Музейная революция – вызовы времени
Новость в рубрике: КультураИменно «музейной революцией» СМИ определяют сегодня активный творческий поиск новых направлений и форм работы с посетителями в музеях страны. Настоящий бум выставок в центральных музеях проявил острую потребность общества в приобщении к национальному и мировому культурному наследию. Значительно возрос интерес и к истории малой родины. Каким быть музею будущего, какие направления его деятельности могут отвечать вызовам современного общества, интересам молодого поколения? Какова роль музейного наследия в создании культурного образа туристского местоположения региона? С этими вопросами мы обратились к директору Аксайского военно-исторического музея Ольге Владимировне Григоренко.
– Ольга Владимировна, общую тенденцию в культурном развитии страны составляет значительное расширение функций музеев, ориентированных на потребности въездного и внутреннего туризма, просвещения и патриотического воспитания…
– На современном этапе развития общества актуальным является гуманизация и патриотическое воспитание молодежи на основе наследия региональных музеев. Здесь очень важно выделить социальную функцию музея как хранителя культурного наследия и социальной памяти, обеспечивающего непосредственное взаимодействие с обществом. Музей аккумулирует процессы социокультурного взаимодействия поколения людей, их духовность, достоинство, патриотизм. В этой связи одним из значимых направлений социальной деятельности Аксайского военно-исторического музея должно быть взаимодействие с детскими дошкольными учреждениями, школами и другими учебными заведениями, посетителями, лицами с ограниченными возможностями и особенностями развития, общественностью нашего города и Аксайского района.
– Какой ресурс необходим для эффективного социального взаимодействия музея и общества?
– Созданная электронная база данных фондовых коллекций, их детальная паспортизация значительно расширили научный и познавательный потенциал музея как просветительского центра. Возможность определения глубоких культурных и ценностных смыслов предметов материальной и духовной культуры, объектов мемориального наследия открывает перспективы для эффективного включения музейного наследия в интерактивное культурно-образовательное пространство, позволяющее осмыслить значимость и уникальность региональной истории.В связи с этим в музее организован Центр краеведения и музейной педагогики «Наследие». Как показывает отечественный опыт, деятельность таких Центров обеспечивает эффективное социальное взаимодействие музея с учащимися школ, молодежью, разными категориями посетителей.
– Как будет осуществляться музейно-педагогическая деятельность в Центре?
– Важно отметить, что основным средством просветительной деятельности является сам музейный предмет. Формирование знаний региональной истории, культуры, традиций непосредственно через музейный предмет, как аутентичный образ региональной культуры, способствует более эффективному восприятию и пониманию исторического процесса как на конкретной территории, так и в масштабах страны. Таким образом, в рамках каждого тематического или интер-активного мероприятия коллекции музея начинают «работать» более эффективно.
Средством обучения может быть и тематическая коллекция, и один, но уникальный предмет, который оказывает воздействие на формирование качественно новых знаний, чувств, впечатлений, раскрытие творческого потенциала школьника. В целом организация просветительской деятельности будет способствовать познанию региональной истории на основе исторического, культурного и мемориального наследия Аксайской земли, репрезентативных архивных документов и коллекций музея. В процессе приобщения к прошлому через живое наследие у школьников формируется национальное сознание, этнокультурная идентичность, патриотические чувства к Родине.
– Создание Центра потребует кадров новой квалификации – «музейных педагогов»?
– Нет, фактически все, что аккумулирует сегодня в своей деятельности Центр, нарабатывалось коллективом в течение многих лет, и этот накопленный опыт сегодня является основой для развития музейной педагогики. В музее сложилась устойчивая и популярная среди наших земляков практика проведения тематических мероприятий, фестивалей, выставок, анимационных программ. Задействованы и новые формы работы по патриотическому воспитанию. В 2017 г. музей стал победителем Всероссийского конкурса Российского военно-исторического общества по разработке туристического маршрута на потенциале мемориального наследия г. Аксая и Аксайского района 1941 – 1943 гг. «Они защитили Родину: имена на обелисках». С 2017 г. по этому маршруту музей проводит экскурсии. Все эти мероприятия успешно проводят наши сотрудники, музейные педагоги, которые специализируются на самых разных направлениях.
– Ольга Владимировна, расскажите об основных направлениях деятельности Центра краеведения и музейной педагогики.
