Добром уча, врачуя душу…
Новость в рубрике: Образование, СемьяВ Аксайской школе № 1 более 11 лет существует класс «Особый ребенок». Здесь занимаются дети, которых раньше считали необучаемыми. Диагнозы самые разные, их можно обозначить одним термином – дети с особенностями развития. Все ребятишки класса имеют статус инвалидности, то есть их проблемы не временные, а это постоянные сложности, не только с обучением, но и с социализацией, самообслуживанием и так далее.
В этот класс я шла с некоторой опаской – как встретят меня особенные дети, как отреагируют? Знаю, что многие из подобных детей остро реагируют на посторонних или, наоборот, замыкаются в себе, кто-то, несмотря на усилия логопедов и психологов, не разговаривает, некоторые успешно повторяют фразы за взрослыми, но тут же забывают, о чем шла речь. Эмоционально эти дети неустойчивы, а зачастую не предсказуемы. Их обучение и социализация обычно идут медленно, тяжело и очень индивидуально.
Я открыла дверь в класс, и меня встретила улыбкой педагог, учитель и воспитатель – вторая «мама» особых ребятишек Светлана Валентиновна Луговик. Окруженная детьми, она держала за руку одну из девочек. Тактильный контакт очень важен для налаживания взаимоотношений, для социализации. Девочка, опустив голову, словно боясь взглянуть на окружающий мир, через небольшие промежутки времени энергично сжимала руку учителя и, как бы выглядывала в реальность. Подняла она свои милые, немного растерянные глазки и на меня. И для нее это было смелостью, ведь я чужак, вступивший на уютную, домашнюю территорию класса.
Словно почувствовав напряженность момента, другая девочка, Настя, стремительно подбежала ко мне, крепко обняла и торжественно сказала: «Ты – моя!». Настя провела для меня экскурсию по классу – показала рабочие столы, составленные в кружок, столики для рисования и изготовления поделок, с большой гордостью и некоторой таинственностью похвасталась компьютерами – для каждого ребенка по машине… И, конечно, как пройти мимо интерактивной песочницы, уголка отдыха и разгрузки, где стоят мягкий диван и кресло, меняющее форму. Насте трудно выразить свои эмоции словами, она помогала себе жестами и с улыбкой звала меня: «Идем, идем!», показывая сокровища своего мира.
Когда Настя превратила меня из чужой в свою, то и другие дети захотели показать свои достижения. Каждый делал это по-своему, стесняясь, с опаской или настойчиво, но я успела увидеть любимые игрушки, насладиться рисунками и удивиться красоте и аккуратности поделок. А прописи! У некоторых детишек просто талант к каллиграфии, не каждый взрослый так аккуратно и красиво пишет! Оказалось, что и компьютеры они вполне освоили – печатают для себя рабочие карточки, пытаются рисовать в Paint. С интересом смотрят познавательные фильмы о животных и очень любят мультфильмы, особенно поучительные, такие, как «Маша и Медведь».
«Сейчас у нас обучается шесть детей, и седьмой мальчик посещает наш класс иногда, в основном, в целях социализации, взаимодействия с другими детьми, но находится он на домашнем обучении, поскольку нуждается в постоянном сопровождении взрослого, – рассказывает С.В. Луговик. – Многим детям с особенностями развития необходимы тьюторы. Тем более, что новые стандарты образования предусматривают таких специалистов. Но пока их у нас нет. Одному педагогу сложно с детьми управляться, ведь все они учатся по индивидуальным адаптированным программам, каждому надо уделить особое внимание, с каждым позаниматься, пообщаться. И при этом не стоит никогда забывать, что эти разные по темпераменту, заболеваниям, уровню развития и возрасту дети должны стать за годы обучения единым коллективом, пусть небольшим, но социумом».
Когда в 2007 году в Аксайской школе № 1 открыли класс «Особый ребенок», Светлана Валентиновна Луговик не имела опыта работы с детьми с особенностями развития, хотя уже была опытным педагогом, учителем начальных классов.
