Музей зовет в будущее
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Культура, Развитие экономикиКаждый обнаружит здесь что-то неизвестное, необычное, увлекательное. Ежегодно 18 мая отмечается один из самых важных и любимых праздников – Международный день музеев. Именно музеи выступают хранителями памяти, местами, где оживает прошлое. Музей – это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества.
Бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг, памятников естественной истории – это многовековое наследие, ценность которого только будет расти из года в год, и богатство для всего человечества.
Первым российским музеем в 1714 году стала Петербургская кунсткамера – хранилище редкостей, организованное по типу музейного учреждения, распространенного в это время в странах Западной Европы.
По указу Петра I в Санкт-Петербург, ставший новой столицей государства, перевели из Москвы личные коллекции и библиотеку царя. Их разместили в Летнем дворце. Это событие и эту дату – 1714 год – принято связывать с началом музейного дела в России. В 1718 году вышел указ, повелевавший собирать диковинки и редкости естественнонаучные и исторические и отправлять их в Петербург. Указы об охране культурных, исторических и прочих ценностей выходили довольно часто (всего с 1718 г. их было семь), став основой российского законодательства об охране памятников.
Деятельность Кунсткамеры имела четко выраженную просветительную направленность. При Кунсткамере обитали и живые экспонаты – уродцы.
Петр I не только сделал музей бесплатным, но и выделял деньги на угощение тех, кто все же отваживался в него прийти, преодолевая страх перед экспонируемыми уродами. Так реформатор приучал аудиторию к восприятию невиданных ранее вещей и новых культурных форм. Традиция угощения посетителей Кунсткамеры сохранялась и при Екатерине I, и при Анне Иоанновне.
Планомерные розыски исторических предметов с целью пополнения собрания нового музея указами Петра I были признаны государственным делом. Работа ученых по изучению и систематизации музейных коллекций в свою очередь стимулировала развитие отечественной науки, в частности, археологии и этнографии. Несколько десятилетий подряд Кунсткамера оставалась единственным музеем в стране.
Во второй четверти XVIII века появляются музеи кунсткамерного типа. Развивается частное коллекционирование. Но, к сожалению, они имели одну особенность – не сохранялись после смерти их владельцев и, естественно, не переросли в публичные музеи. Исключение – граф Шереметьев. Он заложил основы семейного (фамильного) коллекционирования. У него в имении Кусково был прекрасный парковый ансамбль, картинные галереи.
В конце XVIII века возникают музейные учреждения, так как коллекционеры, помимо собирательства, начинают увлекаться научными изысканиями. На базе научных обществ появляются первые научные музеи.
Во второй половине XVIII века при Екатерине II появилось самое крупное собрание образцов западноевропейской живописи – Эрмитаж. С 1881 г. открылась для публики галерея П.М. Третьякова – известнейшего собирателя отечественной живописи. После смерти своего брата С.М. Третьякова в 1892 г. П.М. Третьяков обратился к городским властям Москвы с просьбой принять галерею в дар. Фонд галереи тогда составлял 1 276 картин русских художников. В 1893 г. «Галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» открылась для бесплатного посещения. Москва первой обзавелась публичным музеем национальной живописи.
Первый провинциальный музей в России открылся в 1782 г. в Иркутске. Он был создан при библиотеке, для которой построили двухэтажное каменное здание. Собрание музея включало естественноисторические и этнографические коллекции, физические приборы, сельскохозяйственные орудия. Но, к сожалению, музей просуществовал недолго, трансформировавшись в кабинет наглядных пособий при Иркутской губернской гимназии.
Но, тем не менее, музейное дело продолжало развиваться на окраинах российского государства: с 1861 по 1905 год было создано 45 музеев комплексного профиля. В провинции появились первые художественные музеи. Были даже проекты организации подобных музеев в каждом университетском и некоторых губернских городах.
Февральская революция ознаменовала начало нового этапа в музейном деле. 4 марта 1917 г. по инициативе А.М. Горького собирается группа представителей творческой интеллигенции (человек 50) и решает привлечь внимание Советов и правительства к проблеме охраны дворцов и художественных ценностей. Речь шла о создании особого министерства, которое бы ведало музеями и бывшими дворцовыми собраниями. 8 марта «Известия» публикуют составленное Горьким воззвание о сохранении культурного наследия.
Октябрьская революция определила новые условия и направления развития музейного дела в стране. На первом этапе (1917 – 1918 гг.) в основном решались задачи спасения и сохранения культурных ценностей. 27 октября (9 ноября) 1917 г. возобновила свою работу художественно-историческая комиссия во главе с А.Н. Бенуа – крупным русским художником, критиком и историком искусства.
