Кобяково городище – послание из глубины тысячелетий
Кобяково городище – крутые холмы на правом берегу Дона по обе стороны Аксайского моста, красивейшее место во всех отношениях. С левого берега смотреть на городище – залюбуешься, а уж если с вершины холма посмотреть на Дон и пойму, то вообще дух захватывает. Жаль только, судьба к нему в последние два столетия неблагосклонна. А ведь это – памятник истории, пожалуй, даже мирового значения. И совсем не потому, что, как любят рассказывать экскурсоводы заезжим туристам, здесь «томился в плену у хана Кобяка князь Игорь». Во-первых, князя Игоря пленил по «Слову» хан Кончак, а во-вторых, удельный Новгород-Северский князь – уж точно, не мирового уровня личность. Кобяково городище ценят за его многотысячелетнюю историю – даже по официальной версии, возраст поселения перевалил за три тысячи лет, а по оценкам историков, которые ставят под сомнение метод радиоуглеродного анализа, все десять тысяч лет!
Все у нас было: и «Троя», и «Шлиман»…
В московских официальных бумагах, а именно, в отписке за 7 июля 1570 года Ивана Новосельцева (посланник Ивана Грозного к турецкому султану Селиму), упоминается Кобяково городище, как место встречи с азовцами: «азовский Диздарь Сефер прислал навстречу на Оксайское устье под Кобяково городище Агу Закафею». От этой даты ведется отсчет возраста нашего Аксая.
О возрасте самого городища сказал А.А. Миллер в своем докладе перед научным сообществом Ростова-на-Дону («Молот», 12 декабря 1925 года). «По количеству расположенных друг над другом культур, – сказал проф. А.А. Миллер, – Кобяково городище является самым ценным в СССР. Человек жил здесь непрерывно в течение ряда тысячелетий и оставил мощные культурные слои.
Культура древних слоев городища пока загадочна. Это древнейшая неведомая культура. Эта культура характеризуется рыбной ловлей, которая являлась в то время главным промыслом населения. Мы нашли большое количество рыбных отбросов и несколько изделий из камня. Над этой загадочной культурой находится сравнительно высокая цивилизация медного века, связанная с эгейским миром. Эта эпоха – металла. Медь, как показали многочисленные добытые предметы, плавилась на месте.
Найден ряд предметов керамики (посуды) с углубленным орнаментом. Эта древнейшая культура известна по многочисленным курганам в Испании, Франции и у нас на Юге. Но нигде в мире не было оседлых поселений этой культуры. Впервые такое поселение найдено на Кобяковом городище. Прекращение этой культуры медного века следует отнести к 2000 году до нашей эры. Над этой культурой находится третий архаический слой, характеризующийся курганами со скорченными костяками.
Наконец, 4-й архаический слой относится к 6 – 7 веку до нашей эры. Это уже культура местная, близкая к культуре остальных местностей Кавказа (Нальчик, Майкоп).
В течение ряда тысячелетий человек жил на Кобяковом городище без перерыва. Но, начиная от 6 до 1 века до Р.Х., мы наблюдаем перерыв на несколько веков.
В Римскую эпоху (от 1 века до Р.Х. до 4-го после) мы наблюдаем густоту поселений, большое развитие города, по-видимому, частые пожары. Ясна широкая торговая связь с эллинским миром.
В IV веке нашей эры город замирает, и последний культурный расцвет на месте Кобякова городища относится к византийскому средневековью, от 8 до 12 века нашей эры. В это время мы встречаем яркое доказательство наличия здесь христианской культуры. Мы теперь можем считать, что христианство пришло в Киевскую Русь не непосредственно, а через Северный Кавказ, где были сравнительно мощные поселения христианской эпохи (помимо Кобякова городища – городища Недвиговки, Цимлянское и др.)».
Для большей ясности, составим хронологию смены культур на Кобяковом городище:
1-й слой – каменный век, древнейшая культура рыболовов;
2-й слой – цивилизация медного века, связанная с эгейским миром.
