Синей лентой вьется Дон
Аксай, что в имени твоем?
Сохраняя память о прошлом
Аксай – город южный, теплый, уютный. Я люблю его старые и новые улицы. Старый город кое-где хранит традиционные «галдереи». Говорят «галдереи» – от «галереи» и галдеть, и в этом есть определенный смысл, как-никак казачки звали соседок пить там «кохфий». Старые казачьи курени с «низами и верхами» – редкие гости даже на старых улицах станицы. Эти каменные низы – полуэтажи – частью в земле, частью наверху, когда-то служили кухнями и «черными» комнатами, в верхних этажах – всегда горницы, парадное жилье. А поясом вокруг эти самые «галдереи». Полузакрытые веранды.
Но что там грустить! Этих галерей нет практически нигде. Отпала нужда, исчезли круговые балконы. Лодки не нужно привязывать к перилам балконов, круговую оборону со второго этажа тоже не от кого держать. Старые низовые станицы в веке ХVIII «переползли» в своем большинстве из левого, заливного весенним разливом берега Дона на правый сухой берег.
Синей девичьей лентой вьется Дон вдоль Аксая. Или это Аксай плетется вдоль берега великой реки. Старые курени тянутся от самой воды в гору. А на глади речной колышутся лодки. Когда-то их было так много, что составляли целый флот, на них до самого Стамбула ходили. А аксайчане сызмальства были рыбаками. И ныне смотришь, дедушке за 80, а он гребет, рыбалит.
Но разве такая рыбалка нынче?! Старые фотографии донесли нам и двухметровых белуг, осетров. Царь-рыба! Сколько ее здесь водилось?! Станица в ХVIII веке только на рыбе и жила.
Десятки, сотни рыбных заводов. Даже фамилии рыбозаводчиков сохранились. Горбовы, Рыковы, Роговы. А сколько не сохранилось? Тогда ведь завод обозначал заводить, завести дело: рыбокоптильни да засолки, да торговлишку по ярмаркам. Их в том веке было 19, а в следующем веке – почти 200. И главным товаром на них была рыба, вино и лошади. Собственно и весь аксайский промысел.
В веке ХХ все иначе. Пароходы сменили баркасы, а лошадей – «пламенный мотор». А для моторов нужны иные люди. Они и выстроили мастерские, мукомольни, пустили электричество.
И если взобраться на девяти – этажный дом, что в самом центре нового города, то в солнечную погоду хорошо видны купола станицы Старочеркасской, бывшей до ХIХ века грозной соперницей Аксайской станице. Во-первых, в половодье Старочеркасская, тогда еще Черкаский городок, по полгода жил в Аксайской, а во-вторых, удобное географическое расположение Аксайской подсказывало решение – перенести донскую столицу именно сюда. Так и думал атаман Алексей Иванович Иловайский.
Но атаман, блистательный граф Матвей Платов столицу перенес на Бирючью гору, на Тузлов реку. Поставил там Новочеркасск.
Аксай впервые упомянут в 1570: в царствование Иоанна Грозного посла Новосильцева казаки встречали на «Аксайском устье» под Кобяковым городищем и сопровождали к турецкому паше в Азов.
До ХVIII века Аксай сменил ряд названий: Нижние Раздоры (раздор – место слияния двух рек и земля между ними); Атаманский, Нижний городки. В Азовские походы Петра I и позже станица – сторожевой пост на подступах к Черкасску – столице Области войска Донского. Здесь стояла царская, а затем таможенная застава. В ХVIII веке на заставу при Устье-Аксае в половодье «казаки и вдовы, казачьи жены с детьми, большею частью из Черкасска выезжают и ежегодно едва не чрез все лето жительство имеют…». В 1742 году на карте – «Усть-Аксайский стан», с 1791 года – станица Аксайская.
Многое сохранил Аксай из своего прошлого. Память о Суворове, Пушкине, Раевских. И память о войнах! Самым большим палом прошла Великая Отечественная. Скорбный список, кто, защищая Родину, сложил здесь свою голову, в граните на площади Героев.
В 1957 году станица стала городом. И пошел город в гору новыми проспектами, многоэтажными домами. Начал строить заводы и фабрики. Аксай стал городом, сохранив казачью душу.
В России пять Аксаев
О древности имени АКСАЯ говорит множество Аксаев на территории бывшего СССР и России! Древность имени подтверждают и англичане – пишут Aksay.
В Казахстане их – 14: АКСАЙ в Акмолинской, в Актюбинской, в Алматинской, в Атырауской областях, два села и город в Западно-Казахстанской области, Аксаи в Мангистауской, в Северо-Казахстанской и в Южно-Казахстанской областях.
Казахи выводят Аксай из тюркского ак – белый, сай – долина, лог, как и этимологию самоназвания казак (казах) «свободный, вольный, независимый человек, удалец, искатель приключений», но в старом тюрко-арабском словаре казак – «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».
Но вернемся к России. Аксаев у нас пять.
