Если бы я был волшебником…
Новость в рубрике: Образование, СемьяВоспитание детей нелегкий труд и каждый родитель желает видеть свое чадо умным и послушным. Но идеально послушных детей, которые с первого раза беспрекословно выполняли все то, что говорят родители, просто не бывает, даже самые идеальные дети склонны временами совершать проступки и шалости. Возникает резонный вопрос на тему, каковым должно быть наказание, и должно ли оно вообще присутствовать. Ведь дети мыслят не так, как взрослые и к ним не применимы методы воздействия аналогичные для взрослого человека.
Истина здесь, как водится, находится посередине: процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень многое зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка – одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны родителя, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение.
О том, насколько волнует родителей тема наказания ребенка в семье и почему эта тема актуальна, мы говорим с педагогом-психологом, руководителем Службы ранней помощи Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района А.Н. Бережной.
Почти 80 процентов обращений, которые попадают к Александре Николаевне, так или иначе касаются трудного поведения детей, и в связи с этим родители пытаются выяснить, наказывать своего ребенка или нет.
Чтобы выяснить для начала, а что сами родители думают по этому поводу, им предлагается заполнить анкету. Мамы и папы пишут, например, какие трудности, проблемы встречаются в воспитании ребенка, какое наказание и за что следует чаще всего, считают ли родители, что ударить ребенка – значит нарушить его права?
После анкетирования проводится беседа с родителями для подтверждения фактов, которые они указали в анкете.
Например, родители пишут, что наказывают своего пятилетнего ребенка за то, что он не умеет читать, или не может писать красиво. Тогда мы задаем вопрос, а знаете ли вы, родители, возрастные особенности ребенка? То есть, в пять лет мы наказываем ребенка за то, что он не может написать цифру. Ведь навык счета и письма по-прежнему, несмотря на 21-й век, формируется к семи годам! И ребенок именно в виду своих возрастных особенностей пока этого делать не может. И тем не менее, как выясняется из анкеты, дети лишаются «вкусненького», просмотра мультиков, игр на планшете: «Пока ты не научишься писать эту букву, игра на две недели тебе не доступна!». Естественно, из-за этого у ребенка идет протест. И тогда начинается трудное поведение – непослушание, несогласие, разногласие с родителями.
– Среди причин, которые приводят к нарушению взаимоотношений в семье, – говорит Александра Николаевна, – хочется назвать отсутствие такого способа общения родителей с детьми, как «активное слушание». Причины трудностей ребенка часто бывают скрыты в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… ребенка послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «активного слушания». Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже, когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.
Чаще всего, когда родители приходят на консультацию к Александре Николаевне, говоря о трудном поведении детей, имеется в виду личная детская история самих родителей, считает психолог:
– Они от своих родителей не получили любви, и стиль наказания, методы воспитания переносят на своего ребенка, не зная, как это делать правильно. То есть, иногда родители приходят сразу с вопросом – подскажите, как правильно наказать ребенка, а нужно ли его вообще наказывать? Мы объясняем: ребенок – это личность, а его плохой поступок – это поступок. И здесь необходимо в форме беседы обсудить не ребенка «какой ты плохой», а обсудить поступок – «сегодня ты совершил плохой поступок – это расстроило меня, а что с тобой в этот момент происходило? Ты устал в школе? Ты был зол? Чем-то расстроен?» То есть, мы не ломаем личность ребенка, а обсуждаем только плохой поступок. И тогда вы сами увидите – нужна ли вам помощь психолога. Иными словами, когда родитель активно слушает ребенка и говорит о его чувствах, слово «наказание» отступает вовсе.
По мнению Александры Николаевны, ни в коем случае не стоит пренебрегать таким общением, когда после возвращения с работы родителей домой, дети требуют внимания – не социально-бытового, а такого: «позанимайся моей деятельностью, которую я хочу, не которую ты говоришь – делай уроки, или делай дошкольную работу, а именно поиграй со мной в то, во что я хочу – построй со мной Лего-дом или спой вместе со мной колыбельную моей кукле!».
– Дети в этом своем желании единодушны, что очень хорошо наблюдается на групповых занятиях, – рассказывает Александра Николаевна. – На занятиях с применением песочной терапии, есть темы, например, «Если бы я был волшебником, что бы я изменил в своей семье», выясняется – чтобы мама была добрее, чтобы папа требовал меньше, чтобы мама вечером поиграла со мной, чтобы мама почитала книжку. Сейчас родители нацелены на усиленную подготовку к школе, а у ребенка мечта – поиграть с мамой, чтобы мама была свободна, а не занята готовкой, уборкой, чтобы папа был свободен, посмотрел на мой рисунок, посмотрел, как я играю.