– Ключевые направления ориентированы на развитие всего культурно-просветительского пространства музея: военно-исторический комплекс, в состав которого входит выставка военной техники и секретный командный пункт Северо-Кавказского военного округа с углубленным бункером, музейный комплекс «Таможенная застава ХVIII в.» с подземными каменными коммуникациями общей площадью 350 кв.м; музейный комплекс «Почтовая станция ХIХ в. в составе двух объектов: «Домик постового смотрителя» и «Гостиница», «Домик А.В. Суворова»; памятники мемориального наследия Аксайского района: в г. Аксае, х. Б. Лог, х. Мишкин, Каплица, ст. Старочеркасская, ст. Ольгинская, ст. Александровская, ст. Грушевская, п. Красный колос, х. Ленина, х. Верхнеподпольный, Гиреева могила.
Для приобщения школьников и молодежи к историческому, культурному и мемориальному наследию нашего края определены три ведущих направления деятельности Центра: историко-краеведческое, гуманитарно-междисциплинарное и социально-ориентированное. Мероприятия и музейные уроки проводятся музейными педагогами в сотрудничестве с образовательными учреждениями в контексте общих целей и содержания базовых школьных образовательных и воспитательных программ. Музейно-педагогическая деятельность осуществляется по шести тематическим направлениям.
Направление «Традиция» ориентировано на познание богатого мира традиционной материальной и духовной культуры народов Нижнего Дона, донского казачества непосредственно через этнографические коллекции музея (музейный педагог Л.В. Волощук). Направление «Изо-студия» как художественное эстетическое способствует приобщению детей к мировой, отечественной и региональной художественной культуре на основе потенциала областных и региональных музеев (музейный педагог И.В. Соломаха).
Историко-краеведческое и экологическое направление «Малая Родина» способствует познанию природного и историко-культурного наследия края на основе экспонатов и открытых памятников природного, исторического, культурного, археологического и архитектурного наследия музея, природоохранного заповедника областного значения «Мухина балка» (музейный педагог Ю.Б. Потапова). В рамках военно-краеведческого направления разработана новая программа патриотического воспитания молодежи «Герои Дона – летопись времен», которая будет реализована в форме тематического выездного лектория. Следующее направление «Творческая прикладная школа музееведения» – профориентационное. Цикл тематических занятий «Введение в музейную профессию» нацелен на мотивацию учащихся выбора будущей профессии, формированию знаний и практических навыков в области экскурсионного дела и музееведения (музейный педагог П.В. Сосова).
Школа волонтеров-краеведов, как организационно-патриотическое направление, ориентировано на проведение акций Памяти, посвященных участникам Великой Отечественной войны, погибших за освобождение г. Аксая и Аксайского района, а также историко-краеведческих полевых экспедиций на территории Аксайского района по сбору воспоминаний о событиях 1941 – 1945 гг. и формирование архивной базы данных по материалам опроса местных жителей, свидетельств очевидцев о периоде оккупации и освобождении территории от немецких оккупантов (1941 – 1943 гг.) (научные руководители, координаторы – Н.А. Балюк, О.Н. За-гайнова). Безусловно, развитие этих направлений будет способствовать повышению социальной роли музея, обеспечит его активное взаимодействие с жителями нашего края.
– Ольга Владимировна, создание нового структурного подразделения музея и развитие актуальных для нашего района направлений в сфере просвещения требуют материально-технического обеспечения.
– Для реализации поставленных задач необходимо привлечение как спонсорской помощи, так и внебюджетных средств на техническое обеспечение разработки виртуальных экскурсий для школьников и молодежи, лиц с ограниченными возможностями по военно-историческому маршруту «Они защитили Родину», закупку экспозиционного оборудования для передвижных выставок. Кроме того, необходимо приобретение мультимедиа-оборудования и переносного экрана для лектория «Герои Дона: летопись времен». Надеемся, что и эти вопросы будут решены. В заключение хочу отметить, что коллектив музея продолжает поиск новых путей взаимодействия с жителями района, вносит свой вклад в развитие въездного и внутреннего туризма, осуществляет миссию просвещения и стремится быть максимально полезным обществу.
В рамках военно-краеведческого направления разработана новая программа патриотического воспитания молодежи «Герои Дона – летопись времен», которая будет реализована в форме тематического выездного лектория. Концепция этой программы посвящена преемственности подвига участников двух крупнейших войн – Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., на примере судеб выдающихся личностей, героев, родившихся в Аксайском районе. Здесь проводятся исторические аналогии преемственности подвига, военной доблести и Славы через судьбы выдающихся земляков – М.И. Платова, легендарного атамана, Героя Отечественной войны 1812 г. и Н.Д. Гулаева, выдающегося летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза. (кураторы и лекторы по этому направлению – Н.Н. Апанасенко, Н.А. Балюк, О.Н. Загайнова.).
Беседовала Елена МОЛЧАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!