Цыганское счастье. Какое оно?
Новость в рубрике: Семья8 апреля 1971 года в Лондоне начал свою работу первый Всемирный конгресс цыган, на который съехались представители более 30 государств из разных концов света. Цыгане – одна из немногих наций, расселившихся по всему миру, не имеющая своей территории. Выходцы из Индии, они в поисках лучшей жизни откочевали в страны Старого и Нового света, интегрировавшись в жизнь тех народов, среди которых живут, но при этом сохранив свои обычаи и традиции. Цыганам посвящены известные произведения мировой литературы: поэма А. Пушкина и повесть А. Калинина, роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери», повесть П. Мериме «Кармен», рассказ М. Горького «Макар Чудра» и другие. Цыганский флаг разделен по горизонтали надвое: голубой верх символизирует цвет неба, зеленый низ цвет травы, а посередине красное колесо, обозначающее кочевую жизнь.
Со временем, однако, кочевой жизни пришел конец. В СССР постановление Совета Министров СССР о переходе на оседлость было принято в 1956 году, кочевье приравнивалось к бродяжничеству. И цыгане осели в тех местах, где раньше кочевали. Расселились широко по России, в странах Восточной Европы. У этих народов есть нечто общее – славянский менталитет. Широкая душа, умение приспосабливаться в любых условиях и вечная мечта о свободе, о воле. Все это есть и у цыган.
Случилось мне как-то попасть в Ростове на концерт цыганского театра «Ромэн» с участием самого Николая Сличенко. Простой паренек, прошедший путь от табора до московской сцены, много лет возглавляющий цыганский музыкально-драматический театр, народный артист СССР… В конце двухчасовой программы, после всех, он, наконец, вышел на сцену. Перебрал струны своей гитары (зал замер) и вдруг запел! «Ах, ручеечек, ручеек» – пел и приплясывал вместе с ним весь огромный зал Дворца спорта, а восторженные аплодисменты в конце были слышны, наверное, за несколько кварталов… «Словно красные розы на снегу», – сказал о цыганском огневом танце писатель Александр Куприн.
И в то же время видим сегодня в криминальных сводках: цыганский наркотрафик, цыганский беспредел с незаконными врезками в газопроводы и электросети. Говорят, – воруют, обманывают честной народ, работать не хотят.
Но не бывает народов плохих и хороших, бывают разные представители этих народов. Среди цыган есть не только известные и любимые артисты, есть ученые-искусствоведы, адвокаты, эффективные менеджеры. А здесь, в сельской местности, они стараются сохранить свой патриархальный уклад.
Так какое оно, цыганское счастье? И что такое счастье вообще? Когда дом полная чаша, хорошая семья? Когда сбываются самые смелые мечты? Когда борьба со смертельным недугом оканчивается победой над ним и торжествует жизнь?
А просто организовать повседневный быт семьи, чтобы были в нем радость и горе, нужда и испытания, и были силы все преодолеть, чтобы достойно уходили старики и рождались желанные дети, и катилось это бесконечное колесо жизни… Разве не счастье?
Не следует думать, что им бы, цыганам, только петь да плясать. Жизнь, полная лишений, способна многому научить. Цыгане знают толк в лошадях, умеют с ними обращаться. А тут требуются кузнечные навыки. Анатолий Калинин ведь своего Будулая не выдумал, списал с живого прототипа. Не обязательно грубая работа и умение работать с металлом. Какими затейливыми узорами украшают они свои кольца, передают их от отца к старшему сыну, от сына к внуку. Почему именно по мужской линии? Чтобы был мужчина в доме опорой семьи, крепким плечом. Так они понимают его предназначение.
Именно такое колечко показали мне в доме цыганской семьи Николаенко из станицы Ольгинской, которая живет тут с семидесятых годов, когда приехал сюда из Азовского района ее глава Николай Васильевич. В свое время был он старьевщиком (существовала когда-то такая профессия, ношеную одежду – обувь скупать да перепродавать, вот он и ездил на бричке). Потом пошел в колхоз скотником. Детей у него было шестеро, сыновья тоже успели на ферме поработать.