Село в Октябрьском районе Волгоградской области, бывшая станица Аксайская. С 1920 года село в Царицынской губернии.
Кумыкское село в Хасавюртовском районе Дагестана на правом берегу реки Аксай. Село во второй половине XVII века называлось Ташгечув (Каменный брод), но в 1825 году сюда переселились из «Старого» Аксая (Яхсая) кумыки-тюрки. И здесь Яхсай не переводится как белый Аксай.
Аксай в Усманском районе Липецкой области у дороги Липецк — Усмань. Аксай – город в Ростовской области. Аксай – поселок в Татарстане. И любопытно, что недалеко от нее река Казачья.
Имя Аксай носят и восемь рек: в Дагестане и Чечне, приток Акташа. Река в Казахстане, на Алтае, в Киргизии, в Узбекистане. Аксай Есаулец, Аксай Курмоярский реки в Волгоградской области.
И, наконец, Аксай (Аксайка, Аксайчик) – рукав Дона в Ростовской области. Проделав путь длиною в 79 км, река снова сливается с Доном возле одноименного города Аксай.
Но и это не все! Самый восточный Аксай – в Китае, Аксай-чин, самая высокая гора массива – свыше 7000 метров – в одной из крупнейших горных систем Азии. И еще… Аксай-Чин – высокогорная пустыня с солеными почвами. Аксай-Чин практически необитаем.
Итак, что значит АКСАЙ? Одни «сливают» его с тюркским АКСУ. Но ак су – белая(живая) вода. Другие – АКСАЙ переводят как белый (свободный) ЛОГ (долина, поток). Но это народная этимология, которая и породила эту легенду. Связывают же русское раскатистое уррра с Ураном, или Понт (Черное море) с понтами (в просторечии с бахвальством).
Однако, если тюрки справедливы, то откуда у Геродота записанная 2,5 тысячи лет назад легенда о трех сыновьях скифского царя Таргитая: о Липоксаисе, Арпоксаисе и Колаксаисе.
В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша, жар пылающего золота отогнал старших братьев, но для младшего брата Колаксая пламя погасло, потому старшие братья согласились отдать царство младшему.
И один ли Геродот упоминает Колаксаиса? Нет, греческий поэт Алкман из Сард поминает «колаксаев конь за приз с ибенским спорит» – царь Колаксай. Валерий Флакк в »Аргонавтике» утверждает: «И предводитель Колакс тоже божественной крови», «Колакс собрал воздушных драконов», фаланга скифского царя Колакса, сына Юпитера (Зевса) и нимфы со змеями Оры, носит на щитах «Юпитера атрибут – разделенные на три части огни (т.е. перун).
Эпический поэт Флакк жил на 500 лет позже Геродота. Его своеобразие – в особом отношении к этнографическим и бытовым особенностям жизни племен скифского Причерноморья.
Самый известный скифолог СССР – профессор В.И. Баев выводил этимологию Колаксай из Hvar-xsaya («владыка солнца») и Арпоксай (от корня arp, отраженного в осетинском arf «глубокий»). Его ученик, не менее известный ученый Э.А. Грантовский дополнил Липоксай от слова ripa «гора».
Липоксай – Гора-Царь;
Арпоксай – Река-Царь (Глубь-Царь);
Колаксай – Солнце-Царь.
Эти этимологии считаются наиболее популярными в науке, хотя и предпринимались попытки оспорить их. Не будем вдаваться в академический спор ученых, просто отметим – Колаксай, единственный из трех братьев, сумел овладеть упавшими с неба золотыми воспламеняющимися предметами: плугом с ярмом, секирой и чашей, олицетворяющими три сословно-кастовые группы скифского общества (рядовых общинников, воинов и жрецов), вследствие чего стал первым скифским царем.
Аракс в истории скифов называли греки и Волгу. Сырдарья была известна в античной литературе под названиями Яксарт, Танаис и Силис; отождествление Сырдарьи – Аксарта с Доном – Танаисом относится к географическим воззрениям эпохи, предшествующей походам Александра Македонского. Ответ на этот вопрос может дать анализ сведений Патрокла и Эратосфена, приведенных у Страбона и Плиния.
А мы можем согласиться, что Аксай – это не АК-САЙ, а АКС-АЙ, место, ставка солнечного царя, а САКРАЛЬНОЕ МЕСТО ЦАРЯ.
Но как бы то ни было, гораздо позже Великий Шелковый путь проложен был именно по всем этим Аксаям, и караваны из Гамалекко, так тогда в Европе назывался Пекин, до Таны-Азова проходил за 280 – 290 дней.
Конечно, старые карты часто врут, особенно если стараются сохранить свою тайну, но негоциант Пиголотти, имея свой бакшиш с караванов Востока, достаточно точно выстроил один из маршрутов, а нам остается только проверить этот маршрут и нанести на них свои Аксаи.
Но это уже другая история.
Николай ЧАЙКИН