Дети. Родители. Учителя…
Новость в рубрике: Администрация района, Депутаты, Образование, Человек и законВ Аксае прошло районное родительское собрание, которое состоялось 20 сентября в РДК «Факел». Гостями встречи стали сенатор в Совете Федерации РФ от Ростовской области И.В. Рукавишникова, руководитель секретариата уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области Т.И. Княжева, педагог-психолог высшей категории ГБУ Ростовской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Т.М. Сайганова, заведующая отделением профилактики ГБУ Ростовской области «Наркологический диспансер» И.Ю. Лопатина. В зале присутствовали представители Администрации Аксайского района, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, председатель Собрания депутатов Аксайского района Ю.И. Черноусов, представители отдела культуры Администрации Аксайского района, Общественного совета при Администрации Аксайского района. Активное участие в работе собрания приняли директора школ, заместители директоров школ по воспитательной работе, психологи, социальные педагоги, родительская общественность, врач-нарколог наркодиспансера М.П. Окопная, представители общественных организаций района.
Мероприятие открыл начальник Управления образования Администрации Аксайского района Владимир Иванович Черноусов. Ирина Валерьевна Рукавишникова обратила внимание на то, что диалоги с родителями проводятся в разных районах Донского края. И везде разговор идет о том, как важно, чтобы ученики, родители и педагоги слушали и понимали друг друга. По словам Ирины Валерьевны, проблемы, обсуждаемые на собраниях, касаются каждого образовательного учреждения, и подчеркнула, как важно родителям уделять внимание своему ребенку, который может попасть в Интернет- и наркозависимость.
Разговор продолжила Татьяна Ивановна Княжева, коснувшись вопросов социализации детей в обществе, их взаимоотношения с педагогами.
– Сегодня одно из главных требований государственной политики – безопасность и комфортность ребенка в саду или школе. К сожалению, в каждой школе бывают конфликты. И не только между учениками. Непонимание может возникнуть между родителем и преподавателем. Причин несколько. Например, низкий уровень педагогической культуры – когда учитель публично делится информацией об особенностях здоровья или семейными проблемами школьника, рассказывает всему классу о тайных переживаниях ребенка.
Бывает, что у преподавателя наступает профессиональное выгорание, и педагог уже не задумывается о чувствах детей. Он перестает ценить каждого ребенка как личность, у которой есть свои интересы, взгляды на жизнь, свое особенное восприятие окружающего мира. Причиной конфликта может послужить и безответственность родителей. Когда учитель пытается донести до мамы или папы, что у ребенка какие-то проблемы в поведении, или же он чувствует себя одиноким, ему не хватает родительской заботы, задушевных бесед, а родители не хотят обращать на это внимание, считая, что трудности разрешатся сами собой.
Если говорить о ссорах между педагогами и учащимися, то здесь причиной возникновения может служить некомпетентность учителя. Приведу пример. Третьеклассник на уроке физкультуры повредил мячом палец. Он рассказал об этом учителю и классному руководителю. Педагоги не приняли никаких мер и не пригласили в школу маму. А потом оказалось, что у мальчика перелом пальца.
Конечно же, родителей волнуют вопросы приема в детский сад или школу, перевод из одного образовательного учреждения в другое, отчисление, питание и так далее. Знайте, что помочь в решении проблем могут школьные уполномоченные, служба медиации, отдел образования, комиссия по делам несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Александровна Черкасова.
Она работает в Ростове-на-Дону по адресу: проспект Михаила Нагибина, 31-б. Личный прием ведет по вторникам с двух часов дня до шести часов вечера. Единственное условие – нужно предварительно записаться на прием. Помощники уполномоченного принимают в будние дни с девяти утра до шести вечера, в пятницу до 16-45.
Если вам не помогли в школе, обращайтесь в другие инстанции. Главное, не отчаиваться, – отметила Татьяна Ивановна.
К разговору подключилась педагог-психолог высшей категории Т.М. Сайганова.