В протоколе заседания Совета секции музеев и охраны памятников искусства и старины от 21 октября 1921 года написано «Музей в Старочеркасске в зачаточном состоянии, между тем он может быть ценным музеем не только одной Донобласти, т.к. по себе Старочеркасск является разжалованным городом-музеем». Директором музея была назначена Анна Митрофановна Гринева.
Во время Великой Отечественной войны музеи решали задачи о спасении и сохранении музейных ценностей. Были эвакуированы фонды 66 музеев, в том числе из прифронтовой зоны. Но из-за отсутствия планов эвакуации значительная часть ценностей осталась на оккупированной территории. Впоследствии около 400 музеев были разрушены, часть учреждений законсервирована, многие ценности вывезены в Германию. Количество вывезенных ценностей, по подсчетам современных российских экспертов, составляет около 600 тысяч предметов.
По мере освобождения оккупированных территорий, а особенно активно после завершения Великой Отечественной войны начинается работа по восстановлению и реставрации архитектурных памятников и музеев.
В 1944 году, через год после освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, Ростовский исполнительный комитет областного совета депутатов трудящихся выносит решение за № 2310 от 23 августа 1944 года «О Старочеркасском историческом музее». В нем сказано: «Придавая большое значение делу восстановления Старочеркасского музея, отражающего старину донского казачества, исполком облсовета решил: разрешить Облоно за счет ассигнований на внелимитные затраты по его смете по областному бюджету израсходовать на восстановление здания Старочеркасского музея 10 тысяч рублей».
С 1953 г. руководство музейной работой сосредотачивается во вновь созданном Министерстве культуры, а на местах – в органах культуры исполкомов Советов. С 1958 г. появляются историко-архитектурные музеи-заповедники. Все эти годы Старочеркасский музей существовал под различными названиями, был прикреплен к различным организациям. И только в 1970 году по инициативе М.А. Шолохова был создан Старочеркасский историко- архитектурный музей-заповедник.
К 90-м годам сложилась классификация музеев по организационным, правовым и содержательным признакам. Музеи различаются по принадлежности (федеральные, государственные, ведомственные, общественные, муниципальные), по профильным группам (исторические, художественные, науки и техники, естественно-научные), по масштабу деятельности (центральные, региональные и местные музеи), по статусу (особо ценные объекты, головные музеи, филиалы), по типам (научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные).
Музейная сеть СССР на начало 90-х годов включала в себя 2 208 государственных музеев, из которых более половины – 1 359 – музеи исторические или с преобладанием исторических отделов. Крупные профильные группы представляли собой мемориальные музеи (около 450), художественные музеи (около 300), музеи-заповедники (около 50).
С распадом СССР начинается новый период в развитии отечественного музееведения, связанный с отказом от взгляда на музей как пропагандистское заведение, а также появлением новых форм в организации музейного дела.
В 90-х годах возрождаются частные музеи. Новое законодательство отразило статус частных музеев, определив Музейный фонд РФ как состоящий из государственной и негосударственной частей. Негосударственная часть представлена объектами, находящимися в собственности частных лиц, общественных и религиозных организаций (сюда относятся профессиональные и творческие союзы), благотворительных и иных фондов, негосударственных объединений и тому подобное.
В это же время функции управления музеями переходят к Министерству культуры Российской Федерации (с 1992 г.), а на местах – в комитеты и отделы культуры при администрациях субъектов Федерации.
В 1996 году был принят Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Закон ввел Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации – обязательный регистрационный компонент процедуры включения предмета в состав музейного фонда РФ, являющийся также информационной базой данных, которая делает открытой и доступной для всех граждан страны информацию обо всех предметах в составе музейного фонда РФ и обеспечивает реальное право каждого гражданина на доступ к культурному наследию, аккумулируемому в музеях.
Сегодня в музейную практику внедряются новые формы и методы научно-просветительной деятельности, новые технологии, обеспечивая многофункциональность музейной работы и ее социальную направленность.
Музеи, накопив за целые столетия огромное количество культурных и художественных богатств, не только удовлетворяют интерес любителей истории, искусства и науки, но и в наше время становятся чем-то большим, то есть превращаются в так называемые «комплексы», где ведется популяризация и изучение технических и гуманитарных наук. А значит, музеи – это память, музеи – это история. Каждый человек обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя. Вопрос о том, зачем нужны музеи, приводит только к одному выводу – чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили, чтобы берегли. Несмотря на то, что технологии развиваются и сегодня любой, не выходя из дома, может побывать почти в любом музее мира интерактивно, настоящие музеи играют по-прежнему важную роль в духовной жизни человечества.
Только соприкосновение с «живым» экспонатом способно породить в нас самые высокие чувства, заставить ценить историю, культуру наших предков и понять свою роль в этом процессе, передав опыт веков нашим потомкам.
И.С. Емельянова, заведующая отделом научных экспозиций
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Музей зовет в будущее"
Интересная статья. Обязательно надо посетить музей. И гостям своим посоветовать.