.
Подавать достойный пример детям. Чаще читайте книги сами, если хотите иметь читающих детей. Путешествуйте, разнообразьте свои интересы, если хотите разносторонне развитых, увлеченных и радостных детей. Обеспечивайте себе и ребенку полноценный сон, здоровое питание, дыхательные и другие упражнения, физическую активность.
Общаться с детьми без нотаций, обвинений, оскорблений их достоинства, упреков, завышен-ных требований, деструктивной критики, додумываний. Лучше проясняйте, что ребенок имел в виду. Используйте в речи «Я – высказывания» вместо «Ты – высказываний». Например, «Я расстраиваюсь, когда учебе уделяется последнее место». Вместо: «Ты опять в телефоне, а уроки не сделал!». Если критиковать, то безлично. А если подчеркивать достоинства, то персонально.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что стресс в нашей жизни не редкость, поэтому желательно как можно раньше научить своих детей смягчать его с помощью крепких и теплых семейных отношений, привычек здорового образа жизни и позитивного образа мышления.
И.В. Нефедова, педагог-психолог
Центра социальной помощи семье и детям Аксайского района
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!