Святыни казачьего Дона: Монастырское урочище
На этом месте, на незатопляемом берегу Дона, люди селились в течение тысячелетий.
Первое документальное упоминание о нем относится к 1593 году, когда посланник турецкого султана сообщал из Азова, что казаки поставили на Дону четыре новых городка (Раздоры, Маныч, Черкасск и Монастырский), приходя из которых Азову тесноту чинят».
С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском – столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Поскольку у донцов до середины ХУП столетия не было штатных священников, то богослужение в часовне отправляли иеромонахи Киевского Межигорского монастыря, ведшие богослужения в Запорожской Сечи и часто приходившие в Монастырский городок по просьбе донских казаков.
Казаки усиленно охраняли Монастырский остров и городок, а всякого, кто тайно проникал сюда, истребляли.
В начале апреля 1637 года в Монастырском городке можно было видеть необычное оживление и скопление огромного числа донских и запорожских казаков. На казачьем Кругу 21 апреля было решено напасть на Азов, освободить томившихся в мусульманском плену христиан и вернуть этот город Русскому государству, открыв тем самым себе дорогу в Азовское море. Походным атаманом казаки выбрали бывалого воина и опытного руководителя Михаила Татаринова.
18 июня того же года Азов пал, захваченный казаками в результате взрыва подкопа и последовавшего за ним многочасового боя на улицах этой крепости. Казаки, погибшие во время осады и штурма крепости, были погребены в земле Монастырского городка. Взятие Азова казаками в 1637 году и героическая оборона его в 1641-м произвели огромное впечатление на европейские и азиатские государства, ибо казаки выстояли против превосходящих сил турецкой армии, считавшейся в те поры сильнейшей в Европе и Азии.
Царь же Михаил Федорович, узнав о подвигах донских казаков под Азовом, в своей грамоте на Дон от 2 декабря 1641года повелел: «Тех донских казаков, которые в Азовское взятие и при осаде Азова крымскими и турскими людьми побиты за их к Государю службу, за кровь и за многое осадное нужное терпение, в городах и монастырях поминать вовсю четыредесятницу, а затем имена их написать в синодики в соборах и монастырях в вечное поминовение».
После отказа Московского правительства принять Азов «под высокую государеву руку» казаки оставили город, весной 1642 года перебравшись в Монастырский городок. Это время отмечено в истории городка, как самое кровавое. Турки, мстя казакам за поражения в период Азовского «осадного сидения», в апреле 1644 года произвели нападение на Монастырский остров, на котором зимовали казаки, занимавшиеся рыбной ловлей.
Нападение было отбито, а захваченные донцами турецкие пленные показали, что султан планирует «между Доном и Донцом ставить новый город». Сделав выводы из этого неудачного нападения, турки превосходящими силами в одну из темных ночей осени 1644 года сумели захватить Монастырский городок, уничтожив почти все население. Обугленные остатки куреней и горы окровавленных трупов остались на месте некогда оживленного казачьего городка. Лишь части казаков удалось переплыть Дон и скрыться в Махинском городке.
С тех пор донцы больше не селились на территории Монастырского городка, хотя попытки его возобновления предпринимались. Петровская эпоха вдохнула новую жизнь в забытый казачий городок. В 1696 году, после взятия Азова, Петр 1 велел построить на месте Монастырского городка укрепление – транжемент. После неудачного Прутского похода 1711 года, когда Петр вместе с супругой едва не попал в плен, Азов и Таганрог с устьем Дона и Азовским морем были отданы туркам.
В договоре, заключенном между Россией и Турцией 15 апреля 1712 года, по этому поводу было записано: «Понеже фортеция Азов на краю рубежа Блистательной Порты обретаетца, а его царского величества фортеция Черкасской на краю же его рубежа обретаетца, и того ради между двумя фортециями с обеих сторон фортец не строить». Однако, вопреки договору, Петр не только не убрал Монастырский транжемент, но перевел сюда часть – гарнизоны Азовской, Петровской и Троицкой крепостей, а также и крепостное имущество из Таганрога и Азова, хотя сами крепости были оставлены позже.
С укреплением транжемента казачество еще больше подпало под влияние царского правительства. Без разрешения коменданта Монастырского транжемента донцы не могли предпринимать морские и сухопутные походы против врага, а также свободно промышлять рыбу. Кроме постоянного гарнизона при транжементе всегда находился конный казачий полк, названный Азовским. В его обязанности входила разнообразная служба: разведка, почтовая, таможенная обязанности. Связь Дона с русским правительством стала проходить через коменданта Монастырского укрепления.
