Один день в доме Сорокиных
Новость в рубрике: СемьяОн и сегодня, как всегда, напоминает улей. Дом Сорокиных. Два этих слова можно понимать в буквальном смысле – строение, в котором обитает большая семья. А можно иначе: родовое гнездо, в котором растут, взрослеют и становятся на ноги дети. Вырастая, женятся, выходят замуж, разлетаются, вьют свои гнезда, но связи с этим домом не порывают никогда. «Сколько детей прошло через ваши руки, Татьяна Васильевна?» – спросила ведущая одного из федеральных каналов ТВ сидящую в студии гостью, маму большой семьи. «80 человек», – ответила та. И это только детей. А на день рождения мамы, который у Сорокиных отмечается как самый главный праздник (вторым таким праздником был день рождения папы, пока он был жив), съезжаются и зятья, и невестки, и внуки – до сотни человек доходит! Хорошо, что мамины именины – летом, в июле, стол накрывают во дворе. Зимой бы, в доме, не поместились.
Вот он, этот дом. Когда его строили на окраине поселка Рассвет, кругом был пустырь, а сами Сорокины – папа, мама, двое родных, один внук, трое усыновленных и тринадцать приемных детей – жили в трехкомнатной квартире типовой пятиэтажки. 1 февраля 1989 года обрел правовой статус их семейный детский дом (как раз закон – подоспел), а 16 апреля 1990-го праздновали новоселье на улице Молодежной. Народу собралось! Символический ключ от нового дома вручал сам президент Российского детского фонда Альберт Лиханов.
Но семейным детским домом они пробыли недолго, с 2004 года стали называться приемной семьей. Сегодня Татьяна Васильевна обижается и на такую формулировку, повторяет:
– Мы – просто многодетная семья!
Теперь попробуем перекинуть мостик из девяностых годов в сегодняшний день. Ведь если начать рассказывать, как и чем жили Сорокины эти без малого три десятка лет, получится толстенная книга…
Найти этот дом мне удалось не сразу – столько всего нового настроено в поселке, но вот и знакомый переулок, поворот, калитка во двор. В первый год новоселы засадили его деревьями, получился сад. Летом фрукты, зимой варенье, соки. Часть деревьев уже состарилась, пришлось подсаживать новые: груши, абрикосы, айва, черешня. Слева от дома – большая веранда, чтобы было где собраться летом всем вместе, еще левее загон для птицы, хозпостройки. В разные времена держали здесь и кроликов, и овец, и коз – шерсть пряли, чесали, вязали детские вещи. Сегодня держат только птицу. Отказались от дачи – нет смысла время тратить, у каждого в доме свои обязанности. Все, что нужно, покупается оптом.
Вот и сегодня. «Мне надо съездить за одеждой и обувью, пришла СМС-ка о скидках», – сразу предупредила Татьяна Васильевна. Дала понять: особо разговаривать некогда. Да и о чем? Об истории семьи писали все газеты. Поженились девушка Таня, строитель (а в то время была швеей) по профессии, с парнем Михаилом, моряком, родились у них дочка Аня и сын Вася. Вася родился крепеньким, здоровеньким мальчиком, но с четырех лет начались проблемы со здоровьем, и в девять лет он стал инвалидом. Тогда они решили больше детей не рожать, не испытывать судьбу, а удочерили девочку Сашу, потом еще и еще. «И зачем вам эти дети, эти хлопоты, поживите для себя, время от времени «жалеют» Сорокиных «добрые люди». Но ни Татьяне, выросшей среди сестер и братьев, ни Михаилу, детдомовцу, логика их рассуждений непонятна. Без детей дом пустой, и жизнь тоже пустая, так они понимают. Причем ребятишек брали в основном с проблемами здоровья. На веселеньких да голубоглазых и без них очередь, а кто будет возить по больницам ребят с заячьей губой, кто будет вместе с логопедом исправлять им дефекты речи? Зато сколько благодарности излучают эти детские души– как маленькие тепленькие светлячки. Многого можно добиться, имея терпение и понимая детей. А это не каждому дано.