Двенадцать лет назад я увидела в первый раз на МТФ АО «Пригородное» одну из передовых доярок Татьяну Николаенко, его дочь. Она коров начала доить с семнадцати лет. И, наверное, по сей день бы работала, да не стало животноводства, сельхозпредприятие сменило профиль. Часть людей перешла в «Солнечное», тепличному хозяйству всегда нужны рабочие руки. И здесь, в «Солнечном», вскоре среди уходчиц встретила я эту женщину.
– А в другом блоке работает моя невестка Христина, – сообщила она, широко улыбаясь.
Муж Христины, Петр, трудится здесь же слесарем. В канун 2017 года они в тержественной обстановке получили документы об участии в федеральной программе «Молодая семья», когда треть стоимости будущего жилья покупатель оплачивает сам, а две трети возмещаются из областного и федерального бюджетов.
Когда-то дед Николай Васильевич купил в станице хатку с землей. Подросли дети, все вместе они построили дом просторный, в котором сейчас живут, как они сами говорят, 25 человек. Два поколения этой семьи. Старший из сыновей, Руслан, раньше отделился, дом второго, Петра, которому повезло попасть в федеральную программу, почти готов.
На мой вопрос, откуда в трудное время средства на строительство, отвечают просто: все работают. Руслан стал сварщиком, работал на «Кардане», сейчас на одном из предприятий в Аксае. Второй сын – слесарь, третий – шиномонтажник. Все специальности ходовые, пропасть не дадут.
А если работы нет, ее всегда хватает дома. Такую семью прокормить! На том месте, где была когда-то родительская хатка, теперь летняя кухня с навесом, во дворе многочисленные строения для животных, птицы. Коров когда-то было 25, теперь осталось пять. Выращивали и бычков на мясо. При случае купили трактор «Беларус», пресс-подборщик, по договоренности со станичным атаманом косят траву на казачьей земле, заготавливают сено.
В доме у каждого свои обязанности. Шалить разрешается только самым маленьким. Взрослые на работе или заняты по хозяйству. Женщины – по дому, по кухне. Середина марта – время поста, цыгане – люди православные, обычаи чтут, но те, у кого тяжелая работа, должны восстанавливать силы, поэтому сегодня зарубили утку для борща. Накрывают чайный стол, к чаю выставляют миски с хворостом, с домашней сметаной для детворы и для гостей. Наливают чай из чайника, но есть традиция дарить на свадьбу самовар – настоящий, медный, который топится дровами. Вон они стоят в ряд под потолком, на самой верхней полке. Было десять, но один уже подарили, осталось девять.
Та самая Татьяна Николаевна, с которой мы знакомы уже двенадцать лет, рассказывает:
– Самая старшая в нашей семье – Соня, ей 62 года, самая младшая Сабрина, ей второй месяц. Дети наши в садик не ходят, воспитываются дома.
С самого рождения учатся говорить на двух языках: цыганском и русском,который для них тоже родной.Ведь жили и живут в России, на Дону уже не одно поколение цыган. В школу, в основном, приходят, не зная грамоты, быстро догоняют остальных.Все дети идут в школу с семи лет, мальчикам надо дать образование, специальность, им же семью кормить, для девочек важно, чтобы она была прежде всего матерью, женой, хозяйкой. Мобильники покупаются только мальчикам, девочкам они не нужны, тем более Интернет, в нем столько порочного.
– А если что случится, откуда вы, родители, узнаете?
– А наши девочки поодиночке не ходят, или группой, или со старшими. Пусть сидит дома, вышивает себе подушки к свадьбе.
Принесли те самые подушки. Сами набивают их гусиным пухом. Сама же будущая невеста и вышивает.
– Знакомятся молодые люди очень просто. Родители расспрашивают, в каких семьях есть девочки, напрашиваются в гости на чай. Присматриваются к девочке, если нравится, засылают сватов. Свадьба? О, это, конечно, большой праздник! Гуляет вся родня, друзья, соседи.
На другом шкафу, повыше – баян. Играет на нем Анисим, сам научился. Сейчас его нет дома, а то сыграл бы.
Показной роскоши в доме не видно, но все необходимое у всех есть.
– Живем по принципу одного кармана, – объясняют, – все доходы складываются вместе, а потом покупается то, что в данный момент кому необходимо, будь то старый или малый.
Так какое же оно на вкус, цыганское счастье?..
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!