Ввиду затяжки в выполнении условий Прутского договора русскими турки 31 октября 1712 года снова объявили войну России, но обе стороны не имели большого желания воевать, поэтому 13 июня 1713 года в Адрианополе был заключен мирный договор. По его условиям Россия не могла иметь своих крепостей между Азовом и Черкасском. Транжемент на Монастырском урочище был оставлен. Монастырский городок опустел навсегда.
Проезжавший здесь в 1774 году путешественник, академик П.П. Гильденштедт увидел печальную картину. С чувством тихой грусти он писал: «От Аксая мы проехали верст шесть на восток до Монастырского ретранжемента. Земляные валы теперь очень низки и почти незаметны, так что через них идет дорога. Внутри их видны могилы донских казаков, павших в битве с турками и татарами… И теперь еще священники из Черкасска ежегодно совершают здесь поминовение».
Примерно в эти годы здесь побывал инженер, строитель крепости Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону) А.И. Ригельман. Он отметил: «Всякий год на оном кладбище в субботу Сырной недели поминовение по убиенным делают, куда почти все, исключая самых старых и малых, выезжают и, по отслужении над оными усопшими панихиды, ядят и пьют, и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзерциции своей настоящее рыстание…».
…Прошли годы. В 1866 году, накануне 230-летия начала Азовской эпопеи 1637 – 1641 годов, по инициативе священника Старочеркасского Воскресенского собора о. Григория Левицкого, начался сбор средств на сооружение памятника – часовни на Монастырском урочище. Большую сумму на создание памятника отпустила войсковая казна, войсковой архитектор Антонио Кампиони выполнил проект часовни, и 21 июня 1866 года состоялась ее закладка.
Через год Покровская часовня на Монастырском урочище была торжественно освящена при многолюдном собрании казаков из Новочеркасска и окрестных донских станиц.
Памятник – часовня представляла собой четырехугольную пирамиду со шпилем. Ее передняя часть была украшена продолговатым фронтоном с двумя гранитными колоннами. Увенчанная главой с восьмиконечным вызолоченным крестом, часовня имела железную крышу. По бокам памятник украшали четыре креста. Священник (и историк) Григорий Левицкий отмечал, что памятник сооружен по типу той старинной часовни, которая существовала здесь в достопамятном 1637 году, когда казачья рать отправилась на штурм Азова. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшая тогда на Монастырском городке, в начале 1730-х годов была переведена в государственную Аннинскую крепость под Черкасском, а оттуда в начале 60-х годов ХУШ столетия – в крепость Димитрия Ростовского, но здесь уже была сооружена не часовня, а Покровская церковь.
Внутрь Монастырской часовни вело трое дверей с каменными ступенями перед ними. Там с восточной стороны находился небольшой, но красивый иконостас, верх которого украшали ангелы, выше которых художник написал Бога Саваофа с распростертыми руками. В середине иконостаса располагалась главная икона Покрова Пресвятой Богородицы. С правой стороны находилась икона, изображавшая явление защитникам Азова Иоанна Предтечи и еще одна икона с ликом этого, весьма почитаемого казаками, святого. На тыльных простенках часовни было три вида надписей: первая рассказывала об истории Азовского «осадного сидения», на второй перечислялись фамилии командиров донских казачьих полков, внесших свою лепту в сооружение этого памятника, на третьей надписи приводился церемониал ежегодного празднования в честь героев Азовской эпопеи.
Вокруг часовни тянулась металлическая ограда с каменными столбами, а вокруг нее росла «азовская сирень с цареградскими розами». Впереди ограды на чугунных лафетах стояли пушки.
Ежегодно, в первую субботу перед 1 октября, здесь совершались панихиды. Эта дата была выбрана потому, что 27 сентября – это день окончания Азовского «осадного сидения». Информацию или отчет о панихиде обычно давали все ведущие газеты Области Войска Донского и юга России.
Гражданская война привнесла свои зловещие краски в панораму Монастырского урочища: здесь появились новые могилы…
В 1918 году дроздовцы расстреливали здесь казаков, по их мнению сочувственно относившихся к красным.
На Монастырском урочище похоронены бойцы 12-й стрелковой дивизии Первой Конной армии, погибшие в начале января 1920 года в станице Старочеркасской. Захватив Старочеркассск 7 января, на Рождество Христово, красноармейцы, измотанные маршем и боями, расположились на ночлег. Рано утром со стороны хуторов Арпачин, Алитуб и Рыков в станицу ворвались сотни Гундоров-ского белоказачьего полка. В завязавшемся бою красные были разбиты и отступили в сторону хутора Большой Лог и уже захваченного войсками Первой Конной армии Ростова. Захваченных в плен две сотни красноармейцев гундоровцы расстреляли на следующий день у здания «Томатки» (ныне здание кафе «Старочеркасск»).