3-й слой – представители так называемой культуры курганов со скрюченными костяками;
4-й слой – 7 – 6 века до н.э., он представлен так называемой местной культурой. К ее классификации мы еще вернемся.
С 5-го до 1-го века до нашей эры здесь никто не жил.
5-й слой – от 1-го до 4-го века н.э., так называемая римская эпоха. Обитатели Кобякова городища тесно связаны с Танаисом, а через него – с Боспорским царством, вассалом Римской империи.
6-й культурный слой с 8-го по 12-й века н.э. – период византий-ского средневековья.
Необходимо обратить внимание на ключевые выводы профессора Миллера:
1. «Кобяково городище является самым ценным в СССР (даже не в России! – Ю.Т.)»
2. «Мы теперь можем считать, что христианство пришло в Киев-скую Русь не непосредственно, а через Северный Кавказ.
Особенно важен второй, чрезвычайно смелый вывод. Он мог кардинально поменять взгляд на историю Древней Руси, и даже поставить под сомнение приоритет Киева в христианизации Руси.
Развитие этой темы: о поселениях христианской эпохи – есть в работе М.И. Артамонова «Средневековые поселения на Нижнем Дону». В ней говорится о русской колонизации Нижнего Дона в средневековье. Кстати, именно Артамонов доказал, что левобережное Цимлянское городище – это и есть Саркел. Для нас более интересно его предположение, что Кобяково городище в средневековый период было заселено русичами.
«Кобяковская керамика, современная части керамики Цимлянских городищ, хотя и имеет некоторые локальные отличия, возникла на той же основе. В том же слое, и в том же месте, где были открыты остатки построек и описанная керамика, при раскопках найдены глиняная просфорница (пинтадер) с изображением креста и с орнаментом и маленький четырехконечный каменный крестик с дырочкой в верхнем конце для подвешивания. Обе эти находки свидетельствуют о христианской религии жителей поселения. Просфорницу Н.В. Малицкий датирует временем не ранее 11 в. Крестик, найденный возле большой стены, может относиться к несколько более ранней эпохе, хотя такие же распространены в русских древностях 11 – 12 вв. Просфорницы глиняные.
Судя по керамике Кобякова городища в связи с теми выводами, которые получены при рассмотрении Цимлянских городищ, средневековый слой его, вскрытый раскопками, относится ко времени около 11 в., т.е. синхроничен одному из периодов заселения Цимлянских городищ, тому, в отношении которого возможно допустить наличие русской колонизации Нижнего Дона».
Разница в датировке христианского периода Кобякова городища у Миллера и Артамонова (8 – 12 века и 11 – 12 века), конечно, существенна, но мы оставим этот момент на обсуждение профессионалам. Важно, что два авторитетных историка подтверждают наличие христианского периода в средневековой истории Кобякова городища и Нижнего Дона в целом.
Наверняка, и в казачий период истории, на городище была какая-то жизнь. На голландских картах 17 века обозначен городок Iebok, который в работах дореволюционных историков фигурирует под целым рядом наименований: Городок Стыдное Имя, Атаманский, Самый Нижний, Бодок. О его реальном местонахождении спорят до сих пор. В.Д. Гладченко, вслед за В.В. Богачевым, придерживался мнения, что Атаманский городок находился на Кобяковом городище. Их оппонент В.К. Королев – не согласен, хотя допускает такую возможность: «К сожалению, расположение городка на упоминавшихся картах довольно неопределенно и позволяет авторам говорить как об Аксае, так и о Мертвом Донце».
Что такое «городище» вообще, и предыстория исследования Кобякова городища
Словари трактуют термин городище, как укрепленное поселение, причем, в этом значении слово встречается уже в русских летописях. Какой именно Кобяк был увековечен в названии городища, неизвестно. Ясно только, что это – личное имя. Известен половецкий хан Кобяк, который плохо закончил свои дни в Киеве в конце 12-го столетия. Вряд ли он имеет какое-то отношение к нашему городищу.
