Казаки и Смута
В начале XVII века в России произошел ряд событий, которые сами современники назвали Смутой. В стране развернулась гражданская война, внутренние проблемы отяготились польско-шведской интервенцией. Началась Смута в царствование царя Бориса Годунова (1598 – 1605 годы), а завершилась в 1613 году, когда на престол был избран Михаил Романов.
После смерти Ивана Грозного, а затем его среднего сына царя Федора Иоанновича и маленького царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, страной стал править брат жены Федора Иоанновича Борис Годунов. Он был нелюбим в народе, а также фактически не признан боярской Думой, подозреваем в организации убийства царевича Дмитрия.
Недовольство широких слоев населения России разделяли и казаки. Еще в 1602 году царем Борисом Годуновым были начаты беспричинные гонения на казаков, явно показывавшие желание Бориса уничтожить казачество. Так, при нем было запрещено казакам приезжать в Москву, прекращено жалованье и дары, присылаемые обыкновенно каждый год прежними царями. Затем последовало запрещение пускать казаков во все города и местности Русского царства. Захваченных казаков бросали в тюрьмы, а многих из них пытали, потом рубили головы, вешали и топили в воде. Торговцам было строго запрещено привозить на Дон какие бы то ни было припасы и товары. По выражению летописца: «по всей Русской земле в то время казаки не имели нигде себе пристанища». Все это в высшей мере озлобило казачество против Бориса и подготовило участие донцов в Смуте.
В 1604 году Лжедмитрий, рассылая по всем русским городам свои грамоты, не забыл прислать и к донцам особого посланника с грамотой и просьбой поддержать «правое дело». Два донских атамана Андрей Корела и Михаил Нежаков с двумя тысячами казаков выступили с Дона на поддержку, как они глубоко были уверены, правого дела и идя непрерывно походом в Польшу.
После представления польскому королю Сигизмунду Лжедмитрий и Мнишек возвратились в Самбор и в апреле 1604 года приступили к подготовке похода, а потом двинулись на Киев. Около Киева к ним присоединились 2000 донских казаков, и с этими войсками осенью они вступили в пределы московских владений. Одновременно со стороны Дона 8 000 донских, волжских и терских казаков пошли на север «крымской» дорогой. Вступив в московские земли, Лжедмитрий в первых городах встречал народное сочувствие, и города переходили на его сторону. В это же время продолжалось стремительное и исключительно успешное движение на Москву казаков на востоке, города сдавались без сопротивления. Пали Путивль, Рыльск, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж.
К Лжедмитрию прибыли 12 тысяч запорожских казаков, прежде не принимавших участия в движении. Получив поддержку, самозванец двинулся на восток на соединение с юго-восточными казаками. Но в январе 1605 года царские войска разгромили самозванца. Запорожцы бежали на Украину, Лжедмитрий – в Путивль. Он решил отказаться от борьбы и возвратиться в Польшу. Но к нему прибыли четыре тысячи донских казаков и убедили продолжить борьбу. В то же время донцы продолжали брать города на востоке.
Кромы были заняты отрядом донских казаков из 600 человек с атаманом Корелой во главе. После январской победы воеводы Годунова отошли к Рыльску и были в бездействии, однако побуждаемые царем двинулись к Кромам с большой ратью во главе с боярами Шуйскими, Милославскими, Голицыными. Осада Кром была заключительным актом борьбы Годунова с Лжедмитрием и закончилась переломом в психологии боярства и войск в пользу самозванца. Осада Кром 80 000 армией при 600 защитниках казаках продолжалась около двух месяцев. Современники удивлялись подвигам казаков и «делами бояр подобных смеху».
В царской армии начались болезни и смертность, а 13 апреля самого царя Бориса хватил удар, и через два часа он умер. После его смерти Москва спокойно присягнула Федору Годунову, его матери и семье. Первым их шагом была смена командования в армии. Прибыв на фронт, новый командующий воевода Басманов увидел, что большинство бояр не желают Годуновых, и если ему противиться общему настроению, значит, идти на верную смерть. Он присоединился к Голицыным и Салтыковым и объявил войску, что Димитрий настоящий царевич. Полки без сопротивления провозгласили его царем. Армия двинулась на Орел, туда же направился самозванец. В Москву он непрерывно засылал гонцов для возбуждения народа. Князь Шуйский объявил собравшейся у Кремля толпе, что царевич был спасен от убийц, а вместо него схоронили другого. Толпа ворвалась в Кремль… С Годуновыми было покончено.
Самозванец находился в это время в Туле, и после переворота туда съехалась знать из Москвы, спешившая заявить свою преданность. Прибыл и атаман донских казаков Смага Чесменский, который был допущен на прием с явным предпочтением другим. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Впереди всех шли поляки, потом стрельцы, потом боярские дружины, потом царь в сопровождении казаков. 30 июня 1605 года в Успенском соборе было совершено венчание на царство.
Начавшееся царствование Лжедмитрия было необычным. Он свободно ходил по улицам, разговаривал с народом, принимал жалобы, заходил в мастерские, осматривал изделия и пушки, пробовал их качество и метко стрелял, вышел на бой с медведем и поразил его. Простота эта нравилась народу. Но во внешней политике Димитрий был сильно связан принятыми им обязательствами. Движение его было начато в Польше, и оказавшие ему помощь силы имели свои цели и стремились извлечь свою выгоду. С Польшей и Римом его сильно связывали обязательства жениться на католичке Марине Мнишек – отдать ей в приданое Новгородскую и Псковскую земли, Польше уступить Новгород-Северский и Смоленск, Римской курии разрешить неограниченно строить католические храмы на Руси.
