Первый собор Войска Донского
Новость в рубрике: Даты, КультураГлавным храмом области Войска Донского до переноса столицы в Новочеркасск был Войсковой Воскресенский собор. Это самый старейший храм не только на Дону, но и на юге России. До 1652 года на Дону вообще не было церквей. В первой половине XVII века существовало несколько часовен в Раздорах, Черкасске и Монастырском городке.
Станица Старочеркасская – жемчужина в короне донских достопримечательностей. На ее территории находится множество памятников архитектуры XVI – XIX веков. Храмы, среди которых Воскресенский собор – один из старейших каменных на Дону, Ефремовский дворец – единственный сохранившийся уникальный пример атаманской усадьбы, построенный по образцу столичных аристократических дворцов, улицы и дома в неповторимом казачьем стиле. Первый музей в Старочеркасской был создан в 1921 году в честь Степана Разина, потом здесь был филиал Новочеркасского музея истории Донского казачества, а в 1970 году по инициативе М.А. Шолохова создан Старочеркасский музей-заповедник.
С тех пор популярность Старочеркасской постоянно растет. В развитие станицы – центра казачьей культуры вложены труды реставраторов, благодаря стараниям которых преобразились храмы и другие исторические объекты, музейных работников, восстанавливающих историю древней станицы казаков. Музей включает в себя территорию бывшего города Черкасска с более 100 памятниками гражданской культовой архитектуры. Памятники Старочеркасского музея-заповедника притягивают любителей истории и почитателей культуры Ростовской области, России, а также иностранных гостей.
В 1652 году в Черкасске построили деревянный Воскресенский храм, но в 1670 году он сгорел. Казаки выстроили собор вновь, но и этот храм погиб в пламени пожара в 1687 году. Петр I старался поставить казачество под царское управление. По его приказу в главном городе донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор не выяснена точная дата начала его возведения. Но через год после пожара в 1688 году из Москвы в Черкасск по приказу Петра I для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги.
В 1709 году Петр I, находясь в Черкасске, «собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известкою». В 1716 году строительные работы были закончены, а освящен храм был 2 февраля 1719 года. В 1716 году при заключительных работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой, а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей.
В плане храм представляет собой девятилепестковое здание на мощном подвале-подклете. Пять башен, составленный в виде креста – три по главной оси запад-восток и четырех малых башен, поставленных диагонально к центральному объему, его опоясывает двухъярусное крытое гульбище-галерея, представляет собой сложную вариацию русского деревянного зодчества, получившую распространение на юге России. Купола храма – луковичные. Собор венчали девять покрытых сусальным золотом крестов различной формы и высоты.
Судя по многим художественным деталям, храм возводили московские мастера, но фамилия главного архитектора до сих пор не установлена.
Золоченый резной иконостас и хоры Воскресенского собора представляют выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой из переплетенных виноградных лоз. Иконостас собора пятиярусный сочетает архитектурную культурность колонн с яркой живописью икон. Состоит иконостас из 149 икон, около 40 из них выполнены мастерской иконописца Егория Иванова Грека. Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра, пожертвованного казаками. Пол собора устлан чугунными плитами.
Уникальна живопись хоров собора. Хоры представляют собой деревянный балкон с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый деревянный кронштейн, украшенный карнизами. Живопись хоров состоит из ряда композиций, расположенных на горизонтально стыкованных досках. Она является как бы иллюстрацией к некоторым сюжетам Библии, но выполнена в светской манере. Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, алтарь расписан бывшим послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. Перед иконостасом на мощных цепях висят три бронзовых паникадила XVIII века, выполненные в стиле барокко и покрытые серебром.
До 1917 года собор был богат драгоценностями, которыми казаки щедро одаривали храм. По данным соборного священника Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана А.П. Богаевского, остальное разграблено в 20 годы ХХ века.
На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном Александра II великим князем Николаем.
Перед главным входом в собор накрепко вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин. После взятия Кагальницкого городка и ареста Разина его привезли в Черкасск и, заковав освященной цепью, держали его в храмовом притворе, надеясь на его вразумление от «волшебства». В стену вделана мраморная плита с могилы его крестного отца – войскового атамана Корнилия Яковлева.
В нескольких десятках метров от собора стоит восьмигранная колокольня, поставленная на четверике. Приблизительное время строительства колокольни – 1725 – 1730 годы.
Собор стоит на главной площади Черкасска – на майдане. Здесь же пред колокольней выставлены элементы крепостных ворот и пушек Азовской крепости – память о знаменитом «Азовском сидении» донских казаков.
Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова – так называемая «холодная» церковь, то есть она не отапливается. Поддержание нужных температур осуществляется сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло.
В 1939 году в галерее собора был устроен местный музей. Великая Отечественная война помешала закончить составление его экспозиции.
В 1942-м году храм снова был открыт для богослужений, которые совершались до 1954-го года.
В 1958-м году храм передали филиалу Новочеркасского музея Донского казачества. Храм до 1970-го года был закрыт.
После создания Старочеркасского музея-заповедника началась реставрация храмов станицы. В первую очередь намечено было реставрировать Войсковой Воскресенский собор, дворец атаманов Ефремовых, монастырскую гостиницу. Затем – реставрация Донской и Петропавловской церкви, Ратной (Преображенской) церкви и прилегающего к ним кладбища. Для проведения этого обширного комплекса работ была создана специальная научно-реставрационная мастерская.
Наиболее серьезные архитектурно-строительные и художественно-реставрационные работы были проведены в Воскресенском соборе. Автору проекта реставрации Воскресенского собора Н.Д. Цацак и бригадиру художников-реставраторов М.Е. Соколенко пришлось работать в архивах, чтобы определить характер реставрационных работ.
В ходе реставрации было много сложностей, в том числе по восстановлению резного иконостаса, создалась сначала одна группа резчиков, потом другая.
В 1975 году вместе со своим отцом, преподавателем кафедры истории НПИ, а также с директором Новочеркасского музея Леонидом Георгиевичем Шолоховым (сыном известного писателя Г.Ф. Шолохова-Синявского) побывала в реставрирующемся Воскресенском соборе. Иконостас зиял дырами отсутствующих кусков резьбы, храм звучал заброшенно. С тех пор я ежегодно посещала Старочеркасскую, каждый раз наблюдая, как преображается храм в ходе сложных и многогранных реставрационных работ. Освященный в 1990-м году храм открыл двери не только туристам, но и прихожанам.
Екатерина Гонзалес, по материалам
Старочеркасского музея и исследованиям донских краеведов
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!