Важен каждый ребенок
Новость в рубрике: Администрация района, Образование, СемьяА.К. Кучеренко: образование должно быть качественным и доступным для всех. Реализация национального проекта «Образование», прежде всего, нацелена на создание комфортных условий для качественного обучения и развития детей.
О том, как учатся дети в Аксайском районе, мы поговорили с начальником Управления образования Администрации района А.К. Кучеренко.
– Андрей Константинович, качественное образование сегодня доступно для всех детей Аксайского района?
– В системе общего образования Аксайского района 37 муниципальных детских садов с численностью воспитанников 4 987 и 21 школа, в которых обучаются 13 547 человек, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них созданы специальные условия. Ребята занимаются по индивидуальной программе на дому, в школе к ним также осуществляется индивидуальный подход в обучении. Это могут быть отдельные контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания при проверки работ, домашнего задания. В школах работают психологи, социальные педагоги. Школы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют договор с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района, где есть все необходимые специалисты.
В ряде учебных заведений созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Большелогской средней школе оборудованы пандусы, санузлы, закуплено специальное компьютерное оборудование, обустроена сенсорная комната для развития, аппаратно-програмные комплексы для обучения слабослышащих, слабовидящих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, также детская интерактивная студия развития творческого мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом году в средней общеобразовательной школе № 4 г. Аксая был открыт ресурсный класс для детей, имеющих расстройства аутического спектра. Детки перешли в него из детского сада № 4. Все они ходили в одну группу, привыкли друг к другу, поэтому родители обратились к нам с просьбой открыть для них специальный класс на базе одного учебного заведения. Мы пошли им навстречу. С детьми также работают психолог и дефектолог. Конечно же, дети обучаются по специальной программе. И, по словам директора школы Ларисы Александровны Брюхановой, прогресс в развитии детей налицо.
– Андрей Константинович, какие главные задачи стоят перед педагогами района?
– Это, конечно, повышение качества образования, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения и ликвидация второй смены.
Двенадцать муниципальных общеобразовательных организаций Аксайского района функционируют в две смены. Во вторую смену обучаются 4 068 человек, что составляет 30 процентов от общего числа обучающихся дневных школ.
Для обеспечения односменного режима обучения Аксайский район включен в программу «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 – 2025 годы», согласно которой в 2019 году была открыта школа на 600 мест в п. Янтарный. Также в 2019 году завершено проектирование школы на 1 000 мест в п. Темерницкий. А это значит, что у детей появится больше возможности уделять развитию талантов, заниматься в кружках, секциях, посещать занятия в «Точках роста», где созданы все условия для развития творческих способностей, работы с компьютерной техникой, изучения мультимедийных технологий.
Сегодня в школах не хватает свободных площадей и для организации группы продленного дня, хотя потребность в этой услуге высокая.
– Не во всех населенных пунктах района есть школы, в Аксае далеко не все ученики имеют возможность ходить в школу пешком. Как осуществляется доставка детей в образовательные учреждения? Есть ли проблемы с подвозом?
– Проблема перевозки детей в Аксайском районе является очень актуальной. Число перевозимых школьников постоянно увеличивается. Только за период с 2015 по 2020 год оно выросло на 1 012 человек.
В настоящее время организована ежедневная перевозка 2 942 обучающихся из 43 населенных пунктов района к 19 общеобразовательным учреждениям 35 школьными автобусами по 45 школьным маршрутам.
В декабре 2020 года получено три новых школьных автобуса марки ПАЗ на 23 посадочных места на замену автобусам 2011 года выпуска для Грушевской, Октябрь-ской школ и школы п. Янтарный. Автобусы приобретены за счет средств федерального бюджета.
Все автобусы оборудованы в соответствии с действующим законодательством, в том числе оснащены приборами спутниковой навигационной системы мониторинга ГЛОНАСС с контрольным устройством режима труда и отдыха водителей и желтыми маячками.
– Андрей Константинович, сегодня мы все чаще слышим, что границы между сельскими и городскими школами стираются. Так ли это?
– Это действительно так. Сегодня все школы оснащены по последнему слову техники. Есть интерактивное оборудование, во всех школах компьютерные классы. Все школы подключены к высокоскоростной сети Интернет. На средства, выделенные из областного бюджета, закупается и уже закуплено необходимое оборудование.
Многие сельские школы имеют дипломы лауреатов конкурса «Сто лучших школ России» – Ольгинская, Рассветовская, Большелогская. Крупные сельские школы имеют высокий уровень качества образования. Ученики этих учебных заведений имеют высокие результаты по государственной итоговой аттестации. Опытные педагоги там работают рядом с молодыми профессионалами.
– Детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, в наше время тоже немало…
– На 31 декабря прошлого года в Управлении образования Администрации Аксайского района на учете состояло 206 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 181 из них воспитывается в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей.