«Первые полгода, – рассказывает Светлана Валентиновна, – мы толком не знали, что с такими детьми делать. Не было тогда ни специальных развивающих и обучающих программ для таких детей, не было опыта. Вообще в ту пору только начинали говорить о том, что и для таких детей образование должно быть доступно, они наряду со всеми должны посещать школу. Мы, по сути, стали первооткрывателями и постепенно нарабатывали опыт, но знаний не хватало. И так получилось, что в разговоре начальник Управления образования Владимир Иванович Черноусов спросил меня, почему я не хочу учиться дальше. И я задумалась, что надо продолжить образование, получить необходимые знания. Так я поступила в ЮФУ, в педагогический институт на кафедру коррекционной педагогики, окончила, получив образование дефектолога. Меня учили высококлассные специалисты, первооткрыватели и уже корифеи в этой области – Марина Леонидовна Скуратовская, Наталья Николаевна Абашина».
Главные навыки, которые получают в классе дети, – это, прежде всего, социализация. Конечно, и родители, и педагоги понимают, что полная социализация для таких детей невозможна, но стараться улучшить качество их жизни, научить самообслуживанию, развить способности к творчеству, общению, а по возможности дать навыки чтения, письма и счета – вполне возможно.
Дети находятся в школе до 14 часов, здесь они дважды кушают – завтракают и обедают, а также занимаются, имеют возможность играть и отдыхать, расслабляться, снимать возбуждение, ведь при определенных заболеваниях оно часто проявляется у ребят. Дети приходят в класс по направлению специальной психолого-педагогической комиссии, родителям рекомендуют отдать своих детей в школу. Многие родители не особенно верят, что их детей чему-то могут научить, но начинают посещать школу сначала с самими детьми, потом дети приходят в класс самостоятельно.
Как рассказывает Светлана Валентиновна, к ней попадали дети, которые поначалу даже кушать сами не могли, их приучали к общему столу. Были и такие, что прятались под столами, всех боялись, но потом начинали осваивать программу, общаться с другими детьми и достигали очень значительных успехов, как, например, уже выпускник Андрей, который на довольно высоком уровне читал, писал, главное, замечательно рисовал, на стенах класса висят его рисунки. Андрей был неоднократным участником различных творческих конкурсов – районных, областных, всероссийских и даже международного.
«У каждого ребенка есть свои сильные стороны, – считает С.В. Луговик, – главное, их заметить и развить».
Дети должны отучиться в школе девять лет, но с 2016 года по новым образовательным стандартам прибавился еще один год подготовительного обучения. Дети приходят на обучение с восьми, девяти, десяти лет. В течение 10 лет с ребятами работают педагог Светлана Валентиновна Луговик, учитель-логопед Надежда Евгеньевна Жеглова и Евгения Михайловна Пчельникова, педагог-психолог Елена Евгеньевна Ковалевская, социальный педагог Светлана Владимировна Дзюба. Дети также занимаются с музыкальным работником Ларисой Владимировной Чумаковой, есть у них и физкультурно-спортивные занятия. Школа старается задействовать детишек с особенностями развития по максимуму. Кроме повседневных занятий проводятся праздники, экскурсии, встречи с бывшими учениками, когда ученики разных поколений вместе проводят время и старшие заботятся о младших, что также дает заряд положительных эмоций.
Такому классу требуется много специального оборудования, материалов для занятий творчеством, развивающих игр и т.д.
«Последнее время, – говорит Светлана Валентиновна, – на нас особое внимание обратила администрация города Аксая, которая привлекла спонсоров. Мы смогли провести для детей яркие праздники, подарить небольшие подарки, закупить развивающие игры, а один из спонсоров подарил нам уютный диван для уголка отдыха. Нашлись люди, которые поняли, что такие дети нуждаются в помощи и заботе, в развитии, ведь помогая им, мы помогаем нашему обществу быть добрее, сплоченнее».
В ходе обучения педагоги с успехом справляются с различными сложностями, и образование действительно становится доступным для детей с особенностями развития.
Но, к сожалению, после школы эти дети остаются дома, у них нет возможности ни продолжить обучение, ни найти работу. Есть редкие случаи, когда такие ребята устраиваются помощниками при храмах, но это редкость. Таких учебных заведений, как были раньше ПТУ, для продолжения учебы несложным профессиям или каких-то артелей для устройства на посильную работу, не существует. Нужно, чтобы кто-то позаботился о социализации этих детей и во взрослой жизни, ведь доступное образование имеет целью сделать наше общество в целом доступным, адаптированным для таких людей. Правительство делает первые успешные шаги на этом пути, внедряя в жизнь принципы доступной среды, но впереди еще много задач и усилий.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!