«Мы должны бросить все свои дела, – убеждена Александра Николаевна, – и повзаимодействовать с ребенком хотя бы полчаса, а если семья многодетная – организовать совместную деятельность с мамой и папой обязательно! Тогда не будет трудного поведения, тогда не будет и надобности в наказании».
По словам нашей собеседницы, обратная связь с родителями дошкольников очень хорошая, они выполняют все рекомендации:
– Мы показываем на занятиях, как правильно играть с ребенком, подбираем наиболее подходящие методики – в зависимости от потребностей и задач, которые перед ребенком ставят родители. Известно, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек. Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.
Или вот пример. К нам за помощью обратилась мама, ее ребенок (учится в начальной школе), который «дома ведет себя хорошо, ничему не противится, выполняет все наши желания и требования, послушный, одним словом», в школе становится «как подменили», проявляет агрессию, кидается на сверстников. Что происходит? Начинаем разбираться, смотрим семейные отношения, для этого есть специальные методики, и выясняется, что дома много установок и запретов, не разрешают проявлять чувства. Мы объяснили родителям, что такое преображение – не что иное, как демонстративное поведение: «обратите на меня внимание, у меня есть свои чувства и желания». В данном случае родители пошли навстречу, согласились с нашими выводами и предложениями и для коррекции поведения ребенка мы как раз применили метод игротерапии.
Активно использует в работе Александра Николаевна и сказкотерапию:
– Допустим, есть какое-то непослушание ребенка из-за того, что нарушен эмоциональный контакт с мамой, мама не знает, как наладить контакт с ребенком. Тогда даем сказку или небольшую сказочную историю – готовую, или придуманную вместе с родителями – где главный герой будет носить такое же имя, как ребенок. И сказочный персонаж малыша будет совершать в сказке плохие поступки, демонстрируя непослушание и вредничать. Самое главное сделать акцент, на том, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы ребенок через призму сказочных героев смог четко определить для себя границы дозволенного. Если нет желания или фантазий придумывать новые истории, можно переложить на новый лад уже известные сказки, которые могут быть знакомы ребенку.
Очень нравится родителям такой вид групповых занятий, как арт-терапия.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно арт-терапия позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
– Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, – говорит Александра Николаевна, – являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Представьте, как интересен детям сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками – это будет красиво! Де-ти расстаются с негативными эмоциями, а родители наводящими вопросами о том, что изображает ребенок, получают уникальную возможность узнавать, что тревожит их сына или дочь, а главное – как они могут ему помочь. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий.
– Вот, мы снова вернулись к этому слову – наказание. А бывает, что дети сами к вам приходят за помощью? Наверное, это дети постарше?
– Да, обращаются иногда сами, жалуются на высокие требования со стороны родителей и в связи с этим негативные эмоции, которые у них накапливаются в отношении своих близких. Мы работаем в таких случаях и с родителями, и с ребенком, с его эмоциями – гневом, агрессией, которые прячутся глубоко внутри, помогаем с этим справиться.
– Где грань, когда наказание переходит в насилие?
– Когда родитель не справляется со своими чувствами и переходит к физическому наказанию. Наказание следует расценивать как насилие, если оно причиняет ущерб здоровью – физическому или психическому. Недопустимой считается не только физическая агрессия (избиение детей, запирание в темной комнате и т.п.), а и вербальная (крик, брань, оскорбления, нотации, угрозы, обидные прозвища, высмеивание, запугивание).
– Наказание ребенка в семье, – продолжает наша собеседница, – это только обращение внимания на плохие поступки детей. А если мы обратим внимание на хороший поступок? Каким словом тогда это назвать? Тогда мы уйдем от слова наказание, мы перейдем к слову поведение. И, может быть, мы когда-нибудь придем к тому, что в обществе исчезнет устойчивое словосочетание «наказание ребенка».
Мировая педагогика знает массу способов воспитания, но ни один из них не дает гарантированного результата. С психологической точки зрения, воспитание – это путь к сознанию человека, к изменению его отношения ко всему миру и к себе. Родителям, считает Александра Николаевна, полезно читать хорошие и добрые книги, которые помогут разобраться в поведении ребенка, например, вот эти:
Р.В. Грин «Взрывной ребенок», Юлия Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания», «Поведение ребенка в руках родителей», Томас Гордон «Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности».
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!