Пройдусь по Доломановской…
«Доломановка – небольшая улица, довольно ровная и пыльная. В праздничные дни, часов в 9, когда уже смеркается, сюда выходят гулять девушки и юноши. Ходят взад и вперед, смеются в платочек, глазеют на проезжающих да щелкают семечки (подсолнечные зерна), которые на Дону составляют самое невинное и главное занятие для зубов…» – такой запомнил главную улицу Аксая чиновник А. Филонов (журнал «Русский мир» № 7 за 1861 год).
В середине XIX века почтовый тракт из центра России на Кавказ проходил через станицу Аксайскую и как бы делил ее на две равные части. В 150 саженях ниже Успенской церкви начиналась улица (сейчас – ул. Советская), вымощенная камнем, которая шла с севера на юг до Троицкой церкви, здесь поворачивала под прямым углом на запад (ул. Гулаева) и почти доходила до плашкоутного (на плавучих опорах) моста через реку Дон (сейчас – Буденновский спуск).
13 июля 1837 года во время летней засухи в станице случился сильный пожар. В течение суток владельцы 48 жилых построек остались без крова, а с нежилыми постройками сгорело 79 строений в центре станицы. Поэтому перестройка Доломановской улицы в Аксае было мерой не только необходимой, но и вынужденной.
Для того, чтобы привести улицу в порядок, правление заказало войсковым архитекторам изготовить генеральный план застройки, который был утвержден в 1841 году. Согласно этому плану широкие улицы и прямоугольные кварталы должны были изменить облик станицы. Для выравнивания улиц, проезжей части и тротуаров камень добывали в Кобяковской каменоломне и в горе у спуска к дому смотрителя Ольгинской дамбы (спуск к Дону). Параллельно с переустройством станицы велось строительство Ольгинской дамбы и плашкоутного моста под руководством инженера генерал-майора Петра Яковлевича де-Витте. К 1855 году улица обновилась и выпрямилась, начали работать плашкоутный мост и дамба.
Очередная эпоха переустройства улицы Доломановской началась в 1867 году, когда было решено продолжить построенную железнодорожную ветку «Александровск – Грушевский – Аксайская» до Ростова-на-Дону. Проектируемая (потом и построенная) железная дорога забрала большую часть ярмарочной площади, где велась очень оживленная торговля. Вот и обратились жители станицы в Войсковое правление с просьбой перенести базар чуть выше, на улицу Доломановскую, вблизи от Троицкой церкви. В том же году Войсковое правление распорядилось выделить деньги для выплаты компенсации за строения, которые попали под снос для расширения площади. Все граждане переселились,только старшинская жена Зверева, несмотря на уговоры и требования, отказалась переселяться. Но когда ее дом оказался в центре оживленного рынка, ей за бесценок пришлось его продать под лавку торговцев.
В доме № 87 был бакалейный магазин казака Ковалева. В годы минувшей войны здесь размещался штаб 1177-го стрелкового полка, оборонявшего станицу в ноябре 1941-го от фашистских захватчиков. Рядом, дом № 89 – здание бывшей двухклассной приходской школы. Над этим зданием во время фашистской оккупации аксайские активисты под руководством Миши Матюшкина водрузили красное знамя.
Сохранность дома № 91 бывшего коллежского регистратора Казьмина – самая лучшая. В архивах сохранилось описание этого двухэтажного кирпичного куреня, имевшего «балкон из шелевок с обыкновенными ступенями и венецианским окном». На втором этаже можно увидеть изразцовую печь из белой плитки со скульптурным женским изображением посередине, так называемым зеркалом.
На Доломановской было самое большое количество магазинов – бакалейные магазины (дома № 111, 87, 120). В домах № 94 и № 96 размещались хлебопекарня и кондитерский магазин Алексеева. В доме № 122 – торговая лавка и соляной магазин, № 104 – галантерейный магазин Хаспекова. На доме № 56 сохранилась металлическая табличка страхового общества «Саламандра» с датой 1846 год.
А вот как описывал дома Аксайской один из гостей станицы: «Почти все дома строены на один лад. Конечно, в лад с потребностями климата и условиями низкой местности в два этажа. Нижний этаж выведен с особою заботливостью из камня, обмазанного набело, и все окна в нижнем этаже с боковыми железными ставнями. Над нижним этажом вокруг всего дома идет галерея или балкончик или просто положены доски на концах балок для прохода вокруг всего второго этажа. Кое-где попадаются пристроенные к дому сквозные крыльца или нижние галерейки, все обвитые зеленью виноградных лоз. В жаркое время видишь, что целый день ставни повсюду закрыты от солнца, и хозяева обыкновенно перебираются на житие в нижний этаж для прохлады».
Прошло всего четверть века после упомянутого пожара 1837 года, и Аксайская станица преобразилась. А. Филонов, автор публикации в журнале «Русский мир» за 1861 год, написал: «…едва ли есть станица на Дону красивее Аксайской».
Доломановская всегда содержалась в чистоте. Еще в 1854 году смотритель Ольгинской дамбы начал высылать по 15-20 казаков, свободных от караульных постов, под командой урядника для очистки улицы от навоза и грязи. На этой улице жили священники, судовладельцы, именитые и зажиточные казаки, аксайские старожилы: Бахмутовы, Фетисовы, Корытины, Пустовсковы, Щепкины, Грековы, Рудухины.
Юлия Морозова.
Редакция выражает благодарность Аксайскому музею за предоставление исторических материалов и фотографий.