В боях за Манычский плацдарм
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Защита Отечества, ИзбранноеПосле победы под Сталинградом советским командованием было предпринято наступление на Среднем Дону и немецкие войска начали постепенно откатываться на запад. Гитлеровцы готовились к длительной обороне Ростова. «Ворота Кавказа» мы не уступим, какой бы ценой нам это не досталось», – хвастливо заявляло немецкое командование. Здесь были собраны огромные силы, и среди них – дивизия СС «Викинг», 23-я танковая, 111-я пехотная.
С нашей стороны освобождение Ростовской области осуществлялось войсками Юго-Западного и Южного фронтов. 2-я гвардейская, 51-я армия, а также 28-я армия наступали вдоль южного берега Дона, стремясь разгромить 4-ю танковую армию Манштейна и овладеть Ростовом.
В конце января развернулись бои на батайско- ростовском направлении. 28-я армия, продолжая развивать наступление, 22 января освободила Сальск, а затем станицу Мечетинскую и 30 января город Зерноград. Немцы оказывали ожесточенное сопротивление, бросая в контратаки все новые силы, подходившие с Северного Кавказа.
В направлении Батайск – Аксайская – Старочеркасская наступала 2-я гвардейская армия под командованием генерала Крейзера, который 24 января поставил следующую задачу: «Прочно удерживать хутора Красный Ловец, Верхнеподпольный, Арпачин, Манычскую. Первому гвардейскому стрелковому корпусу 5 – 6 февраля после перегруппировки приготовиться для наступления на Старочеркасск, Аксай. Направить главные усилия 387-й и 38-й их дивизий с юга через Красный Ловец.
За час до наступления наши части подверглись бомбардировке вражеской авиации. Два дома, в которых располагался штаб 84-го гвардейского стрелкового полка, были разрушены.
Со стороны Старочеркасской немцы все время вели ожесточенный огонь по нашим бойцам. Наши же наступающие части стреляли только из винтовок, другого оружия не применяли, так как получили приказ сохранить все исторические памятники станицы.
Во второй половине дня враг начал массированную бомбардировку, в результате которой хутор Задон был почти полностью уничтожен. За бомбардировщиками в ход пошли фашистские истребители. На бреющем полете они расстреливали всех, кого видели во дворах и на улицах. Со стороны Ольгинской приближались немецкие танки. К исходу дня наши подразделения вынуждены были временно отступить.
Немцам удалось окружить наши передовые части у станицы Манычской. 21 января советские войска вновь заняли хутор Задон, но продвинуться дальше к станице Ольгинской не смогли, а к вечеру и эта позиция была ими оставлена.
25 января противник при мощной поддержке танков и авиации перешел в наступление. Наши части с большим упорством оборонялись, но были вынуждены оставить также хутора Красный Ловец, Нижнеподпольный, а потом и станицу Манычскую. Однако попытка врага переправиться через реку Маныч в районе Тузлова и хутора Красный была отбита огнем советской артиллерии.
В начале февраля 1943 года 1-й гвардейский стрелковый корпус начал наступление на станицу Старочеркасскую. Оно шло с двух сторон – со стороны Новочеркасска и со стороны хутора Задон.
Из приказа командующего 2-й гвардейской армией Я.Н. Крейгера: «В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года и в течение 6 февраля захватить рубеж Красный двор, Старочеркасск, Красный Ловец, выбросить сильные группы в направлении Б. Мишкин и Б. Лог. 1-й гвардейский стрелковый корпус продолжает наступать на Старочеркасскую».
В течение 6 февраля этот стрелковый корпус продолжал вести бой с отрядами прикрытия отходящего противника. Фашисты создали на территории станицы ряд огневых точек – на колокольне собора, в здании бывшего рыбцеха, в зданиях Атаманского подворья, а также во многих жилых домах.
В штаб 84-го гвардейского стрелкового полка накануне наступления пришла жительница станицы с сыном-подростком с сообщением, что в Воскресенском соборе укрываются от обстрела местные жители, в основном женщины, дети и старики. Собор был заминирован, а на соборной колокольне располагался немецкий крупнокалиберный пулемет. Был дан приказ по собору не стрелять и саперам была поставлена задача: окружить собор и предотвратить его подрыв. Из-под стен собора позже наши саперы извлекли около двух тонн взрывчатки.