Укрепление на Кобяковом городище было. Об этом говорится в статье о раскопках А.А. Миллера («Молот», 7 октября 1925 г.), там даже фото есть, где профессор и журналисты запечатлены у «византийской стены». Что она из себя представляла, описывает М.И. Артамонов в уже упомянутой работе: «Обнаружена длинная широкая стена, вскрытая еще не на всем протяжении, в пределах раскопа поворачивающаяся под прямым углом. От нее сохранился нижний ряд кладки из больших неправильной формы камней, положенных в два ряда, середина между которыми заполнена камнями меньшей величины. Толщина стены не везде одинакова; в той части, где к ней примыкают какие-то неясные еще поперечные стенки, она делается менее мощной».
А вот слова А.А. Миллера об этой же стене: «Ниже византийской стены мы видим другую стену, приземистую и как будто бы более массивную, еще не совсем освобожденную от земли стену римской эпохи».
Толщина стены была 2,1 метра – явно, это не стена помещения, а крепостная. Да и население городища в римский период – самый рассвет жизни поселения – по оценкам специалистов было порядка пяти тысяч. Настоящий город, по тому времени.
Надо учитывать, что в середине 19-го века в Аксае велось масштабное строительство – возведение Ольгинской дамбы, где в ходе работ использовался камень с Кобякова городища. Причастен к разрушению городища и Дон-батюшка. Евграф Савельев писал в 1930 году: «Сто лет тому назад полковник Мартынов в своих записках отмечал, что Дон страшно подмывает городище и скоро оно сползет совсем. И оно сползло сажень на 15 – 20». Большой ущерб городищу нанесло продолжение в 1867 году железнодорожной ветки от Аксайской пристани до Ростова, в результате которого была срезана часть холма со стороны реки Дон. Но самые значительные потери Кобяково городище понесло в 20-м веке.
Во время боев за Ростов фашисты разбомбили железнодорожный мост, поэтому срочно была возведена временная линия рядом с Аксайской понтонной переправой, и далее – по Ольгинской дамбе, до Батайска. Для этого была срыта значительная часть холма, никаких археологических изысканий, естественно, не проводилось. Просто наиболее крупные предметы – керамика, черепа и т.д. – откладывалось в сторону, до лучших времен. А первые послевоенные археологические экспедиции на городище появились только в середине 50-х годов прошлого века.
Кстати, осенью 1962 года я ходил в продленку, и нас учительница Софья Павловна однажды повела на экскурсию на раскопки. Я был во втором классе и, под впечатлением от увиденного, долго еще мечтал стать археологом. Не стал, но интерес к истории сохранил на всю жизнь.
Раскопки конца 50-х, начала 60-х проводились в связи с прокладкой трассы газопровода и строительством Аксайского моста через Дон.
У нас почему-то не получается проводить исследования не в авральном порядке. Читал отчеты экспедиций С.И. Копошиной и Э.С. Шарафутдиновой. Не знаю, по какой причине, но в них уже не упоминается о средневековом периоде истории городища. Хотя, Э.С. Шарафутдинова не только изучила и систематизировала материалы бронзового века, полученные в результате раскопок, но и выделила особую кобяковскую культуру, проследила ее происхождение, развитие и гибель. Носителями кобяковской материальной культуры эпохи финальной бронзы по Шарафутдиновой являлись обитатели четырех донских городищ: Кобяково, Нижне-Гниловское, Сафьяново и Хапры. А истоки этой культуры следует искать в Закубанье.
В отчете руководителя экспедиции 1956-62 годов С.И. Копошиной говорится, что «поверхность Кобякова городища изрыта многочисленными траншеями, ямами, воронками. Особенно сильно нарушены слои первых веков нашей эры». Это следы войны – городище находилось недалеко от переправы через Дон, которую немцы регулярно бомбили. К тому же на холме располагались огневые точки и окопы.