В прошлом году в Аксайском районе выявлено более 30 несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, из них 29 устроены в семьи граждан, два ребенка помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На начало 2021 года в районном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, состоят 85 человек.
– Андрей Константинович, вы сказали о том, что сегодня нам не хватает мест в школах. А как дела обстоят с детскими садами? Как решается проблема очередности?
– В территории муниципалитета проживают 10 298 детей дошкольного возраста, в том числе 6 960 – от трех до семи лет.
В Аксайском районе 37 муниципальных и государственных дошкольных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Детские сады посещают 4 987 детей, в том числе в возрасте от трех до семи лет – 4 574.
На территории муниципалитета два негосударственных дошкольных образовательных учреждения, которые посещают 60 детей в возрасте от трех до семи лет.
По данным мониторинга автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад», по состоянию на 31.12.2020, численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях, составила 3 276 детей в возрасте от ноля до семи лет, 557 из них – это мальчики и девочки, которым сейчас от трех до семи лет.
В рамках национального проекта «Демография» в мае 2020 года был заключен муниципальный контракт на строительство детского сада на 60 мест в п. Янтарный.
– Увеличение количества учеников предполагает и увеличение педагогического состава школ и детских садов. Насколько наши школы укомплектованы кадрами?
– В составе педагогических коллективов образовательных организаций района, по состоянию на 01.01.2021, в системе образования Аксайского работают 1 315 педагогов: 427 педагогических работников в дошкольных организациях, 821 – в общеобразовательных организациях, 67 – в учреждениях дополнительного образования.
Стоит отметить, что 17 педагогов имеют почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», семеро награждены медалью «За доблестный труд на благо Донского края», три педагога имеют звание «Лучший работник образования Дона», 276 награждены Знаком «Отличник народного просвещения, «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 220 педагогов – Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Всего же в районе работает 33 процента педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, 25 процентов – первую квалификационную категорию.
В январе 2020 года стартовала федеральная программа «Земский учитель», которая предназначена для обеспечения сельских районов и малых городов страны педагогическими кадрами. Четыре школы нашего района – это Мишкинская, Октябрьская, Ольгинская и Янтарная средняя школа – приняли в ней участие, и уже в этом учебном году семь педагогов приступили к работе по этой программе.
Одним из направлений регионального проекта «Цифровая образовательная среда» является подготовка профессиональных кадров и повышение квалификации в области цифровых компетенций. Только за прошлый учебный год число педагогических работников, повысивших уровень профессионального мастерства по работе в условиях безопасной, здоровье-сберегающей, цифровой образовательной среды, составило 400 человек, и более 70 процентов педагогов района состоит в цифровых педагогических сообществах.
В прошлом учебном году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией всем образовательным организациям пришлось перейти на дистанционное обучение. Наши педагоги активно использовали различные сервисы для проведения конференций: Skype, Zoom, Discord, инструменты для совместной онлайн-работы: Google Classroom и Google Docs, образовательные онлайн-платформы с готовым контентом, который можно предлагать детям для обучения: Учи-ру, Российская электронная школа, Я-класс, Инфо-урок. В новом учебном году начнет работу районная творческая группа по изучению и апробации методик онлайн-преподавания и формирования навыков удаленной передачи знаний, чтобы дистанционные занятия не превращались только в систему самообразования детей в будущем.
Важным результатом работы педагогического сообщества района в свете реализации национального проекта «Образование» стали профессиональные победы на всероссийских конкурсах в этом году.
Гимназия № 3 г. Аксая и Верхнеподпольненская средняя школа стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные учреждения Российской Федерации». Рассветовская школа – лауреат-победитель Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны –2020». Центр профессиональной ориентации – победитель Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров».
Сегодня ощущается нехватка педагогов в школах района. Мы ждем в наш коллектив учителей младших классов, преподавателей иностранного языка, истории и обществознания, физики. Практически в каждой школе есть вакансии.
– О качестве образования свидетельствует итоговая государственная аттестация учеников…
Государственная итоговая аттестация выпускников Аксайского района, освоивших программы среднего общего образования, регламентировалась нормативно-правовыми документа-ми федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Это обеспечило проведение аттестации организованно, в установленные сроки, в четком соответствии с нормативной базой.
В 2020 году количество выпускников средней школы составило 365 человек. Решениями педагогических советов школ все они были допущены к итоговой аттестации как имеющие положительные отметки. Аттестаты о среднем общем образовании получили все 365 выпускников. В связи с изменениями в ГИА, которые связаны с пандемией Covid-19, ЕГЭ в 2020 году сдавали 311 человек. Они успешно выдержали выпускные экзамены и были допущены к государственной итоговой аттестации.