Наступление наших войск осложняли погодные условия. В январе сильные морозы сменились оттепелью. Снег начал стремительно таять, и талая вода пошла поверх льда. Дон вышел из берегов и затопил всю пойму до самой станицы. А в начале февраля ударили морозы и вся земля, до самого собора, покрылась льдом. Рано утром бойцы полка в густом тумане начали наступление через Дон на станицу Старочеркасскую. Наши воины оказались в невыгодном положении: на открытой местности, на скользком льду, а фашисты закрепились за каменной монастырской стеной.
На следующий день после взятия нашими войсками станицы она подверглась бомбардировке немецкой авиации. Нашим зенитчикам удалось сбить два вражеских самолета. 11 февраля 1943 года утром около десяти немецких «Юнкерсов» бомбили Старочеркасск. Зенитчики 50 артполка 24-й гвардейской стрелковой дивизии, штаб которой находился на хуторе Бахчи, сбили два немецких бомбардировщика. Один упал на хутор Бахчи, другой, падая, задел крышу дома, где находился штаб дивизии. Один из немецких летчиков остался жив, был ранен в ногу. Его летный комбинезон хранится в фондах Старочеркасского музея-заповедника.
В боях за Манычский плацдарм в районе Старочеркасской противник потерял 3100 офицеров и солдат, 80 танков, 89 орудий, 122 автомашины, захвачено шесть транспортеров, 12 бронемашин, 80 пулеметов, 540 винтовок, 11 машин с боеприпасами, три склада с продовольствием.
Среди освобождавших станицу был лейтенант Сергей Юхимишин. В 1990 году он приезжал в Старочеркасск поклониться своим однополчанам, похороненным в братской могиле. Вот что он вспоминал: «Едва улеглась стрельба, появились девчата и женщины со слезами на глазах. Они плакали от радости, несли чайники с кипятком, картошку, хлеб, все, что было съестного. Сами голодали, но делились всем, чем могли. Звали к себе домой, предлагали постирать вещи». Лейтенант записал тогда фамилии женщин: Васильева, Кривошапкина, Стрюкова, Гурова, Черноглазова, Родионова, Чекомасова. Девушки рассказали ему, как полицаи гоняли их работать бесплатно на стекольный завод в Аксай, на виноградники в Большой Лог. Некоторых отправили на работу в Германию.
На долю местных женщин выпало и хоронить наших погибших бойцов. При освобождении станицы погибло большое количество советских воинов. Захоронения имеются в нескольких местах станицы. Но самое большое захоронение – это братская могила в центре станицы Старочеркасской. Здесь похоронено 203 советских воина. В начале 50-х годов братская могила представляла собой земляной холм, обнесенный деревянным забором с небольшой пирамидкой из черного гранита. К ней была прикреплена табличка с фамилиями только десяти воинов. В конце 50-х годов была установлена скульптурная композиция – два солдата склонились над знаменем.
В феврале 1964 года кружок краеведов Старочеркасской средней школы под руководством А. Дьяченко и учителя истории Т. Войченковой начал поиск имен павших. С помощью архивных материалов Азовского и Аксайского военкоматов к 1970 году удалось установить данные на 108 воинов. Позже старочеркасской группой «Поиск» под руководством. А. Ткаченко были установлены имена еще 13 похороненных воинов.
В 1982 году рядом с братской могилой был похоронен наш станичник – Герой Советского Союза Виктор Дмитриевич Резанов. В 2013 году к 70-летию освобождения станицы здесь были установлены бюсты всех троих наших земляков Героев Советского Союза – М.В. Ковалева, П.Е. Татаркина и В.Д. Резанова.
А в далеком 1943 году после освобождения Старочеркасской наступление наших войск развивалось в сторону Ростова-на-Дону.
Уже к утру 14 февраля 1943 года была освобождена станица Аксайская.
И. Емельянова, заведующая отделом научных экспозиций
и архитектуры Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!