Аксайчанка Н.И. Мордасова рассказывала, как зимой 1942 года ее, в числе других жителей, погнали на Кобяковку копать окопы для немцев. Но работали они там недолго. Якобы, один парень нашел золотую фигурку барана и хотел ее спрятать в одежде, а солдат увидел и застрелил его. Немцы прогнали всех, и принялись копать сами. Нашли ли они что-то, неизвестно.
Недавно мы с Николаем Дудниковым побывали на Кобяковом городище – захотелось своими глазами увидеть, что и как? Да, признаться, теплилась надежда, что снос ресторана «Океан» предоставит возможности новым археологическим исследованиям. Надеялся, что городище оставят на какое-то время в покое. Мы сфотографировали руины, и пошли через заросли в сторону Дона.
Я еще до поездки наметил задачу: сделать снимки с холма на мост и реку, осмотреть, что возможно, наверху и осмотреть места срезов склона холма со стороны стекольного завода. Именно эти разрушения фигурировали в публикациях АиФа, «Вечерки» и различных интернетресурсов. Особенно заинтересовал снимок, где на верхнем ярусе среза орудует экскаватор, а на нижнем – в слое глины чернеет отверстие диаметром около метра. Что это, вход пещеру?
Мы облазили по непроходимым зарослям травы и кустарника макушку холма. В одном месте Николай чуть было не провалился в какой-то современный колодец, обложенный кирпичом. Его дыру замаскировала трава. Вышли к восточным обрывам, но спускаться там не рискнули. Пришлось продираться вдоль ЛЭП. По подъездной дороге вернулись к своей машине, а оттуда прошли к обрывам и срезам. Обрывы – это срезы, сделанные во время войны и раньше, сейчас они осыпались и частично заросли травой. Свежие срезы сделаны два-три года назад, при прокладке рельсовых путей к площадкам организаций в Кобяковой балке с аксайской стороны трассы М-4.
Вид восточного холма Кобякова городища очень изменился. Помимо того, что его урезали примерно на треть, если не больше, вершина поросла деревьями и кустарником. К тому же дождливое лето способствовало буйному росту травы. Вход в пещеру мы не нашли. Но дома, изучая фотографии, я все-таки обнаружил его. Только не знаю, что делать с этим открытием – вход на территории одного из предприятий.
Сунься туда кто-нибудь из энтузиастов-историков – запишут в «черные копатели» и накажут. Вот в таких ситуациях я всегда вспоминаю Владимира Дмитриевича Гладченко – он обязательно что-нибудь придумал бы.
Как все красиво начиналось!
В 90-е я работал в штате в музее у В.Д. Гладченко. Однажды Володя дал мне красную папку: «Почитай, это интересно!». Это была ксерокопия отчета археологической экспедиции А.А. Миллера. Очень понравился колоритный эпизод: Миллер вернулся из Ростова, а на месте раскопок собралась толпа местных жителей. Оказалось, что железнодорожный рабочий, живший неподалеку, хотел убить змею, которая уползла в нору на первом холме городища. Для этого он принялся раскапывать нору, но вскоре провалился в пещеру. Выбравшись из нее, рабочий сходил за фонарем и хотел снова залезть в провал. Но его остановил помощник Миллера. Слух о пещере и кладе быстро разнесся по станице, к провалу набежало много любопытных. Профессор пытался им втолковать, что никакого клада, скорее всего, нет. Зеваки не поверили, но разошлись. Пришлось выставлять охрану на раскопе.
Обследовали пещеру, которая оказалась подземной часовней, состоящей из двух помещений. В насыпном полу одного помещения были найдены два гроба с остан-ками. По нательным крестам и лестовкам определили, что это – старообрядцы, погребенные в 19 веке. Вопрос: пещера является средневековым храмом, использованным обнаружившими ее раскольниками, или они ее сами выкопали в культурном слое городища – остался открытым.
