Морские традиции степного города
Судоходство и судостроение – в истории Аксая. Нашему Аксаю, в силу его местоположения и по ряду других причин, суждено было связать судьбу свою с судоходством и судостроением. Что же такого особенного в расположении города, в котором мы живем? В первую очередь, это большая судоходная река Дон, которая сейчас, посредством системы каналов, позволяет отправиться водным путем практически в любую точку земного шара. Несколько десятилетий тому назад, еще во времена Союза, было такое расхожее выражение: Москва – порт пяти морей. То же самое можно сказать и о нашем Аксае. К сожалению, наш город в последние десятилетия даже речной пассажирской пристани лишился. Но ОАО «ССРЗ «Мидель» по-прежнему является одним из градообразующих предприятий. В Аксайский затон приходят на ремонт и переоборудование грузовые суда, приписанные к самым разным портам России, а также зарубежья.
В.Д. Гладченко – наш историк-краевед, создатель и многолетний директор Аксайского военно-исторического музея – в книге «Мидель аксайских судов», изданной в 2000 году, писал: «Значение Аксайской станицы возросло, когда через нее прошла главная дорога из центральной России на Кавказ. Когда здесь стала осуществляться основная переправа через Дон».
На «Миделе» точкой отсчета своей истории взяли 1830 год – когда созданный в Санкт-Петербурге «Особый комитет для изъятия причин, затрудняющих в России успехи купеческого кораблестроения и мореплавания», выработал «Дополнительные правила для поощрения торгового судоходства и мореходства». Этим указом разрешалось создавать частные судоверфи, которые сразу же и появились в городах Ростове и Таганроге, станицах Аксайской, Качалинской и Рогожкинской.
Но еще «в 1822 году станичный атаман доносил Черкасскому сыскному начальству, что «некоторые из жителей Аксайской станицы имеют мореходные суда, коими извозничают по Азовскому морю». Донской историк и журналист В.Д. Сухоруков в «Статистическом описании земли донских казаков, составленном в 1822 – 1832 гг.» писал: «Аксайская пристань есть место выгрузки всех продуктов, приходящих в землю войска Донского реками Доном и Волгою; … для строящихся на ней барок лес получается с Волги через Качалин; барки сии служат для судоходства на нижнем Дону».
Эти сведения тоже взяты из книги В.Д. Гладченко. В ней он также пишет: «Аксайская пристань, упоминаемая в архивах с 1815 года, была местом стоянки, зимовки, погрузки и разгрузки различных судов, принадлежащих в основном частным предпринимателям. Здесь же строились новые суда». Надо уточнить, что пристанью обобщенно называли и порт, и то место, которое должно было называть так и не прижившимся в донской лексике словом «верфь». А еще – в отличие от нашей пристани XX века, размещавшейся напротив железнодорожной станции Аксай, та «пристань» располагалась широко и привольно по берегам реки Аксай, выше устья. Об этом говорится в выше названном труде В.Д. Сухорукова: «Большое число магазинов уже выстроено на сей пристани; все приходящие в оную товары выгружаются на левой стороне речки Аксай, ибо складка оных близ жилья сопряжена была бы с опасностью».
Что еще, помимо близости к обеим донским столица – сначала Черкасску, а потом Новочеркасску – повлияло на развитие в Аксае базы для судостроительства, судоремонта и стоянки флота? Конечно же, наличие Большого затона, который образовала впадающая в реку Аксай речка Большой Лог. Нам, живущим на зарегулированном плотинами и гидроузлами Дону, который фактически на наших глазах превращается в судоходный канал, не более, трудно представить все опасности вольной, не укрощенной реки. Затон предоставляет судам укрытие от буйства весеннего ледохода и паводка, которые сметали в былые годы все на своем пути. Река Аксай, по сути, это рукав Дона, его старое русло – маловодное, с тихим течением. А Большой затон – это заводь, находящаяся вообще в стороне от хода весеннего льда.
Первым это место для зимовки и ремонта своих судов выбрал казачий есаул Улиткин, который осенью 1838 года выиграл торги по содержанию судовозной переправы через Дон между Аксайской и Махинской (Ольгинской) станицами. Переправу обслуживали 14 завозней и 4 дуба. Это – плоскодонные палубные гребные, с прямым парусом суда, на которых перевозили гужевой транспорт, с грузами и пассажирами, предшественники паромов. В 1860 году в Аксае было уже 98 судохозяев, владевших флотом из 125 судов. В середине XIX века в Аксае транспортные суда (завозни) имели урядники Иван Чеботарев, Дмитрий и Иван Полушкины, Иван Черников, Петр Саблин, братья Мухины и Планидины.
В истории аксайских судостроителей было много интересного. В том числе, и строительство Азовской гребной флотилии в годы Крымской войны, суда которой доблестно защищали Таганрог и Донские гирла от десанта англо-французских интервентов. Об этом и о многом другом, В.Д. Гладченко рассказал на страницах книги «Мидель аксайских судов», главы которой Владимир Дмитриевич публиковал в ряде номеров газеты «Победа».
Мы же с вами, в рамках обзора освещения истории этого предприятия на страницах районной газеты, перенесемся в XX столетие. Номер за 17 января 1941 года «Сталинский путь»: «В Аксайском затоне Доно-Кубанского речного пароходства организована учебная стрелковая группа. В ней регулярно занимаются 15 человек. Командир группы – младший лейтенант запаса РККА тов. Коробко. Уже проведено 12 занятий. Товарищи овладели боевой подготовкой, отлично изучили материальную часть винтовки». Вскоре им, и еще миллионам советских людей, пригодилось знание винтовки. А в мастерских Аксайского затона ДКРПа ремонтировались бронекатера Донского отряда Азовской флотилии, которые огнем своих орудий и пулеметов защищали от фашистских самолетов переправы через Дон, в том числе, и Аксайскую.