Средний балл по русскому языку составил 70,6 балла. Математику на базовом уровне в 2020 году не сдавали (изменения в связи с Covid-19). Математику на профильном уровне сдавали 190 обучающихся. Средний балл составил 49,6 балла.
Аттестат особого образца получили 43 выпускника образовательных организаций района, 43 человека удостоены федеральной медали и семеро – золотой медали Губернатора Ростовской области.
Общее количество учащихся в Аксайском районе, набравших по результатам ЕГЭ 90 – 100 баллов, составляет 16 человек.
– Сытый ребенок – внимательный ученик. Организация питания играет немаловажную роль в обеспечении комфортных условий обучения. Как организовано горячее питание в школах района?
– Безусловно, рациональное питание играет особую роль в укреплении здоровья детей. В течение ряда лет этот вопрос находится под пристальным вниманием не только муниципальной власти, но и общественности. Горячее питание организовано во всех общеобразовательных учреждениях. 16 школ имеют собственные оборудованные пищеблоки. В пяти школах (лицее № 1 г. Аксая, Верхнеподпольненской, Островской СОШ, Александровской ООШ, Истоминской ООШ) горячее питание организовано через буфеты-раздаточные.
Нужно отметить устойчивую положительную тенденцию в охвате школьников горячим питанием. По итогам 2019 – 2020 учебного года охват школьников горячим питанием составил 96 процентов. Около 60 процентов школьников получают двухразовое горячее питание. Для обеспечения горячим питанием детей из малообеспеченных семей из местного бюджета направлено 6 млн 998 тысяч рублей. В рамках реализации мероприятий «Донское школьное молоко» дополнительным молочным питанием обеспечено 100 процентов обучающихся начальных классов. Всего на эти цели из местного бюджета выделено около 5,5 миллиона рублей.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и распоряжения Правительства Ростовской области от 20.08.2020 № 655 «О выделении средств» муниципальным образованиям выделены средства на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования.
В целях реализации мероприятий по организации бесплатного горячего питания учеников начальной школы с 1 сентября 2020 года Аксайскому району предусмотрены денежные средства в сумме более 25,1 млн рублей, из них средства федерального бюджета составляют 3,4 млн рублей, а областного – 18,8 млн рублей, 2,9 млн рублей выделяет муниципалитет.
Из средств Резервного фонда Правительства Ростовской области в целях исполнения наказов депутатам Законодательного Собрания было выделено средств 1 442,5 тыс. рублей для обновления технологического оборудования пищеблоков Ленинской СОШ, школы № 4 г. Аксая, Аксайской СОШ № 2, а также выделено 349 тыс. рублей на технологическое оборудование пищеблоков для детского сада № 34 «Ромашка» и детского сада № 35 «Ручеек».
– Большую роль в оздоровлении играют летние лагеря. Это игры на свежем отдыхе, общение, сбалансированное питание. Как был организован летний отдых в 2020 году в условиях пандемии?
– В летний период в 2020 году было открыто 18 пришкольных лагерей с дневным пребыванием с охватом 998 человек. Всего на содержание пришкольных лагерей с дневным пребыванием выделено 4 млн 183 тыс. рублей из областного и местного бюджетов. При организации летнего отдыха, в первую очередь, уделялось внимание детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все они охвачены различными видами отдыха. Так, на сегодняшний день в образовательных учреждениях района обучаются 2 700 человек из малообеспеченных семей, из них более 900 посетили пришкольные лагеря. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерством образования было предоставлено 19 путевок в летне-оздоровительные учреждения Неклиновского района.
Организованным семейным отдыхом и проведением многодневных экскурсий за счет родителей было охвачено более семи тысяч детей. За счет разнообразных форм и видов отдыха летним отдыхом и оздоровлением охвачено около десяти тысяч обучающихся, что составило 96 процентов от всех школьников.
Я и мои коллеги намерены сохранить охват детей всеми организованными формами отдыха, оздоровления и занятости на уровне 2020 года, а также провести комплексный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
– Андрей Константинович, какие задачи стоят перед Управлением образования Администрации Аксайского района в 2021 году?
– Я и мои коллеги собираемся продолжить работу по реализации Федерального национального проекта «Образование». Мы будем и дальше заниматься созданием условий для реализации образовательных программ Федерального государственного стандарта дошкольного, начального общего и основного образования, а также для обучающихся с ОВЗ.
Уже началась организационная работа по проведению ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) в полном соответствии с установленными требованиями и соблюдением процедур, обеспечивающих прозрачность и достоверность результатов. Сейчас формируется информационная база Единого государственного эк-замена.
Также мы будем расширять семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.
Управление образования продолжит работу по проведению независимой оценки качества образования в образовательных организациях района.
В 2021 году одним из приоритетных направлений деятельности станет создание психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях района, продолжится работа по открытию групп компенсирующей направленности.
Любовь СЕРГЕЕВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!