Именно в районе пещеры были найдены остатки стены, о которой говорилось в цитате из работы М.И. Артамонова. Кстати, это он был помощником А.А. Миллера в Кобяковской экспедиции. Пещеру законсервировали – то есть провал и раскоп, при помощи которого проникли внутрь, засыпали.
Не знаю, в этой ли, но я был в пещере на Кобяковом городище примерно в 1963 году. По какому-то подземному ходу мы, вслед за старшими мальчишками, попали в сводчатое помещение, которое мне показалось огромным. Может, из-за того, что слабый луч фонарика не мог осветить его полностью? Мне было тогда лет девять, признаюсь, очень обрадовался, когда выбрались на поверхность. Позднее, уже в старших классах, с друзьями искали вход в пещеру, но не смогли найти. То ли он сам обвалился, то ли его специально обрушили, а место заросло травой.
Возможно, на Кобяковом городище была не единственная пещера. В воспоминаниях участника боев за Аксай читал, что его перевязывали в пещере на Кобяковке, и там укрывалось от бомбежки много людей. Недавно пообещали познакомить с местным жителем, который утверждает, что они укрывались в кобяковских пещерах от бомбежки. Если это случится, обязательно напишу.
Мне не дает покоя, почему М.И. Артамонов в примечаниях к вышеупомянутой работе однозначно утверждает, что найденная Миллером пещера – старообрядческого происхождения? Может, потому что ко времени, когда он писал работу (1935 год), его учитель уже был репрессирован и сгинул в лагере при неизвестных обстоятельствах? Но от других его открытий – о средневековом христианском слое, например, Артамонов не отрекся же. Наоборот, предположил, что население средневекового Кобякова городища пришло с Руси. Только датировка по Артамонову более поздняя: 11 – 12 века, а не 8 – 12, как у Миллера.
Судьба у М.И. Артамонова сложилась намного благополучнее, чем у его учителя, хотя тоже, не без трудностей. Михаил Илларионович – основатель советской школы хазароведения, с 1951 по 1964 был директором Государственного Эрмитажа, и вообще – признанный ученый. Правда, Александр Александрович Миллер тоже имел славную биографию: археологическое образование получил в начале 20 века в Париже, с 1918 по 1920 год был директором Русского музея, потом действительным членов ГАИМК, с 1922 года возглавлял Северо-Кавказскую экспедицию ГАИМК, его археологические открытия произвели сенсацию, газеты того времени называли Кобяково городище «русской Троей». Были и другие достижения. И вдруг – арест в 1933 году и ссылка на пять лет в Казахстан, закончившаяся гибелью ученого в 1935 году. В 1957 году А.А. Миллер был реабилитирован, но часть его работ, изъятых при аресте, до сих пор не найдена.
Жаль, что так и не осуществилось на практике высказывание А.А. Миллера: «В дореволюционное время археологи интересовались крупными богатыми погребениями, которые давали эффектный материал. Теперь, при советской власти, мы приступаем к планомерной работе по раскопке всех городищ края и будем не только копать богатые могильники, но и рыться в мусоре, который часто больше дает для историка, чем самые богатейшие находки».
Если помечтать, какой бы я хотел судьбы Кобякову городищу, то вспоминаются увиденные в Риме и Вене так называемые археологические окна – за стеклом внизу раскоп или даже реконструкция улицы поселения… Впрочем, что там заграница, писали, что в Ростове на улице Станиславского собираются сделать что-то подобное. Но лучше всего, как в Бресте, у наших братьев-белорусов – там реконструировали несколько улиц поселения Берестье, выстроили над ними музей: внизу городище, а наверху, вдоль стен – витрины с экспонатами, найденными за годы раскопок. Но…
Построят, скорее всего, очередной торговый центр. Как «Метро», что построили на западном холме Кобякова городища прямо на некрополе, то есть на кладбище, где людей хоронили несколько тысячелетий подряд.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