История шляпы и шляпной булавки
Новость в рубрике: КультураШляпы (англ. Hat) – головной убор для женщин и мужчин, сохраняющий устойчивую форму.
История появления шляпы уходит в далекое прошлое. Например, в Древнем Египте фараон носил большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Фараонов даже хоронили в этих головных уборах. В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой, и только когда путешествовали, одевали низкую круглую фетровую шляпу с полями. В средние века шляпы стали предметом роскоши и особой гордости. В то время шляпы украшали лентами, мехом, перьями и драгоценными камнями.
История появления шляпы в России насчитывает 300 лет. По указу царя Петра I от 4 января 1700 года предписывалась близким ко двору подданным сменить традиционные русские наряды на платья европейского покроя. Так в моду вошли шляпы, шляпки, а так же шляпные булавки. Между тем история шляпы полна необычайных событий, повествующих о причудах моды и об особой роли этой части женского туалета. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе: модистки, и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари.
Среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое положение. Слово «шляпа» встречается в огромном количестве крылатых выражений. Например, фраза «дело в шляпе» относится к XVIII веку и родилась в недрах юриспруденции. Во время судебного процесса в России восковые шарики помещались шляпу, и иск выигрывал тот, кто вытаскивал нужный шарик. Со временем это стало синонимом успешного завершения дела, иногда с ироническим оттенком.
Шляпа это не просто элемент костюма, но и своеобразное культурное и художественное явление. На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или, наоборот, к беднейшим классам.
В XIX веке шляпа в России стала неотъемлемой частью образа любой женщины. Шляпка указывала на то, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и умеют выбрать шляпку, соответствующую случаю пойти в театр, на бал или на прогулку.
Известно, например, что близкие ко двору Николая I светские дамы, выразили царю неудовольствие тем, что жены священнослужителей не только носят шляпки, вместо приличествующих их положению платочков, но и стоят в них обедню. Дамы надеялись на запрещающий указ, но, к счастью, весьма чувствительный к манере своих подданных одеваться Николай I, не принял жалобу к сведению и все осталось по-прежнему.
Правила, которые позволяют женщине не снимать шляпу в помещении, были сформированы именно в то время. Шляпа – очень важная и значимая деталь туалета. Токи и береты прошлого века, предназначенные для бала или ужина, изготавливались под присмотром парикмахеров и буквально вплетались в прическу. Шляпницы доводили до разорения респектабельные семейства, и их имена сохранились в русской повседневной культуре наряду с историческими личностями и другими знаменитостями.
Редкий роман первой половины прошлого века обходился без упоминания шляпницы Сихлер, известной в Петербурге и далеко за его пределами. Каждый год появлялось несколько тысяч новых фасонов шляп, и список их названий займет увесистый том. Причиной создания новой шляпы были политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы.
Шляпа-ветровка была слишком откровенной. Надо сказать, что загар считался вульгарным, поэтому поля шляпы должны были надежно защищать даму от солнца. Существовало даже выражение «под шляпу заглядывать», что означало проявлять нескромность по отношению к женщине.
Шляпа «Ромео» свидетельствовала о любви к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы,посещавшие театр, имели право украшать свои шляпы перьями любого размера, этим показывая свое финансовое положение.
Женщины давно примеряют мужские шляпы. В XVIII веке это были красивые треуголки с тесьмой, а в XIX веке – первые цилиндры с вуалью для верховой езды (теперь это мужской котелок) и канотье. Женская соломенная шляпа с жесткими прямыми полями отличалась от мужской только длинной лентой, которая ниспадала на шею. Очень популярны были шляпы Болеро – маленькая, круглая шляпка с загнутыми вверх полями.
После того как женщины стали чаще появляться на улицах и публике демонстрируя свои широкополые шляпы, в секретном арсенале дам появился особый аксессуар, который именовался шляпная булавка.
Шляпная булавка – специальный инструмент, который помогал надежно закрепить шляпу на голове, и она не слетала, когда дул ветер Она буквально приколола аксессуар к волосам, сделав образ идеальным.
Первоначально они изготавливались вручную и использовались только для фиксации тех шляп, которые не имели специальных лент – завязок под подбородком. Затем, с появлением промышленности и моды на легкие воздушные шляпки, которые визуально держатся сами по себе, делать такие аксессуары стали уже в промышленных масштабах на специальных станках. Головки булавок были сделаны из драгоценных металлов, жемчуга, стекла, а затем даже из пластика. Были и такие, которые дамы носили только для красоты, они не несли никакой функциональности, кроме эстетической.
Шляпная булавка — аксессуар, находящийся в обиходе прекрасного пола более тысячи лет. Вполне понятно, что за это время она получила множество других функций, помимо крепления головного убора.
Например, прекрасная дама, на которую напал какой-нибудь негодяй, вполне могла обойтись без помощи отважного рыцаря. Женщина могла дать отпор нападавшему, так как шляпная булавка была очень острой, стальной и жесткой. Сохранились также судебные протоколы 1900 – х годов, в которых рассматривались дела женщин, убивавших своих спящих любовников шляпными булавками, к которым были приколоты записки: «Тебе неверный».
В начале ХХ века, сначала петербургский, а потом и московский генерал-губернатор издали распоряжение о шляпной булавке. Огромные шляпы с широкими полями крепились к пышным прическам длинными булавками, которые в толпе или общественном транспорте становились причиной серьезных травм. Приказ предписывал, что шляпные шпильки должны быть снабжены надежными наконечниками, но, увы, они были отвинчены и утеряны – случаи тяжелых травм из-за модных дамских шляпок прекратились только со сменой моды на прически и фасоны шляпок.
В 1960-е годы шляпы стали постепенно выходить из моды, и вместе с ними булавочный бизнес так же начал угасать. Современные модницы, предпочитающие носить маленькие шляпки, закрепляют их обычными скрытыми невидимками, а красивые редкие шляпки и шляпные булавки теперь можно встретить в музеях.
В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранится небольшая коллекция шляпок и разнообразных и интересных шляпных булавок. Часть из них представлена на основной исторической экспозиции на первом этаже атаманского дворца.
Н.О. Хандова, старший научный сотрудник
Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!