Кроме того, в Москве появилось много поляков. Они шумно гуляли, оскорбляли и задирали народ. Поведение поляков служило главным поводом возбуждения народного недовольства против самозванца. Этим воспользовались враги самозванца, в заговор с Шуйскими вошли Голицыны и Куракины. Через своих агентов они распускали слухи, что Димитрий «царь не настоящий», русских обычаев не соблюдает, в церковь ходит редко, бесчинствующих поляков не резонит, женится на католичке…
В ночь на 17 мая 1606 года отряды заговорщиков заняли 12 ворот Кремля и ударили в набат. Шуйский, имея в одной руке меч, а в другой крест, сказал окружающим: «Во имя Божие идите на злого еретика», и толпа пошла на дворец…
Со смертью Димитрия начался третий период Смуты – поднимался народный бунт, к которому можно отнести одно из самых значительных выступлений – восстание Болотникова, жестоко подавленное, в котором также участвовала часть казаков.
Вскоре на Украине появился другой самозванец – сын священника Матвей Веревкин, который в Стародубе назвался царевичем Дмитрием, будто бы спасшимся от смерти и бежавшим в Малороссию. Польское правительство и многие московские дворяне признали в нем своего истинного царевича и перешли на сторону самозванца.
В 1608 году самозванец разбил на голову царские войска под городом Болховым, пошел походом на Москву и осадил ее, укрепясь в селе Тушине.
К полякам непрерывно прибывало пополнение. Ярославского митрополита Филарета Романова отвезли в Тушино, самозванец принял его с честью и поставил патриархом. Многие бояре перебегали из Москвы к Лжедмитрию II и составили при нем целый царский двор, которым фактически руководил новый патриарх Филарет. Атаман из запорожцев И.М. Заруцкий тоже получил боярский чин и командовал в войске самозванца всеми казаками.
В конце 1609 года Лжедмитрий II был разбит войсками князя М.В. Скопина-Шуйского. Ему пришлось бежать из Тушина в Калугу. С ним ушли многие казаки. Вскоре самозванец был убит своими же союзниками. Для борьбы с Лжедмитрием II Василий Шуйский пригласил в Россию шведские войска. Противник шведов, польский король Сигизмунд III воспользовался этим, чтобы самому вторгнуться в русские пределы. Часть казаков из лагеря Лжедмитрия II на какое-то время примкнула к полякам. Летом 1610 г. поляки разбили армию Василия Шуйского, он был свергнут и выдан полякам боярами. Власть оказалась в руках коллегии из семи бояр (семибоярщина), которая пригласила на русский престол польского королевича Владислава. После этого в сентябре 1610 г. польские войска вошли в Москву.
Казаки не смирились с польской оккупацией столицы. Их отряды во главе с И.М. Заруцким и князем Д.Т. Трубецким приняли участие в ополчении, целью которого было освободить Москву от поляков. Но в ополчении начались трения между казаками и дворянами, и оно стало распадаться. Позже было создано второе ополчение. Когда оно приблизилось к Москве, часть казаков во главе с И.М. Заруцким, не желая поддерживать ополчение, ушла из-под Москвы на юг. Эти казаки хотели посадить на русский престол младенца, сына Лжедмитрия II, чтобы от его имени управлять государством. Донские же казаки бросили И.М. Заруцкого и под начальством атамана Ф.В. Межакова вернулись под Москву, чтобы участвовать в отбитии от ее стен польских войск. Значительная роль казаков в освобождении Москвы предопределила их участие в Земском соборе 1613 года, на котором избирали царя. Претендентов на престол было несколько, но казаки настояли на избрании молодого Михаила Федоровича Романова, причем при избрании решающим стал голос донского атамана Ф.В. Межакова.
Михаил относился очень милостиво к казачеству и в 1615 году позволил им беспошлинно торговать по всем окраинным городам и посещать там своих родственников, дав им в 1615 году особую грамоту: «…И вы б Атаманы и казаки, по сей нашей Царской жалованной грамоте, в наши украиннцы городы ездили с товары и без товаров и с родимые своими видились повольно; и нам Великому Государю служили и прямили и в перед во всем на наше Царское жалованье были надежны. А сю нашу Царскую жалованную грамоту велели есмя вам дать за нашею Царскою красною печатью. Писана на Москве лета 7124 Сентября в день».
После Смуты окончательно сложился образ казаков, которые по своей сути стали кастой воинов, (аналогичная каста кшатриев в Индии – каста воинов и царей), многие века защищавших Веру Православную и Землю русскую. Подвигами казаков Русь становилась мощной империей. Ермак преподнес Ивану Грозному Сибирское ханство. Сибирские и дальневосточные земли по рекам Обь, Енисей, Лена, Амур, также Чукотка, Камчатка, Средняя Азия, Кавказ были присоединены во многом благодаря воинской доблести казаков. Украину воссоединил с Россией казачий атаман (гетман) Богдан Хмельницкий. Но казаки нередко выступали и против центральной власти, примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина, Булавина и Пугачева.
Выработанные веками военные навыки, ясно проявленные казаками в годы Смутного времени, не могли не заинтересовать царское правительство. Оно, начиная с царствования династии Романовых, стало проводить последовательную и решительную политику подчинения казачества, что полностью отвечало объективным интересам развития Российского государства.
Екатерина Гонзалес. При подготовке статьи использованыисследования донских и российских историков Е.П. Савельева, В.Н. Татищева,
Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского, Д.И. Иловайского