Первоначально погибшие красноармейцы были погребены в станице Старочеркасской, а в 1924 году их останки торжественно перенесли на Монастырское урочище. Несколько позже здесь появился памятник с надписью на мраморной доске «Вечная слава павшим бойцам 12-й стрелковой дивизии в гражданскую войну 1918 – 1920 гг.». В 1950-х годах, при углублении входа в подвал здания «Томатки», по воспоминаниям участника этих событий А.П. Кашкинова, на глубине одного метра были обнаружены останки еще 15 расстрелянных красноармейцев.
В 1928 – 1929 годах комсомольцы станицы Старочеркасской во главе со своим секретарем В.Д. Матекиным собрали по окрестным местам, заросшими камышами, останки и белых и красных казаков, погибших в бессмысленно-братоубийственной гражданской войне. В нескольких гробах их погребли на территории Монастырского урочища: так смерть примирила в гражданскую войну непримиримых казаков… Об этом в 1980 годах рассказал в своих воспоминаниях полковник юстиции В.Д.Матекин, тот самый комсомольский секретарь далеких 20 – 30-х годов лихого ХХ столетия.
В годы Великой Отечественной войны на Монастырском урочище появилась еще одна братская могила. Это было время, когда Дон поднял на защиту Родины своих лучших сыновей и дочерей, когда газета «Правда», вспоминая славную боевую историю Дона, писала: «всем нам дорог любимый тихий Дон, река русской свободы и героических преданий. Здесь в течение веков шла непримиримая борьба с врагами русского народа. Здесь от смертельного удара пало монгольское иго, и Дмитрий Донской завоевал историческую свою славу. …Здесь росли поколения отважных воинов, передававших из рода в род традиции беззаветной преданности Родине и бесстрашия в бою».
…В октябре 1941 года перед экипажем канонерской лодки «Ростов-Дон» была поставлена задача поддержать своим огнем оборону Таганрога и вывезти из города документы и ценности. Экипаж выполнил поставленную задачу, потеряв при этом одиннадцать своих товарищей. Проплывая по Дону мимо Монастырского урочища, оставшиеся в живых предали земле этого священного места погибших. Вот их имена: командир отделения комендоров А. Парамонов, дублер капитана В.К. Макаров, командир отделения рулевых Д. Филатов, командир отделения химиков В.А. Колодяжный, комендоры лодки О.А. Бычков, С. Бурлаченко и Г. Гончаров, машинисты Н. Самойленко, С.М. Тимонин и И.Е. Чернов, строевой И.Е. Низиков.
Прошли годы, десятилетия… Монастырское урочище влекло к себе не только пытливых краеведов-историков, но и всех неравнодушных к своей истории людей. Старый памятник, установленный еще до войны, обветшал, и тогда решено было соорудить здесь новый мемориал воинской славы. 9 мая 1974 года он был открыт в торжественной обстановке в присутствии сотен людей. Каждому из поколений воинов была возведена мемориальная стена с соответствующими надписями, а на высокой стеле, вознесшейся у самого берега Тихого Дона выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.
В августе 1990 года, с началом эпохи перестройки, на Монастырском урочище была проведена первая, после октября 1942 года, панихида. Ее инициаторами стали участники Первого Всероссийского конного униформированного похода казаков, а провел панихиду старочеркасский священник о. Виктор (Посохов). Авторы этого очерка тоже имели счастье принять участие в возрожденной из небытия священной традиции. С тех пор 14 октября каждого года на земле Монастырского урочища со всех концов Дона и России собираются казаки, чтобы в торжественной обстановке молитвенно помянуть своих предков, завоевавших Дону и России бессмертную славу.
В начале 2000 года начал действовать попечительский совет по восстановлению войсковой часовни Покрова Пресвятой Богородицы. 11 октября 2005 года архиепископ Новочеркасский и Ростовский Пантелеимон в присутствии главы Аксайского района В.И. Борзенко, сотрудников Старочеркасского и Аксайского музеев, казаков Черкасского округа, интеллигенции, школьников и кадетов Аксайского района освятил часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В настоящее время на Монастырском урочище, этом святом для каждого казака месте, проходят торжественные мероприятия, посвященные славным казачьим датам. Звучат церковные молитвы, торжественные и искренние речи, призывая все новые и новые поколения донцов прийти сюда и поклониться своим славным предкам, стойко бившимся за землю родную и завещавшим нам беречь ее как бесценную и вечную святыню, без которой не может жить человек…
Михаил АСТАПЕНКО, Евгений АСТАПЕНКО