После войны пришлось восстанавливать разрушенное. Постепенно производственная база мастерских расширялась. Строительство Волго-Донского судоходного канала и образование Волго-Донского пароходства стало переломным моментом в истории предприятия. Но все эти события мало освещались на страницах районной газеты, скорее всего, из-за существования ведомственного издания ВДРП «Речник Дона».
И только с конца 80-х годов налаживается более плотное сотрудничество аксайских речников с «Победой». Так, в номере за 2 июля 1988 года опубликована статья А. Прокофьева «Знакомьтесь: капитан Шавшин», в ней рассказывалось о капитане «РТ-438» и трудовых достижениях его экипажа. А 21 марта 1989 года появилась статья о «саморемонте». «Уже несколько лет подряд в лексиконе речников прочно утвердился термин «саморемонт». Подразумевает он непосредственное участие экипажей в плановых зимних ремонтах собственных судов». Далее в статье раскрывается суть метода на примере экипажа «РТ-415», возглавляемого капитаном-механиком В.Ю. Барвенюком.
В 1992 году произошла реорганизация ВДРП, в результате которой появилось самостоятельное производственное подразделение – Аксайский судоремонтный завод. С 1997 года предприятие называется ОАО «ССРЗ «Мидель». Аббревиатура ССРЗ расшифровывается: судостроительный судоремонтный завод. То есть отныне предприятие нацелено не только на ремонт, но и строительство судов. Через совместное предприятие ООО «Дон-Кассенс» аксайчане наладили тесное сотрудничество с немецкой компанией «Кассенс верфь».
В конце ноября 1996 года автору этих строк посчастливилось присутствовать на торжествах освещения и наречения именем первого построенного в Аксае сухогруза класса «река-море». «Ты будешь нести имя реки, как и два твоих старших брата. Нарекаю тебя именем Аксай. Широкой воды тебе и семь футов под килем!». Это из речи крестной матери сухогруза «Аксай» фрау Фрице, супруги гендиректора фирмы «Кассенс верфь», г-на Фрице («Победа», 26 ноября 1996 года, «Семь футов под килем!», Ю. Трущелев).
Через 363 дня после спуска на воду «Аксая» были торжества, посвященные спуску еще одного сухогруза, названного в честь реки Темерник. К сожалению, на этом сотрудничество с немецкими корабелами прекратилось по независящим от аксайчан обстоятельствам. Но опыт, наработанный предприятием, пригодился в работе с российскими заказчиками. Об этом и многом другом говорится в статье председателя совета директоров ОАО «ССРЗ «Мидель» Г.В. Ваградяна, посвященной судостроителям Аксая («Победа», 30 июня 2001 года, «170 лет за кормой», Г.В. Ваградян).
С 2010 года у газеты «Победа» есть свой сайт, где в архиве хранятся наиболее значимые публикации последних семи лет. Система поиска выдала 64 публикации, в которых упоминается ОАО «ССРЗ «Мидель». Материалов, целиком посвященных различным аспектам работы этого предприятия, примерно, треть. Значительная часть из них – трудовые биографии ветеранов «Миделя». Например, очерк «Речной флот – моя жизнь» (25.02.2011. Ю. Фролова), рассказывает о 65-летнем пути в профессии речника Анатолия Матвеевича Родионова. О работе плавсостава Аксайской РЭБ флота в разные годы рассказывает в материале «Суда и люди – звенья одной цепи» (08.07.2011) ветеран предприятия И.Г. Колесник. «Я бросила якорь в Аксайской РЭБ флота…») – так называется автобиографическое повествование Лины Ивановны Коляда, опубликованное 7 декабря 2013 года, в канун ее 80-летия. О Николае Ильиче Сырицине поведал Б.С. Капитонов в статье «От рулевого-моториста до капитана» (30.04.2015).
О трудовом пути самого Бориса Сергеевича Капитонова, который с 1985 по 1996 год руководил этим предприятием, рассказал в статье «Штрихи к портрету ОАО «ССРЗ «Мидель» автор этих строк (24.06.2008, Ю. Трущелев). Сам Б.С. Капитонов – автор публикации «На берегах Большого затона» (30.06.2012), рассказывающей о 25-летней истории Аксайских судоремонтных мастерских, созданных на базе национализированного предприятия аксайского судовладельца Порфирия Зверева. Кстати, старое здание конторы Аксайской РЭБ – дом этого судовладельца.
В номере «Победы» от 8 сентября 2012 года пресслужба ОАО «ССРЗ «Мидель» опубликовала информацию «Золотая страница в истории станицы Аксайской», о выходе в свет книги Б.С. Капитонова «Аксайская судоверфь в Крымскую войну 1853 – 1856 гг.», в которой он поделился новыми фактами и подробностями тех славных событий. Борис Сергеевич и ныне в строю – заведует музеем истории предприятия.
Наш родной город Аксай стоит уже много столетий на великой реке Дон, которая связывает нас со всеми морями и океанами, поэтому профессия судостроителя и судоремонтника у нас всегда была в большом почете. А люди флотских профессий – всегда пользовались уважением.
Значительный пласт публикаций, посвященных аксайским судостроителям, это рассказы о производственных достижениях. Как, например, статья генерального директора предприятия В.В. Гогулина «Нам есть чем гордиться» в номере от 2 июля 2010 года. А также ряд других публикаций: «Флагман экономики района» (30.06.2012), «Речникам – честь и признание» (05.07.2014).
Юрий ТРУЩЕЛЕВ