– Все мы любим своих детей, и в определенный период их возраста, особенно подростковый, у нас возникает вопрос – как приучить ребенка к самостоятельности, уберечь от дурной компании, противоправных действий, употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ. Для начала хочу вам сказать, что человек развивается постепенно. В том числе и его мозг. Отдел, отвечающий за принятие самостоятельных решений, планирование и самоконтроль, созревает к 17 годам.
Поэтому вопрос: «Где была твоя голова?» семилетнему ребенку просто неуместен. Но все мы можем постепенно приучать свое дитя к ответственности. Гиперопека часто бывает лишней и мешает сыну или дочери взрослеть. Давайте наступать последствиям. В разумных пределах, конечно. Например, ребенок в очередной раз забыл ключи и обвинил маму в том, что она их не положила. Предупредите, что, если он сам не положит ключ в рюкзак, придется ждать на улице, когда родители придут с работы. Один раз посидит на лавочке у подъезда, второй – съездит на работу, в третий раз уже сам возьмет ключи.
Когда в определенный момент жизни ребенку предложат пиво или сигареты, привычка думать о последствиях может помочь принять правильное решение.
Почему же все-таки рука ребенка тянется к бокалу пива или сигарете? Многие подростки хотят казаться взрослее, чем они есть. Мальчикам кажется, что если взять в рот сигарету, то сразу можно стать самостоятельным, сильным, мужественным. У девушек курение бывает связано с кокетством, желанием нравиться, казаться оригинальной.
Подростки стремятся все узнать и попробовать. Немало юношей и девушек хотят испытать необыкновенные ощущения, получить «драйв». Кого-то толкает к употреблению вышеупомянутых вещей страх потерять расположение друзей. Если в период раннего детства авторитетом являются взрослые родственники, учителя и воспитатели, то в подростковом возрасте становится важным мнение сверстников. Чем меньше уверен в себе подросток, чем хуже он относится к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Бывает, что подросток, примеряя на себя роль взрослого человека, предъявляет к себе высокие требования. Он хочет стать суперталантливым, суперпривлекательным и так далее. Но эти требованиям трудно соответствовать даже взрослому человеку. Максимализм приводит к тому, что разница между придуманным идеалом и реальным образом настолько велика, что очень расстраивает подростка. Чувство «несоответствия» держит его в постоянном напряжении.
Но! Стечение обстоятельств становится причиной начала пагубных привычек всего лишь в 10 – 15 процентах, в остальных случаях – это нарушение семейных взаимоотношений. Печально, но факт.
Подростковый возраст принято считать переходом от детства к взрослости. Это период с 12 до 16 лет.
В этом возрасте происходит бурный физический рост, половое созревание, перестройка гормональной системы, перепады настроения. Дети отделяются от семьи и становятся самостоятельными. Наступает кризис идентичности, подросток постоянно ищет себя, у него формируется новое отношение к себе и к миру, он становится ранимым, тревожным, самооценка постоянно меняется.
Возникают логичные вопросы: как строить отношения родителей с детьми, чтобы подросткам не захотелось искать взаимопонимания на стороне, что нужно подростку в этот период жизни? Во-первых, внимание и поддержка без осуждения и оценок. Просто выслушайте. Подросткам кажется, что они одиноки. Это чувство может обостриться, если в семье нет доверительных отношений и эмоционального контакта.
Несмотря на внешнее противодействие со взрослым, ребенок хочет поделиться своими переживаниями, но ему трудно начать более близкое отношение самому. Доверительные общения в семье помогут компенсировать трудности в общении со сверстниками. Чудесная семья, ребенок – спортсмен, папа возит его на соревнования, но этот мальчик умирает от передозировки наркотиков. Что толкнуло его на этот шаг, неизвестно. Возможно, он искал свободы, а может, не хватало доверительных отношений с родными. Но в любом случае, надо быть начеку.
Если у вашего сына один раз обнаружилась пачка сигарет, это может быть случайность, второй раз – это подозрительно, в третий раз – это уже закономерность. Но самая главная ошибка родителей – это давление на ребенка. Попробуйте поговорить, объяснить, что курение приносит только вред. Расскажите о последствиях употребления табака. Это подействует гораздо эффективнее, чем крики, которые вызовут обратную реакцию и желание продолжить курить назло.
