«Мой несравненный, пушкинский, мой русский…»
Новость в рубрике: Даты, Культура, ОбразованиеАлександр Сергеевич Пушкин… Наше все, солнце русской поэзии, главный сказитель для многих поколений, создатель русского литературного языка, приблизивший его к современному состоянию. Насколько сохранился пушкинский язык сегодня?
Глаголом жечь сердца
О роли Пушкина в создании «великого и могучего» отлично высказался писатель-сатирик Михаил Задорнов:
– Когда мне было лет 12 – 14, папа сказал мне очень интересную фразу: благодаря Пушкину изменился в лучшую сторону русский язык во всей России. Я ее не понимал до последнего времени, а потом вспомнил. И понял многое из наших бесед с отцом. Смысл такой: благодаря Арине Родионовне Пушкин начал писать не тем языком, которым писали до него, когда главенствующим был церковно-славянский язык у светской части населения России. Были слова длинные, как, к примеру, данепреблагоблаготворившемуся… И если почитать тексты того времени, это очень сложно получается. Стихи, литература – на таком языке это не было легко.
У поэта Гавриила Державина была мечта облегчить русский язык. Потому-то, услышав стихи лицеиста Пушкина, он понял, что юноша заговорил другим языком, почувствовал в нем гения. Большая заслуга в этом принадлежит и няне Арине Родионовне.
– До церковно-славянского языка существовал простой язык русский, – комментировал Михаил Задорнов документальный фильм, посвященный Пушкину и его няне. – И вот Арина Родионовна сделала дело наиважнейшее для России. Во-первых, царь, сослав Пушкина, сделал очень хорошее дело: дал возможность Пушкину овладеть языком простых людей – земледельцев, крестьян. И это был тот спасительный язык для России, который уничтожила светская власть того времени. И вот какая загадочная история: Арина Родионовна говорила языком крестьян, и Пушкин через нее впитал в себя родную речь. И вдруг один мальчонка, воспитанный няней, заговорил так, что вся Россия стала говорить другим языком.
Что ж, недаром Александр Сергеевич посвятил своей няне столько стихов…
– Каждое новое поколение уверено, что до конца разобралось в гениальности поэта. Но проходит время, и понимаешь, что вчерашнее знание кажется недостаточным, – считает Л.В. Волощук, старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея. – Новый опыт людей подсказывает иное прочтение, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия. Невозможно представить Россию и нашу культуру без Александра Сергеевича Пушкина, без его звонкой лиры для русской души. Бесспорно, Россия получила огромный дар – великого поэта, которого нельзя переоценить.
В этом году, как повелось по традиции, в первую субботу июня Александр Сергеевич вновь соберет на Аксайской почтовой станции всех ценителей своего творчества на Пушкинский праздник, чтобы еще раз услышать пушкинские строки.
Владимир Елистратов, Доктор культурологии, писатель, заслуженный профессор МГУ:
– Обычно говорят, что Пушкин – создатель русского языка. Если говорить просто, то Пушкин отменил все лишнее. Потому что такие поэты, как Херасков и другие, писали очень сложно. Он сделал операцию хирургическую. Он минимизировал язык в хорошем смысле, лишние архаизмы убрал, убрал некие метастазы с языка, сделал уборку, скажем так, в большом доме. Он был ужасно смелый человек – в стилистическом смысле. Когда он написал «Руслана и Людмилу» (это в его время была популярная вещь, остальные подвергались критике), было сказано, что он вошел в лаптях в великосветский салон. То есть он высокий жанр превратил в низкий – с точки зрения людей, которые делали литературу тогда. И он забрал в язык самое лучшее.
Капитал нации
День рождения Пушкина широко отмечается в разных странах, а с 2011 года он стал официальным праздником – Днем русского языка. 21 февраля, вскоре после печальной даты его смерти, мир отмечает Международный день родного языка. И хотя с именем великого поэта он никак не связан, символика дат налицо – праздник учрежден ЮНЕСКО для защиты культурного многообразия и предотвращения угрозы вымирания языков. По данным этой организации, сегодня в опасности находится почти половина из шести тысяч языков мира, в том числе 120, на которых говорят граждане России. Каждые две недели, считает американский лингвист Дэвид Хариссон, в мире исчезает один живой язык.
Русскому языку, конечно, вымирание не грозит. Но общая тенденция к доминированию английского в мире, конечно, сказывается на снижении популярности русского, как и других зыков. Тем не менее на сегодняшний день его изучают более 10 миллионов иностранцев. Французы, например, считают, что изучение русского языка – это «гимнастика для ума». Учеными доказано, что для развития умственных способностей необходимо изучать языки, в которых четко выражаются логические связи. Русский язык, в силу своей грамматической структуры, как раз и относится к языкам, способствующим развитию логического мышления. Не зря выехавшие в Израиль российские евреи сохраняют знание русского языка и даже требуют его признания как одного из официальных языков.