Середина марта, середина дня. Дома Татьяна Васильевна и двое взрослых: сын Вася и жена его Даша. «Невестка мне очень помогает, варит борщи, например», – хвалит мама. Здесь так принято: сказать доброе слово или пожурить, но не оставить незамеченным. Приходят из школы дети и сразу к маме. Поцелуй в щечку, следом вопросы: «Что получил по истории? А контрольная была?» Никого не забыла, проконтролировала, отправила обедать, после обеда дает задание: убрать снег во дворе, завтра должны быть гости… Гости же в доме Сорокиных – обычное дело. Одних друзей на маминой страничке в «Одноклассниках» больше трех сотен. Кроме птенцов родительского гнезда, приемные семьи Ростовской области (многие из них, как только дети вырастают, этого статуса лишаются, у Сорокиных старшие тоже давно выросли, но дом опять полон малышей), журналисты разных изданий (под Новый год радио «Комсомольская правда» несколько дней крутило ролик о «самой большой приемной семье в России»)…
Откуда берутся «сорочата»? Многие из детских домов и детских отделений больниц. В трудные девяностые был случай: пришло письмо из Тверской области. Автор, воспитанник, а теперь и воспитатель детдома, прочитал о необычной семье в одной из газет, пишет: «Не верю, что так бывает». «Приезжай, сам убедишься» – ответила Татьяна Васильевна. Он приехал один, потом приехали его одноклассники с классом. Пятеро из этого класса потом у Сорокиных остались.
Такая же история повторилась год назад, когда телешоу А. Гордона с семьей Сорокиных увидели ребята одного из детских домов Иркутска. Разыскали ее в Интернете, пишут: «Хотим к вам!» Татьяна Васильевна с ними связалась, а через полтора года купила билет на самолет… Встретилась с воспитательницей тех ребят, и в Ростов в мае 2017 года приехали с новой мамой десятилетний Максим, двенадцатилетний Илья и четырнадцатилетний Костя.
Поначалу, еще в девяностые годы, органы опеки нет-нет да и сомневались: а справятся ли с такой нагрузкой приемные родители? Время все расставило по местам – справляются, и еще как! Всех мама с папой выучили, дали специальность, помогли устроиться. «Я их готовлю к жизни», – сказала когда-то мама. Чтобы все умели по дому, по хозяйству, чтобы не боялись никаких трудностей. Теперь органы опеки сами предлагают Сорокиным детишек, которым не повезло с родителями, а то и с другими приемными семьями. Сегодня у них «сорочат» – 16! Четыре девочки и 12 мальчиков. Самому маленькому шесть лет, он еще не в школе, в первом, четвертом и пятом классах по одному ученику, в шестом – четверо, в седьмом – двое, в восьмом, в девятом и одиннадцатом тоже по одному, и двое почти взрослых в училище сервиса в Ростове, уже выпускники!
Дом Сорокиных – двухэтажный, с большой кухней-столовой, с несколькими спальнями наверху, большими комнатами-гостиными, со спортзалом и мастерскими (теперь их, правда, уже нет) в подвале. Сидим с Татьяной Васильевной в ее «кабинете» – вход прямо из столовой. Диван, на стене ЖК-телевизор, стол со швейной машинкой, тумбочки, стеллажи во всю стену. Папки с документами, бумаги, набор кассет от Детского фонда с дарственной надписью Альберта Лиханова «Родителям-воспитателям»… Стопки одежды, кроссовки, балетки, шахматы, свадебные фото, чипсы, конфеты, яблоки. На дверце высоченного холодильника – расписание уроков, пейзажи Байкала и красавицы Ангары, портрет папы, Михаила Васильевича, и дедушки, маминого папы. Родители Татьяны Васильевны старость свою доживали в окружении такого количества внуков, какое другим бабушкам и дедушкам и не снилось. «Чужих детей не бывает!» под таким девизом проводят передачи о Сорокиных телевизионщики, его считают главным в жизни не только родители-воспитатели. Приемную семью создала дочь Аня, Анна Михайловна, живут они в Ростове.
Сегодня дом, как всегда, напоминает улей: дети свои, трое Сашиных, еще одна внучка, Надюшка, со своей мамой Светой.
В мамином «кабинете» много чего, плюс медали за спортивные успехи. Татьяна Васильевна берет наугад одну горсть. Эти – за рукопашный бой Диме и Тане, эта – Диме за первое место по боксу, еще есть награды по теннису, а завтра в школе будет олимпиада, Сорокины в ней тоже участвуют.
Так чем же интересен сегодняшний день? Утром Татьяна Васильевна ездила в Аксай, занималась вопросом оформления путевок для Тани, Димы и Дениса в один из черноморских ведомственных лагерей. Этих троих (грудничками от 17 дней до трех месяцев) она, кажется, совсем недавно привезла из детской больницы Зернограда, а вот уже 13 лет прошло… Днем – школа, дом, уроки. К концу дня садятся в машину – мама и четверо девчонок, больше не помещаются, едут в «Ленту». По пути остановка в «МЕГЕ», всем по мороженому и кому-то одному, сильно проголодавшемуся, хот-дог. До ночи еще далеко, силы надо беречь!
На Дону последовательно реализуется комплекс мер для поддержки семьи и материнства. Особое внимание уделяется поддержке многодетных семей. За последние шесть лет их число в Ростовской области увеличилось почти на треть. Для них продлена программа регионального материнского капитала.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!