Еще раз повторюсь, слушайте своих детей! Обнимите, посмотрите ребенку в глаза, покажите свою заинтересованность, поговорите с ним. Лучше, если поначалу это будут разговоры не о поведении, а обо всем, что нас окружает, – об общих делах, знакомых. Вот увидите, если слушать и не критиковать, можно услышать и понять многое из того, чем живет ваш ребенок, – поделилась полезной информацией Татьяна Михайловна и передала микрофон заведующей отделением профилактики областного наркологического диспансера И.Ю. Лопатиной.
Ирина Юрьевна еще раз обратила внимание слушателей на вопросы взаимоотношения детей и родителей. Она подчеркнула, что, если ребенок комфортно чувствует себя в семье, он, скорее всего, не будет пробовать наркотики. Но если дитя испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку, то наркотик может стать для него тем, чего ему не хватает в жизни.
– Учите ребенка преодолевать трудности, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно решить проблему, пройдите весь путь решения сложной жизненной ситуации вместе с ним. Избегайте акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка. Дети чувствуют от этого боль, напоминание о недостатках может сильно затормозить общение со взрослыми.
Исследования показали, что люди, злоупотребляющие одурманивающими препаратами, обычно имеют низкую самооценку. У ребенка, имеющего положительную высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя «хуже других».
Чтобы воспитать навыки противостояния давлению сверстников, учите ребенка ценить индивидуальность в людях и самих себе. Обсуждайте вместе с ребенком, что такое настоящая дружба. Объясните, как важно, чтобы дети, окружающие сына или дочь, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга. И следите за своим поведением. Часто ребенок перенимает те семейные и человеческие ценности, которые существуют в его семье.
Если родители поддерживают трезвый, здоровый образ жизни, то, скорее всего, ребенок последует их примеру. А если папа или мама выпивает бутылку пива, чтобы расслабиться после работы, ребенок, скорее всего, в дальнейшем будет копировать ваше поведение. Но где гарантия, что дело ограничится только пивом? Когда родители курят, то очень высока вероятность того, что дети тоже возьмут в руки сигарету.
Задача родителей – научить ребенка ориентироваться в ситуации, отличать плохое от хорошего. Если вы сами не сформируете отношение ребенка к наркотикам, за вас это сделает кто-нибудь другой. И нет никакой гарантии, что это отношение не окажется губительным. И еще одно: если вы заметили что-то подозрительное в поведении ребенка, он худеет, мало спит, изменилась его речь, поговорите с ним, попробуйте выяснить, почему это происходит.
Если есть основания полагать, что подросток принимает запрещенные препараты, предложите сдать анализ. Можно анонимно. Для этого нужно прийти по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 43/10. Поймите, если ваш ребенок принимает наркотики, он болен и его нужно лечить. Ситуацию можно исправить, если вовремя обратиться за помощью. Замалчивание проблемы не помогает ее решить, – отметила Ирина Юрьевна.
Присутствующим в зале был продемонстрирован видеоролик о вреде наркотиков. Родители смотрели его с большим интересом, многие достали смартфоны и записали ролик на видео.
После выступления специалистов родители смогли задать интересующие их вопросы. В частности, их интересовала тема аптечной наркомании и меры борьбы с ней. И.В. Рукавишникова ответила, что в первом чтении принят закон Государственной Думы об увеличении штрафов вплоть до лишения аптеки лицензии за торговлю запрещенными препаратами.
Один из родителей спросил, как уберечь ребенка от телевизора, на что В.И. Черноусов задал ответный вопрос: «А как уберечь от телевизора взрослых?», и И.В. Рукавишникова ответила лаконично: «Выключить телевизор», вызвав одобрительный гул и улыбки на лицах присутствующих. Встреча получилась теплой, а те, кто хотел поговорить со специалистами наедине, получили такую возможность.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!