Популярен русский и у мировых политиков. Кондолиза Райс изучала его в университете, Ангела Меркель побеждала на олимпиадах по русскому, а Жак Ширак переводил «Евгения Онегина» на французский…
Настоящий бум русского языка в Испании и на Кипре. Местные общественные организации стараются поддерживать связи с коллегами из России, чтобы иметь возможность завоза учебников русского языка, изданных именно в РФ. Основная причина – в разы возросший приток российских туристов в последние три-четыре года.
По результатам независимого исследования, проведенного по заказу Еврокомиссии, наиболее употребляемы на пространстве ЕС четыре языка – английский, французский, немецкий и… русский. Такая конкуренция требует серьезной поддержки как со стороны государства, так и общества. Мировой опыт распространения национальной культуры таких организаций, как Британский совет, институты Сервантеса, Гете, Конфуция, общество Данте, позволяющих знакомиться с языком, историей, культурой, литературой, кинематографом стран, которые они представляют, говорит сам за себя.
– Мы поддерживаем проекты по изучению языков всех стран. Не стоит думать, что можно продвигать язык без инвестиций, без больших усилий, без организации сети в других странах, – убежден комиссар Евросоюза по вопросам многоязычия Леонард Орбан. – Это нелегко, это непростая работа – нужны фонды, организация, компетентные специалисты, – но другого пути нет… Сегодня в ЕС уже 40 процентов молодежи в возрасте до 24 лет владеет двумя иностранными языками. Среди возрастной группы старше 55 лет таких меньше – 20 процентов.
Новое и хорошо забытое…
Отвечая на вызовы времени, в России в целях популяризации русского языка на государственном уровне ведется целенаправленная работа. Одним из знаковых моментов в этом направлении стал 2007 год, объявленный Президентом РФ Годом русского языка. Эта крупная мировая акция прошла почти в сотне стран, познакомив ее граждан не только с нашим языком и литературой, но и культурой и экономикой, духовным потенциалом России. В том же году создан фонд «Русский мир», основная деятельность которого связана с распространением и развитием богатейшего культурного наследия России как у себя на родине, так и за рубежом. Фонд открыл около ста центров «Русского мира», которые есть на всех континентах (исключая, пожалуй, только Антарктиду).
– Начиная новое дело пропаганды русского языка и русской культуры в мире, необходимо использовать весь опыт, накопленный предшествующими поколениями, – считает Наталия Нарочницкая, член Попечительского совета фонда. – И такой опыт в нашей стране имеется.
В советское время существовала система Домов советской культуры, которая была развита в странах социалистического лагеря и в дружественных нам государствах: в Венгрии, Польше, Югославии, Индии, Индонезии, Монголии, Марокко, на Кубе, Кипре. После распада Советского Союза система ДСК была преобразована в Дома российской культуры в 35 странах. Дома советской, а затем российской культуры представляли и представляют за рубежом современную Россию.
Есть у нашей страны и более глубокая историческая традиция – русские сезоны. Знакомство с русской культурой на Западе произошло только в начале ХХ века благодаря «Русским сезонам» Дягилева, которые стали настоящим открытием, вызвавшим интерес поклонников балета, живописи, литературы, иконописи, фрески, древнерусского зодчества…
Другой аспект популяризации языка – изучение его в школе. В этих целях в 2015 году была создана Концепции преподавания русского языка и литературы в школе, вызвавшая немало споров в профессиональных кругах. Часть специалистов убеждена: традиционный курс русского языка оторван от потребностей современного общества. В связи с этим школьники должны изучать язык не только на примере классической литературы, но и уметь писать заявления и резюме, изучать разговорный сленг.
Этого требует и переход к медиацентричной картине мира (наметившейся в последние два десятилетия) от особенно популярного в XIX веке литературоцентризма. Хотим мы того или нет, но в век стремительных технологий иной становится и модель гуманитарного образования. Новая информационная среда, современные медиатехнологии, навыки учебной аудитории, более приспособленной к тексту и образу, преобладанию видеоряда над словесностью – язык же, как живой организм, подстраивается под неизбежные изменения, но при этом остается проводником многовековой духовной культуры. Это происходит благодаря его носителям. Тем, кто говорит, думает, творит на языке Пушкина или на его осовремененном варианте.
Мы живем в России, и значит, только наличие нашей родной русской культуры, русского языка, нашей истории отличает нас от всего остального мира, людей, государств – это является нашей силой, стержнем, фундаментом и опорой.
Юлия МИШИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!